В последнее время я все чаще встречаю пессимистические высказывания, мол, Крым уже никогда не вернется в состав Украины. Точно так же в недавнем прошлом не верили в возможность объединения Германии, так же в подсоветской Прибалтике невероятной казалась сама мысль о скором восстановлении ее государственности. Список этот можно продолжать, ибо человеческая безнадежность находит себе всё новые объекты. И всегда актуальными будут слова Того, кто поощрял апостола Петра ходить по воде: «Маловерный, зачем усомнился?» (Мф. 14, 31).
Диктаторы умеют делать вид, что они — устойчивые и неумолимые. На это покупаются не только у нас, но и на Западе: целая доктрина Realpolitik выросла на этом. Адепты этой доктрины, очевидно, считают себя крутыми реалистами, которые якобы не убаюкивают себя утопическими надеждами и трезво смотрят на мир.
Однако Творцом истории является не Владимир Владимирович и все его коллеги по клубу альфа-самцов, а Бог. За мою жизнь на моих глазах рассыпалась не одна геополитическая конструкция, которая казалась вечной, но распалась в одну историческую минуту. Собрать эти факты толковый бакалавр смог бы в обычной курсовой работе. И искусный кинематографист мог бы в ускоренной съемке показать, как один за другим лопаются мыльные пузыри диктатур, которые то тут, то там разбухают с непомерных сатанинских амбиций, однако исчезают от одного прикосновения Божьего пальца.
Поэтому пусть не разъедает безнадежность умы и сердца наших маловеров: кремлевские когти вынуждены будут отпустить Крым, как отпустили в своё время Финляндию или Афганистан. И мир вынужден будет ликвидировать последствия агрессии, иначе будущего у этого мира не будет. Другое дело, как будет выглядеть будущее решение по Крыму, которое и принесет этой части света долгожданный мир.
Даже в худшем сне не вижу картины, что в Крым на место путинских чинуш возвращаются бывшие «украинские» чинуши, которые и стали инструментами всей той путинской «сделки». Политика задабривания внутреннего агрессора является такой же гибельной, как и задабривание внешнего агрессора. Справедливость, в английском языке являющаяся синонимом слова «правосудие», — вот что нужно той многострадальной земле. Именно справедливость, которая отмеряет преступникам наказание за их несправедливость, воздаст обиженным моральной или материальной реституцией и сделает невозможным слепую расправу и месть — вот что способно восстановить мир и спокойствие на Крымском полуострове.
Впрочем, думая о Божьей справедливости, я не раз возмущённо думал: «Разве справедливо то, что крымские татары снова, через 70 лет, должны пережить изгнание из своей страны или же, оставшись, стать объектом страшных преследований? Сколько еще страдать этому народу?».
К счастью, благодаря мудрости своего руководства и спасительному инстинкту народа, крымские татары не взялись за оружие, как это сделали чеченцы, и продолжают придерживаться ненасильственного сопротивления. Но на сколько хватит их терпения? Как противостоять безнаказанному злу, когда едва ли не каждую неделю бесследно исчезает какой-то крымский татарин? Как позаботиться о сохранении языка и культуры, когда другая часть народа распылена среди других народов? Все это вопросы, на которые нельзя ответить исключительно по-философски.
И как-то мне пришла разгадка. Впервые крымские татары возвращались на свою землю как будто с черного входа. Им приходилось порой украдкой переезжать в Крым, преодолевая невероятные бюрократические преграды, чтобы вырвать для себя клочок земли и построить жилье. Все славные исторические места или величественные ландшафты были в других руках — взять их себе они шанса не имели. Шевченково «на нашей, не своей земле» относилось в равной степени и к ним, крымским татарам.
Похоже, что Бог назначил крымским татарам вернуться в Крым еще раз — на этот раз с парадного входа, через Арку славы. Они должны вернуться туда как признанные хозяева своей земли. Ведь только им под силу превратить нынешний «непотопляемый миноносец» в цветущий и мирный рай. В начале 2010-х годов я видел собственными глазами, как умело хозяйствовали они на тех клочках земли, которые им достались; как на сухой каменистой земле вырастали оазисы уюта и достатка. Такое чудо могут осуществить только те, кто действительно чувствует себя хозяином на этой земле и кто любит ее превыше всего.
Здесь не место гадать, в каких геополитических конструкциях можно было бы реализовать признание крымских татар как хозяев своей земли, не травмируя всех окружающих народов. Конкретный ответ на этот вопрос будет зависеть от уровня ответственности как самих крымских татар, так и украинцев, русских и всего мирового сообщества.
И крымским татарам, и украинцам следует помнить: пока их намерения — благородные, а их действия — справедливые, они сохраняют свои шансы на будущее, какими бы обидами не было обозначено их настоящее.
К нам, этническим украинцам, пусть донесутся слова, сказанные Богом библейским иудеям: «Пришелец, который находится между вами, будет для вас как земляк среди вас; будете любить его, как самого себя, ибо пришельцами вы были на земле Египетской. Я — Господь Бог ваш» (Лев. 19, 34). Ведь не скоро еще выветрится из нашей памяти воспоминание о наших рабских «египтах». А потом пусть не забудем мы, украинцы, что и другие народы имеют право на такую же независимость, которую веками добивались и мы.
Перед крымскими татарами стоит задача вырастить в изгнании свою элиту и убедить мир, что они способны будут обустроить жизнь в Крыму различных этнических групп честно и справедливо. Ведь тогда перед ними предстанут те же искушения, с которыми сегодня борются их соседи.
Оба наши народы могут и дальше быть опорой друг для друга — и оба могут стать причиной поражения. Недоверие и недоброжелательность возведут между нами непреодолимые стены даже в унитарном государстве. И наоборот: доверие и взаимная поддержка сделают ненужной границу между нами даже при двух независимостях.
Мирослав Маринович
Источник: ZBRUČ