Совместные действия в пользу общества предотвращают вражду, − Саид Исмагилов

Представители разных вероисповеданий проходят испытания на мудрость, единство и любовь к общей Родине, − муфтий ДУМУ «Умма»
Второй день работы форума был посвящен вопросам социальной, миротворческой и посреднической деятельности церквей, религиозных и общественных организаций в Украине.

В украинской столице 9 декабря завершила работу Национальная встреча религиозных или основанных на убеждениях общин Украины, инициированная Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Департаментом по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины.

Как уже сообщал «Ислам в Украине», это вторая национальная встреча в рамках проекта ОБСЕ/БДИПЧ «Укрепление безопасности религиозных общин и других групп в Украине» (первая состоялась в мае 2015 года), направленная на эффективный диалог для обмена мнениями и опытом с целью лучшего понимания, что является предпосылкой преодоления разногласий и напряженности между представителями различных религиозных организаций, последователями различных вероучений.

Как и предполагалось, участие в обсуждениях приняли не только представители религиозных общин и объединений, но и государственные и общественные деятели, ученые, международные эксперты, в частности представитель норвежской христианской организации «Форум 18» Джон Кинахан; доктор философии, религиоведения и культурологии Абердинского университета, директор организации Interfaith Scotland Морин Сиер; глава инициативы норвежского Хельсинкского комитета по обеспечению свободы религии или убеждений доктор Мине Илдирим; выдающийся правозащитник, сопредседатель рабочей группы Консультативного органа по вопросам диалога относительно человеческого измерения при Министерстве иностранных дел Республики Казахстан Евгений Жовтис и многие другие.

В первый день работы (8 декабря) состоялось 4 сессии, во время которых обсуждались такие темы, как «Религиозные организации Украины в контексте главных вызовов современности: реалии и перспективы государственно-конфессиональных отношений», «Важность диалога и его роль в обеспечении мирного сосуществования, повышении социальной стабильности и безопасности, «Создание условий для эффективного, содержательного и длительного диалога и роль государства», «Система государственно-церковных и межконфессиональных отношений в Украине в свете современной экспертно-аналитической оценки». Участники также обменивались мнениями по поводу опыта международного межрелигиозного диалога и имплементации его результатов в Украине, дискутировали о современном состоянии и перспективах межконфессионального диалога в Украине; определяли актуальность для Украины миграционного кризиса в Европе; говорили также о том, влияет ли межконфессиональный диалог и межцерковные взаимоотношения на государственную политику, в каком состоянии сейчас находятся межправославные отношения в нашей стране; искали ответ на вопрос − имеют ли место вызовы светскости в Украине на современном этапе. В частности, об украинском опыте внутриисламского диалога и актуальные вызовы докладывал известный ученый, переводчик смыслов Корана на украинский, кандидат исторических наук, доцент Национального университета «Острожская академия» Михаил Якубович.

На второй день работы форума, который был посвящен вопросам социальной, миротворческой и посреднической деятельности церквей, религиозных и общественных организаций в Украине, выступал муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» шейх Саид Исмагилов.

− Сейчас Украина переживает один из самых тяжелых периодов своей истории. Мы, представители разных вероисповеданий и разных традиций, вместе с нашей страной испытываемся на мудрость, единство и любовь к общей Родине. Мусульмане Украины в эти бурные времена стоят бок о бок с христианами, иудеями и представителями других мировоззренческих позиций. Сначала мы так стояли на Майданах страны, а затем − и на защите нашей Родины. Мусульмане терпят страдания в Крыму, в Донецке, в Луганске и в других оккупированных городах. Они занимаются волонтерской работой в зоне АТО. Мы продолжаем делать все необходимое для того, чтобы в нашей героической и прекрасной стране появилось здоровое, открытое и толерантное гражданское общество и воцарились мир и согласие, − сказал муфтий.

Что касается диалога между представителями различных религий и конфессий, то, как отметил шейх Саид, возникает вопрос: ограничится ли диалог только декларативными речами и встречами, возможна ли совместная деятельность на благо общества?

− Несмотря на то, что различные религии имеют свое вероучение и религиозную практику, я вижу, что есть три отрасли, в которых мы можем сотрудничать. Первая отрасль состоит в защите и популяризации морально-этических ценностей, являющихся одинаковыми как для христиан и иудеев, так и для мусульман. Вторая отрасль − в благотворительных проектах и волонтерстве. И третья − в защите и проповеди национальных интересов нашей страны. Наше сотрудничество в этих трех плоскостях будет лучшим примером дружбы и взаимоуважения не только для граждан Украины, но и для всего мира. Совместное доброе дело − это лучшее, что может объединить общество и предотвратить возникновение вражды, антисемитизма, исламофобии, христианофобии и т. д., − выразил свое мнение Саид Исмагилов.

Муфтий ДУМУ «Умма» убежден, что пространства для совместных добрых дел в нашей стране много: это помощь вынужденным переселенцам из оккупированных Крыма и Донбасса, украинским военным, вдовам и сиротам наших погибших военных, больным и раненым и тому подобное.

По словам шейха Саида Исмагилова, все усилия Духовного управления мусульман Украины направлены на социальное служение вышеупомянутым категориям, на воспитание и интеграцию последователей Ислама в украинское общество. Муфтий привел два наглядных примера того, что между верующими на самом деле гораздо больше общего, чем различий. К тому же из-за совместных действий представителей различных вероисповеданий, которые демонстрируют не просто сосуществование без конфликтов, а на основе глубокого уважения к убеждениям другого человека, воспитывается уважение у представителей разных религий друг к другу:

− Несколько дней назад ко дню рождения (22 декабря) пророка Мухаммада (мир ему и благословение) мы напечатали книгу «Мухаммад». Она является биографией основателя Ислама, написанная на базе древнейших источников. Я опубликовал анонс, и мне написал капеллан греко-католической церкви, которая занимается военнослужащими, находящимися сейчас в зоне АТО. Он сказал, что у него в военной части есть пять мусульман: «Пришли мне, пожалуйста, пять экземпляров этой книги для ваших верных». До этого я через этого капеллана Петра Пустынника передавал пять Коранов. То есть христианский священник, капеллан занимается не только христианами, но и мусульманами. И у меня по этому поводу возник вопрос − будут ли когда-нибудь эти мужчины (воины-мусульмане) относиться негативно к христианам? Я считаю, что никогда! Потому что они видели настоящее, хорошее, совместное действие. Они видели, что мы едины, одинаковы, и несмотря на разные веры и конфессии, помогаем друг другу даже в таком тонком вопросе, как религиозная, как духовная жизнь.

− Другой пример: я сам как капеллан ездил в военные части в зону АТО, − продолжил Саид Исмагилов. − Единственным мусульманином в ней был командир. Я привез от последователей Ислама много еды и одежды, которые мы раздавали всей части. Думаю, это тоже был пример для христиан.

Во время выступления шейх Саид также коснулся и проблем, которые возникают в Европе из-за большого наплыва мигрантов из мусульманских стран, из-за роста исламофобии, вызванной деятельностью террористов.

− Беспокоит вопрос − что будет с Европой, смотря на то, какое большое количество мусульман уже попало туда? Хочу заметить, что меня как мусульманского лидера это беспокоит более чем кого-то другого, поскольку любые проблемы, конфликты или, не дай Бог, теракты оборачиваются против самих мусульман в первую очередь. Поднимается большая волна исламофобии, люди на бытовом уровне очень агрессивно относятся к нам, не отличают террориста от не террориста. Из-за этого страдает доброе имя нашей религии.

При этом муфтий Саид Исмагилов отметил, что мусульмане стран Восточной Европы (Украины, Литвы, Беларуси, Румынии, Польши) уже давно интегрированы в общество. К тому же, по его мнению, в нашей стране просто нет религиозной вражды, поскольку Украина имеет свое автохтонное мусульманское население, которое не только сформировалось на территории этой страны, но и много веков имело здесь свою государственность:

− Рядом с мусульманами жили христиане, иудеи и караимы. Государственная политика добрососедства была толерантной ко всем религиозным меньшинствам − в истории конфликтов на религиозной почве не случалось. Храмы четырех вероучений стояли настолько близко друг к другу, что муэдзин мог с минарета мечети разговаривать с звонарем на колокольне (христианского − ред.) собора. Например, храмы разных конфессий в украинских городах Евпатория и Симферополь стоят очень близко. Кто был − тот видел. Это наше с вами совместное духовное наследие, − напомнил Исмагилов и добавил, что Украина сама могла бы поделиться с другими странами опытом мирного сосуществования представителей различных религий:

− Безусловно − чужой опыт может быть полезным. Но Украина настолько богата (опытом − ред.), что мы сами можем поделиться с другими тем, как вместе жить в мире и уважении. И это очень отличается от положения в других отдельных странах, к сожалению, и в странах Европы.
Рецептом от радикализации определенной части верующих шейх Саид считает соблюдение прав и свобод граждан, воспитание и предоставление равных возможностей вновь прибывшим интегрироваться в общество:

− Недопустимо, чтобы любая религиозная община отделялась в замкнутое гетто и отгораживалась от общества, как это, к сожалению, происходит с мусульманами в некоторых странах Западной Европы, − подчеркнул шейх Саид, − Потому что в таких замкнутых группах зарождаются и вызревают фобии, агрессия друг к другу и радикализм. И наоборот: если некая общность не ограничена в правах и возможностях, и, не теряя своей религиозной идентичности, интегрированна в общество − это является залогом мирного будущего.

На вопрос − как удачно решить проблему мусульман Европы, муфтий заявил:
− Невозможно быстро интегрировать большое количество инокультурных иммигрантов в новые условия, которыми для них является Западная Европа. Но тратить время зря, просто ожидая, также невозможно. Во-первых, любое государство, которое столкнулась с такой проблемой, должно обеспечить равные права и возможности для всех граждан. Во-вторых, нужно воспитывать своих мусульманских религиозных лидеров, которые будут относиться к конкретной стране, как к своей родной земле, как к Родине, будут уважать ее культуру, историю, язык, менталитет и проповедовать это верующим, воспитывать молодежь и детей. И тогда не нужно будет думать, что делать с той или иной религиозной общиной, придумывать какие-то государственные программы. Сообщество само станет органической частью страны. Нужно время, равные права, свои патриотические религиозные лидеры − и я считаю, что такой тяжелый, но важный вопрос будет решен, − сказал Исмагилов.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.