Мусульманское сообщество как неотъемлемая часть украинского социума принимало весьма активное участие в социально-политических изменениях в жизни страны. Об этом известно многим. С самого начала Майдана свою твердую поддержку европейским устремлениям Украины высказали руководители Меджлиса крымскотатарского народа, а также представители мусульманских религиозных организаций страны.
При этом члены мусульманской общины Украины всегда настаивали на мирном решении вопросов, связанных с дальнейшей судьбой нашей страны, настаивая на том, что жизнь человека является одной из высших ценностей. В день первой попытки разгона митингующих на Майдане, религиозные организации осудили действия властей и охарактеризовали их как насильные и противозаконные. Муфтий мусульман Крыма Эмирали Аблаев осудил кровопролитие и провокации со стороны власти, подчёркивая важность решения политического кризиса мирным и демократическим путём.
Представители крымских татар с первых дней принимали участие в акциях протеста в Киеве. Некоторые из них активно учавствовали в деятельности симферопольского Евромайдане. Однако особенно быстро ситуация на полуострове начала развиваться уже после гибели людей на Институтской и бегства Януковича.
23 февраля на центральной площади Симферополя крымские татары собрались на многотысячный митинг, приуроченный памяти Номана Челебиджихана – муфтия мусульман Крыма, Польши, Литвы и Белоруссии, зверски убитого большевиками в 1918 году. Одним из требований участников митинга стало требование установления постоянного диалога между местными властями Крыма и представителями Меджлиса на местах по всем вопросам, связанным с жизнедеятельностью крымского общества и восстановлением прав крымскотатарского народа. Также глава Меджлиса Рефат Чубаров обратился с просьбой к депутатам Симферопольского горсовета в десятидневный сроку освободить главную помощь крымской столицы от памятника Ленину. Крымские татары также пригрозили, что соберутся вновь уже через 10 дней и в гораздо большем количестве. Таким планам не суждено было сбыться.
Верховная Рада Крыма решила форсировать события и объявила о проведении внеочередной сессии 26 февраля с намерением принять заявление относительно общественно-политической ситуации в Украине и Крыму. В Меджлисе почуяли неладное и обратились к общественности с требованием собраться на митинг под зданием ВР АРК, чтобы воспрепятствовать проведению сессии. В тот же день на площади перед крымским парламентом был запланирован митинг проросийских сил и организаций. Между участниками двух митингов состоялись локальные столкновения – сессию провести все же не удалось.
Однако уже на следующий день административные здания в Симферополе были захвачены вооруженными людьми без опознавательных знаков – начался «крымский кризис», в котором более чем 300-тысячная община крымских мусульман оказалась заложником ситуации. С самого начала кризиса руководство Меджлиса призвало своих соотечественников воздержаться от массовых акций протеста, каких-либо активных действий, которые могли бы вызвать силовое противостояние. Несмотря на ежедневное углубление кризиса и нагнетание ситуации в Крыму, мусульмане продолжали оставаться последовательными сторонниками мирного разрешения ситуации. Вместе с тем, представители руководящих органов народа – Меджлиса и Курултая – заняли четкую позицию по сохранению целостности и суверенитета Украины. Экс-глава Меджлиса Мустафа Джемилев провел несколько встреч на международном уровне, призывая мировую общественность и заинтересованные стороны заняться дипломатическим решением конфликта. Также несколько встреч с европейскими дипломатами разного уровня провел Рефат Чубаров. Он отдельно отмечал, что политика и действия Меджлиса направлены на недопущение военных действий и военной агрессии в Крыму.
По большому счету, за все время развития конфликта в Крыму активно учавствовали в акциях за мир крымскотатарские женщины, неоднократно выходившие на главные трассы автономии. Роль мужчин ограничивалась в основном патрулированием улиц и мест компактного проживания крымских татар во избежание провокаций. Несмотря на огромное психологическое и моральное давление, крымские татары продолжали занимать выдержанную позицию, не вмешиваясь в процесс военного противостояния.
Поддержку крымским мусульманам в такой их позиции высказали и представители мусульманских стран: постоянный представитель Иордании при ООН принц Зейд бен Раад заявил о недопущении во вмешательство территориальной целостности Украины и призвал Россию воздержаться от дальнейших военных провокаций. Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган во время телефонного разговора с Путиным пригрозил последнему перекрыть пролив Босфор для прохода российских кораблей в случае физического давления на крымских татар. Также акции в поддержку Украины проводили представители сирийской оппозиции.
Между тем, ситуация в Крыму разворачивалась в сторону незаконного «референдума» по присоединению к России, дату которого самопровозглашенно правительство Крыма переносило дважды: с 25 мая на 30 марта, а затем на 16 марта. Меджлис крымскотатарского народа всеми силами старался удержать «новую власть» автономии от этого опрометчивого шага, учитывая, что уровень доверия к России в среде крымских мусульман катастрофически низкий.
В результате, крымские татары приняли решение бойкотировать референдум, снова-таки не предпринимая активных действий по его срыву. Кремль тем временем настойчиво старался склонить неуступчивых крымских мусульман на свою сторону, в том числе и с помощью делегаций из Татарстана. Меджлис свою позицию не поменял. Референдум все же состоялся, что еще больше углубило «крымский кризис». Какими будут дальнейшие действия крымских татар в новых условиях? Вопрос остается открытым.
Савин Тимур Альбертович