Крымские мусульмане в российской политике: новые векторы

Украинский востоковед Михаил Якубович

16 января в Крыму произошло знаковое событие − Всекрымская конференция крымскотатарских религиозных деятелей и общественных организаций «Новые вызовы единства мусульманской уммы Крыма». На ней был поддержан текущий курс лидеров крымского Ислама и осуждены попытки его «дискредитации» со стороны «крымских татар, которые выехали на материк». Мероприятие было организовано в рекордно короткие сроки (о проведении объявили в начале месяца) и собрало более 300 лидеров местных мусульманских общин Крыма, которые входят в ЦРО «Духовное управление мусульман Крыма и города Севастополь», представителей власти и гостей из Российской Федерации, в частности муфтия Духовного управления Республики Татарстан Камиля Самигуллина, заместителя муфтия Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамира Мухетдинова, советника председателя Чеченской республики Адама Шахидова и т. д.

Выступление муфтия ЦРО ДУМКиС Эмирали Аблаева и резолюция конференции не стала неожиданностью для обозревателей. Заявления о том, что Аблаев является «духовным лидером крымскотатарского народа», осуждение попыток создания «параллельного муфтията» в Украине, призывы к крымским татарам «не вступать в незаконные вооруженные формирования для участия в псевдоджихаде» в очередной раз продемонстрировали окончательную интеграцию этой религиозной организации в структуры российского Ислама.

Для того, чтобы лучше понять текущую ситуацию и сделать соответствующие выводы о перспективах, нужно коротко отметить предысторию этого конфликта, действующими лицами которого являются, с одной стороны, Меджлис крымскотатарского народа (фактически действует в изгнании с 2014 года) и близкие к нему силы, с другой − ЦРО ДУМКиС и крымская власть. Как известно, прежнее Духовное управление мусульман Крыма (которое перерегистрировалось согласно законам РФ как ЦРО ДУМКиС) продолжает активную деятельность в Крыму, а его руководство, в отличие от проводников других мусульманских движений и Меджлиса, решило не оставлять полуостров. Поскольку на территории РФ, в том числе и в оккупированном Крыму, четко реализуется политика «огосударствления» мусульманских структур (поддержка на официальном и не официальном уровне в обмен на тотальную лояльность к курсу Кремля), рано или поздно следовало ожидать конфликта между проукраински настроенными лидерами Меджлиса и руководством ЦРО ДУМКиС. Одно время, в том числе первый год оккупации, лидеры ЦРО ДУМКиС придерживались нейтралитета, налаживая диалог с новой властью. Впрочем, уже с началу 2015 года ситуация начала меняться.

Как следствие, уже в августе прошлого года, во время визита муфтия Эмирали Аблаева в Анкару, между ним и лидером Меджлиса Рефатом Чубаровым произошла стычка, в которой Чубаров осудил «коллаборационизм муфтия». Новым этапом конфликта стала так называемая «энергетическая блокада» Крыма, организованная при участии Меджлиса и крымскотатарского общественного деятеля и бизнесмена Ленура Ислямова. В ноябре, когда Крым был практически обесточен, муфтий Эмирали Аблаев осудил действия активистов, использовав при этом откровенно религиозную риторику, сравнив Крым с Мединой времен Пророка Мухаммада, которую окружили мекканские язычники. В ответ стали раздаваться довольно категоричные заявления о компетенции муфтия, о том, что говорить о его независимости или даже нейтральности по отношению к курсу российской власти уже невозможно. Мустафа Джемилев в недавнем интервью для агентства «QHA» прямо назвал Эмирали Аблаева «куклой в руках оккупантов».

В то же время на материковой Украине все чаще стали говорить о том (в том числе из уст Мустафы Джемилева), что готовится создание нового «духовного управления», которое объединит крымских татар, выехавших на материк, а таких насчитывается почти 20 тысяч. Несмотря на то, что многие из них уже имеют четкую религиозную определенность (члены общин ДУМУ «Умма», ДУМУ, салафитских объединений, «Хизб ат-Тахрира» и др.), теоретически это новое духовное управление могло бы сыграть определенную этнополитическую роль, автоматически взяв на себя представительские функции от интегрированного в систему российского Ислама ЦРО ДУМКиС. При таких условиях муфтий нового крымскотатарского духовного управления мог бы подрывать легитимность ЦРО ДУМКиС на международной арене, озвучивая факты нарушения религиозной свободы в Крыму (о которых ДУМКиС практически не говорит), что будет вызывать негативную реакцию крымской власти. Впрочем, на текущий момент такое духовное управление еще не создано, а вопрос о том, как сможет новый муфтий (и кто им будет) балансировать между различными силами в крымскотатарской среде также требует ответа.

В любом случае как крымской власти, так и ЦРО ДУМКиС остается действовать на опережение и осуждать те вещи, которые пока не стали реальностью, что касается и «крымскотатарского батальона». Интересно, что несмотря на осуждение участия крымских татар в «вооруженных формированиях», в заявлениях ЦРО ДУМКиС не прозвучало комментария о том, как в таких условиях выглядит служба крымских татар в частях регулярной армии РФ, размещенных в Крыму. Интересно также, почему ДУМКиС не высказывалось в этом же духе о так называемой «крымской самообороне», которая в 2014 году захватывала административные помещения в АР Крым.

Вызывает удивление в резолюции вышеупомянутой конференции и осуждение неких «анархистов», которые якобы призывают к убийству муфтия (в 1918 году такими же «анархистами» был убит тогдашний муфтий Крыма и политический деятель Номан Челебиджихан). Несмотря на то, что вопрос его убийства остается в исторической литературе открытым (была ли это самостоятельная инициатива матросов-анархистов, или их просто использовали большевики), разговоры о сегодняшних анархических формированиях в Украине скорее напоминают известные штампы российских медиа о «бесчинствах, хаосе и бардаке» в нашей стране, совершенные определенными «радикалами».

В определенной степени указанная конференция продемонстрировала, что ДУМКиС (при поддержке крымской власти) готово к мобилизации части крымских татар с целью поддержки дальнейших действий российской власти, мотивируя это «интересами исламской уммы Крыма» и даже находя религиозные обоснования. В той же резолюции конференции отмечено, что создание «альтернативных» духовных управлений «осуждается Аллахом как тяжкие грехи»; конечно, каждая исламская организация будет толковать кораническую максиму о «смуте» (фитна) по своему усмотрению, но следует ответить на вопрос о том, почему институционализация духовной жизни крымских татар на материковой Украине вдруг стала «тяжким грехом». Для подтверждения своей легальности ДУМКиС называет себя «правопреемником Таврического магометанского духовного правления» (возможно, это выпад против так называемого «Таврического муфтията», который с позапрошлого года действует в Крыму), но не следует забывать, что этот институт с XVIII в. был создан после аннексии Крыма с целью формирования лояльной к российским властям исламской среды. Очевидно, ДУМКиСу придется выполнять аналогичную функцию.

Не вдаваясь в оценки того, какая из сторон «холодной войны» между Меджлисом и Муфтиятом является более или менее оправданной в своих действиях, учитывая ситуацию (это задача самих религиозных деятелей), можно констатировать, что к «христианскому» фронту гибридной войны между Украиной и Россией добавился еще один − «исламский». Насколько далеко этот фронт зайдет и какие будут последствия для украинских и крымских мусульман, покажет время, но политизации этого фронта, очевидно, Украине не избежать.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.