Любое незнание о каком-либо явлении, как известно, порождает самые нелепые кривотолки и невежественные представления. Массовое возвращение крымских татар в Украину, начавшееся каких-то двадцать лет назад, вызвало появление множества различных мифов и далеких от истины суждений, которые продуцируются народной молвой и различными СМИ, а также транслируются разного рода политиками. Мы попытались развенчать наиболее распространенные заблуждения о крымско-татарском народе, появившиеся в последнее время. Ну а чтобы впредь не становиться жертвой подобных мифов, напомним слова классика, который советовал не читать советских газет.
Михаил КАПУСТИН
Самое широкое распространение получили пять мифов о крымских татарах
Крымские татары лучше других обеспечены землей
В последнее время рядом СМИ на крымских татар целенаправленно навешивается ярлык «самозахватчиков», поскольку земельные самозахваты в Крыму — это якобы сугубо крымско-татарское явление. Одновременно активно культивируется миф о том, что крымские татары якобы обеспечены земельными участками под индивидуальное жилищное строительство намного лучше, чем остальные крымчане. В частности, об этом любят говорить представители органов власти автономии, пытаясь доказать, что проблема с получением земли в Крыму простыми гражданами, в том числе репатриантами, полностью надумана.
Однако, согласно озвученным не так давно данным прокуратуры АРК, только 35% захваченных территорий в автономии «оккупированы» лицами из числа ранее депортированных граждан, а 65% самозахватов — это земли, самовольно занятые различными бизнес-структурами. Кроме того, ни для кого не секрет, что в последнее время в Крыму появились так называемые славянские самозахваты, участие в которых принимают русские, украинцы и представители других национальностей. Неслучайно теперь уже бывший председатель Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции Сергей Рудык в свое время заявил, что в земельном вопросе многие прикрываются именем крымских татар, «то есть мы должны говорить, что на крымских татар вешается ярлык, который их не касается». Справедливости ради надо подкорректировать эту фразу, и она должна звучать так: «на крымских татар навешивается ярлык, который их не всегда касается». Несколько месяцев назад прокурор Крыма в интервью «к:» заявил, что количество самозахватов татар и нетатар практически сравнялось.
Сами крымские татары не согласны со «статистикой», в соответствии с которой они якобы давно обеспечены землей, и утверждают, что в официальных данных нередко намеренно завышается количество земельных участков, выделенных в Крыму репатриантам под индивидуальное жилищное строительство. А по данным главы меджлиса крымско-татарского народа, народного депутата Украины Мустафы Джемилева, в настоящее время в среднем на одного репатрианта, поселившегося в сельской местности, приходится земли на 40% меньше, чем на лиц иных национальностей. «А если принять во внимание и качество выделенных репатриантам земель, то несправедливость получается еще более острой», — говорит он. Здесь нужно отметить, что глава меджлиса отчасти лукавит. Дело в том, что татары не хотят селиться в степном Крыму, а пытаются выбивать участки у моря или под Симферополем. И исходя из этого сложно себе представить, чтобы в этих районах репатрианты получали наделы площадью 20-30 соток.
Крымские татары никогда не жили на Южном берегу Крыма
В прессе часто можно прочитать, что крымские татары исторически проживали исключительно в степной части полуострова. Из этого, как правило, делается вывод о неправомерности их притязаний на земли Южного берега Крыма. Однако факты свидетельствуют об обратном. Согласно информационно-справочному пособию «Этническая история Крыма в таблицах, картосхемах и диаграммах», изданному в прошлом году по данным переписей населения Крымским этнографическим музеем при финансовой поддержке Верховного комиссара ОБСЕ, до депортации 1944 года доля крымских татар в населении, скажем, Алуштинского района составляла 63,1%, Судакского — 70,3%, Балаклавского — 55%.
Но при этом надо также понимать, что этот регион был намного менее заселен еще в первой половине XX века. И только начиная с 50-х годов прошлого века, когда на высшем уровне было принято решение об экономическом развитии ЮБК как всесоюзной здравницы, начался резкий подъем экономики региона. А это, в свою очередь, требовало новых человеческих ресурсов. Таким образом, ЮБК массово заселился именно в этот период.
Крымские татары — ваххабиты и исламские экстремисты
Одна из популярных в последнее время страшилок, связанных с крымскими татарами, касается религиозной сферы, в которой якобы происходит стремительная радикализация ислама. Скажем, нередко в прессе можно встретить миф о засилье в Крыму ваххабитов, оплотом которых якобы является представительный орган крымскотатарского народа — меджлис. Особенно часто грешит такими утверждениями лидер крымских коммунистов Леонид Грач, который в свое время даже заявил о существовании лагеря по подготовке исламских боевиков на горе Ай-Петри. Служба безопасности Украины, разумеется, проверила данную информацию, после чего выяснилось, что «боевиками» оказались приверженцы некоей... псевдохристианской секты «Ай-фаар», большая часть которых к тому же являлась гражданами России.
Приверженцы салафитского течения в исламе (именно их в прессе принято называть ваххабитами, ошибочно ассоциируя данное течение с «исламским терроризмом» вообще, что в корне неверно) в Крыму действительно есть. Кроме того, в последнее время на полуострове появились представители псевдоисламской партии «Хизб-ут-Тахрир». Однако численность салафитов и хизбов мала, что не позволяет им оказывать большого влияния на всю мусульманскую общину Крыма.
Подавляющее большинство крымских татар — мусульмане-сунниты и принадлежат к традиционной ханафитской школе шариатского права (маз-хабу), отличающейся умеренностью и восприимчивостью к светскому устройству жизни. Официально признанным духовным центром крымских приверженцев ислама является Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК), или муфти-ят, в подчинении которого сегодня находится около 350 религиозных общин. Лидеры ДУМК и меджлиса активно выступают против привнесения в мусульманскую среду Крыма чуждых ей течений, в том числе салафитского, а также против распространения на полуострове идей «Хизб-ут-Тахрира». Однако данный конфликт является скорее внутрирелигиозным и за пределы крымско-татарской среды не выходит.
Правда, следует отметить, что информационные всплески на тему ваххабизма и хизбаха случаются исключительно накануне важных политических баталий. При этом, несмотря на декларации и властей и татар о необходимости запрета этих групп, ничего не делается.
Более того, и первым и вторым выгодно, чтобы ничего не делалось. Первым — дабы пугать свой электорат страшилками о радикалах. Вторым — чтобы в нужный момент пугать соплеменников идеями раскола (мифический враг, на которого можно навесить всех собак, нужен любой крупной политической силе). Но при этом и власть и меджлис считают, что смогут держать радикалов в узких рамках отведенного для них политического гетто. Однако это будет продолжаться до тех пор, пока у этих групп не появится яркий сильный лидер. Не говоря уж о том, что в определенный момент внешнее финансирование всегда подоспеет.
Крымские татары — сепаратисты
После признания независимости Косова в украинских и российских СМИ особенно актуализировался миф о том, что крымские татары и их представительный орган, меджлис, готовят почву для отсоединения Крыма от Украины с последующим его присоединением к Турции. Однако крымских татар, пожалуй, меньше других жителей полуострова можно заподозрить в сепаратистских настроениях. Их лидеры в отличие, скажем, от представителей пророссийских политических сил никогда не декларировали отсоединение Крыма от Украины, а напротив, всегда занимали проукраинскую позицию. Неслучайно в свое время появилось расхожее выражение, что «настоящие украинцы в Крыму — это крымские татары». Глава меджлиса, народный депутат Украины Мустафа Джемилев не так давно еще раз подтвердил эту точку зрения, заявив, что крымские татары «не пойдут по пути косовских албанцев». «В стратегическом плане будущее нации мы видим именно в составе независимого демократического украинского государства», — подчеркнул он. При этом лидеры крымских татар не скрывают, что хотели бы нынешнюю Автономную Республику Крым переформатировать в крымско-татарскую национально-территориальную автономию, которая фактически существовала на полуострове до депортации 1944 года.
Утверждение о том, что крымские татары хотели бы жить в составе Турции, тоже не выдерживает никакой критики. «Что касается присоединения к Турции, то худшей ситуации для крымских татар не могло бы быть, хотя бы потому, что за пять лет они бы ассимилировались из-за близости культуры и языка», — говорит зампред меджлиса, народный депутат нескольких созывов Рефат Чубаров. К тому же в силу исторических причин у крымских татар нет особо благоговейного отношения к Турции, которая еще во времена Османской империи, как известно, была сюзереном их национального государства — Крымского ханства.
Правда, идея национальной автономии сегодня утопична хотя бы потому, что татары составляют всего 12% от населения АРК. Но руководители меджлиса ради сплочения рядов татар вынуждены везде и всегда декларировать этот тезис, который является красной тряпкой для большинства жителей полуострова.
У крымских татар высокая рождаемость
Еще один актуализировавшийся после косовских событий миф связан с утверждениями о якобы невероятно высокой рождаемости в среде крымских татар. Скажем, нардеп из фракции Партии регионов Вадим Колесниченко недавно заявил, что «через 20-30 лет татар будет как минимум половина населения, так как рождаемость у них больше, чем у славян, и тогда они, возможно, потребуют себе государственной независимости». Одновременно нередко в прессе можно прочитать, что Турция якобы активно поддерживает кампанию по изменению демографической ситуации на полуострове, выделяя большие финансовые средства крымско-татарским семьям, в которых рождаются дети. Поэтому, мол, в семьях крымских татар рождаемость очень высокая — в среднем по пять-семь детей.
Показатели рождаемости у крымских татар действительно несколько лучше, чем у представителей славянского населения полуострова. Но говорить о том, что они выше в несколько раз, — явное преувеличение. По данным Всеукраинской переписи населения 2001 года, по национальному составу из каждых 100 детей до 15 лет было 58 русских, 20 украинцев, 17 крымских татар и пять — других национальностей. По данным меджлиса, с начала XXI века естественный прирост крымских татар составляет всего около 3%, а в среднем на одну семью приходится 3,78 человека, причем членами семей зачастую являются дедушки и бабушки. В Республиканском комитете по делам национальностей и депортированных граждан АРК сообщили, что средний коэффициент крымско-татарской семьи составляет около 3,5 человека. Если же учесть, что крымские татары сегодня составляют около 12% населения Крыма, то говорить о том, что через 20-30 лет они образуют большинство на полуострове, нет никаких оснований. Хотя если все будет идти так, как сейчас, то, по прогнозам демографов, к 2040 году крымско-татарское население будет составлять 27-30% населения полуострова.
По материалам газеты «Комментарии» (Киев), №14, 18.04.2008