До середины 20 века не было термина радикальный Ислам, — муфтий

До середины 20 века не было термина радикальный Ислам, — муфтий
До середины 20 века не было термина радикальный Ислам, — муфтий

В это трудное время украинцам надо обозначить точки социального равновесия, которые б не дали нашему обществу «скатиться» к любым крайним идеям. Наша страна находится в сложном положении, в том числе и духовном: военные действия, разочарование, экономический кризис. Нам всем нужны такие точки опоры, чтобы иметь ориентиры и возможность верить в лучшее.

Для этого редакцией КНК Медиа был создан цикл интервью с известными людьми, которые помогают украинцам найти себя в эти тяжелые времена: с духовными лидерами, с мудрыми и незаангажированными личностями, с теми, на кого хотелось бы равняться и подражать. Гостем одного из интервью стал Саид Исмагилов, человек, переживший оккупацию своего родного города Донецка, духовный лидер мусульман Украины, к слову которого прислушиваются.

Расскажите о структуре в Исламе.

 Постоянной иерархии, как у католиков или православных, нет. В каждой стране структура может отличаться, на постсоветском пространстве есть похожая: существует определенное мусульманское объединение, которое возглавляет муфтий. У муфтия есть его заместители, далее следуют имамы: региональные, то есть, которые есть в любой административной единице, ну, например, имам Запорожской области; также имамы, которые работают как настоятели определенного храма в православии, дальше помощники имама.

Что значит муфтий?

 В исламском мире слово муфтий означает специалиста по Исламу, который имеет соответствующее религиозное образование и может выносить правовые решения по любым вопросам. То есть люди приходят с разными вопросами, и он говорит им, как все правильно сделать по законам религии. Но у нас оно получило другое значение  это руководитель крупного мусульманского объединения.

В Украине раньше было несколько суннитских центров, сейчас он один, поскольку другие на Донбассе и в оккупированном Крыму. А вообще осталось два  мы, мусульмане-сунниты  и мусульмане-хабашиты. Я возглавляю духовное управление суннитов.

В чем заключалась Ваша работа в Донецке?

 До того, как меня избрали муфтием, я был имамом в мечети в Донецке, работал в исламском университете, готовил кадры, воспитывал будущих имамов. Когда меня избрали в 2009 году муфтием, я переехал в Киев и пробыл здесь до 2012 года, впоследствии вернулся в Донецк, где встретил и Майдан, и оккупацию. Выехал в Киев, когда оставаться в Донецке было уже совсем опасно.

Я помню Ваше спокойствие во время обстрелов Донецка. Вы успокаивали людей, писали тексты в социальных сетях с невероятным юмором, хотя все это было под «Градами». Мы все Вас читали и удивлялись силе Вашего духа.

 А иначе и не могло быть. Потому что все паниковали, было страшно. Когда начался захват админучреждений, мы все были в отчаянии и ожидали, когда нас освободят. Мы ждали, что вот-вот приедут наши спецслужбы и военные, просто зайдут колонны и наконец-то наведут порядок. Тогда весь донецкий сепаратизм был где-то на уровне «городских сумасшедших»  мы знали, что там были именно люмпены, низы общества.

У них не было оружия сначала, они не имели военного опыта, и никакого сопротивления нашим войскам они бы не оказывали. Мы ждали, что со дня на день приедут и весь этот «дурдом» закончится. Но никто не приехал, ничего не решилось, а потом начала появляться настоящая бронированная техника, профессиональные солдаты  и пришел страх. Людей надо было поддерживать. К духовному лицу обращаются за советом, за поддержкой, если бы мы начали паниковать, что бы это было Я говорил успокаивающие вещи, с юмором. Хотя нам там уже было опасно оставаться, потому что мы не хотели вступать в ряды сепаратистов. Мы свою проукраинскую позицию не скрывали.

Было и такое  мы стояли посреди Донецка и молились за мир в Украине, не убили нас, потому что называли сумасшедшими. Нас было немного: христиане, мусульмане  мы стояли и молились, а вокруг уже ездили танки и БТРы, было полно солдат с автоматами.

Я помню! За вас было очень страшно.

 Страшно было тем, кто смотрел, нам там уже ничего не было страшно. Это как с Майданом  смотреть страшно, а внутри  уже нет. 20 февраля 2014 мы договорились с греко-католиками встретиться на Институтской у Нацбанка, они нас пригласили в гости. А мы пошли в своей обычной одежде священников, хотя нам сказали, что за такое снайпер убивает сразу, хорошая мишень. Страшно не было. Так и в Донецке  мы стояли и были готовы ко всему: бросят в подвалы или убьют Но стояли с мыслями, что мы делаем правильно  стыдно священнослужителям в такое время не выйти и не сказать слово правды! В Донецке вообще пропаганда много значит. Люди не думают своими головами.

Мне известен факт пропаганды в церкви московского патриархата в Донецке  священник призвал вступать в Новороссию.

 Религию использовали также. Когда в Донецке был Майдан, только одна большая церковь не принимала участия в наших общественных собраниях: ни в молитвенных марафонах, ни в шествиях. Были греко-католики, священники киевского патриархата, мусульмане, протестанты. Мы все знали, что делается в храмах друг друга. И только московские священники с нами, к сожалению, не общались.

Общественное мнение состоит из банальной пропаганды. Я тоже ее жертва  многочисленные кинофильмы чаще высмеивают все, что связано с Исламом. Ваше мнение  почему так?

 Да! И не только американские фильмы, «Белое солнце пустыни»  вот пример советской пропаганды!

Вообще весь мусульманский мир был колонизирован. Было распределение между Англией, Францией, Германией и другими. Относились к мусульманам как к отсталым людям, потому что они не понимали языка захватчиков. Имперская Россия считала мусульман невежественными, поскольку те не говорили по-русски. И тот факт, что татары-мусульмане, которые жили в Москве, владели, например, пятью самыми старыми языками на планете, для россиян ничего не значил. Это исторически доказанные факты, когда московский уборщик улиц Ахмед считался неграмотным, но владел пятью языками  персидским, арабским, турецким, башкирским, татарским. Но без русского он мог работать только так. Это историческое отношение к народам, которые были колонизированы.

А в Советском Союзе велась общая борьба со всеми религиями. Есть фильмы, где открыто издевались над христианством. Всех, кто был причастен к религии, любой, советская пропаганда показывала как людей невежественных, глупых. Поэтому такое и отношение.

А в Штатах вообще такое отношение ко многим странам. Они и о Советском Союзе такие пародийные фильмы снимали. Мы для них белые дикари в шапках-ушанках, все пьют водку, с медведями гуляют по городу. Они создают стереотипы.

Мусульмане для многих ассоциируются с войной и агрессией. Что такое радикальный Ислам, которого мы все так боимся?

 К середине 20 века вообще не было такого термина, как радикальный Ислам. Он появился, когда начался арабо-израильский конфликт, а затем и афганский. Советский Союз вторгся в Афганистан, и все эти вооруженные мусульмане, которые защищали себя от нападения, были представлены как душманы, бандиты. Они, конечно, локализовались, начали вооружаться и все это с какими-то радикальными идеями, потому что захватчики, во-первых, пришли с исторически христианской страны, с преобладанием к местному населению. Появилась новая идеология  мы, мусульмане, должны объединиться против агрессора. Конфликт порождает радикальные идеи. Затем это вышло из-под контроля, появились группировки вроде Аль-Каиды, которые никуда не делись в мирное время. На самом деле, все эти террористические группы, которые занимаются убийствами и грабежами, да еще и с Кораном в руках,  явление непонятное даже для самих мусульман. Потому что Ислам призывает к миру, у нас одна из самых миролюбивых религий. Радикальный фанатизм, когда люди под лозунгами из Корана убивают невинных, а это, прежде всего, такие же мусульмане (90% убитых именно мусульмане)  трагический социальный феномен. Но на Донбассе этот феномен имеет свое продолжение. Например, радикальная православная армия, убивающая своих же христиан, пытала священников из-за того, что они не желали «русского мира», этот феномен может транслироваться не только у мусульман. Это общее явление для людей в целом.

Вы думаете, что через несколько лет, если не остановить эту войну, мы можем иметь на Донбассе, у себя под боком, какую-то радикальную христианскую группировку, вооруженную и очень опасную, которая с Библией и крестами в руках будет убивать всех, кто с ней не согласен, да?

 К сожалению, такое возможно, но я надеюсь, что у нас этого все же не произойдет. Есть радикальный белый христианский национализм, когда убивают всех, кто не есть их расы и их вероисповедания.

Иисус не призывал убивать!

 Да! И пророк Мухаммад не призывал убивать. Но выдергивая из священных текстов определенный контекст, они говорят: так сказано в писании, поэтому так и нужно делать. Собственная интерпретация. Например, этот феномен с радикалами  они считают, что все остальные не настоящие христиане, а фашисты. Именно в этом обвиняли украинскую сторону, мол, она не разделяла взглядов россиян, а, значит, является фашистской, поэтому ее можно уничтожать, потому что идеология неправильная. Факт: в Донецке было замучено и убито немало украинских священников, и сделали это радикальные «русские» христиане. То есть, это явление не является чисто мусульманским. Это может появиться в любой культуре и в любой религии.

То есть любой человек с оружием может почувствовать себя Богом?

 Всех этих людей используют, ими манипулируют. В отношении исламских радикалов  все эти люди мало просвещении, во-первых. Во-вторых, это люди, которые не нашли себя в жизни, банальные неудачники. Человек, у которого есть работа, семья, дети, он реализован в жизни, не бросит все это неизвестно ради каких лозунгов и не поедет куда-то брать в руки оружие и воевать против других. Я же вижу, какие люди едут именно к исламским радикалам, там много криминального элемента, люмпенов, нищих, у которых не сложилось с супружеской жизнью, с работой. Их находят вербовщики и обещают им шикарную жизнь, деньги, славу  все это под цитатами из Корана. Они туда попадают, но вырваться уже не могут. Потому что убьют.

Так же было в Донецке. Когда юношей просто хватали с улиц и заставляли быть пушечным мясом. Донецк всегда был «люмпенизированным», там это делать было просто  пропаганда, обещания хорошей жизни, а самое печальное, им говорили: «Там фашисты, а вот хороший русский мир». Многие из них действительно были идейные, но все равно почти все мертвы.

Сегодня в связи с событиями в Сирии вновь поднимается вопрос о том, что мусульмане живут по своим законам и не желают принимать законы европейских стран, в которых они хотят жить. Это конфликт религий? Социальный конфликт разных культур?

 А это не только проблема сирийцев. Это проблема любой культуры. Вот, например, китайцы. Они переезжают и делают свой маленький Шанхай. Приезжают русские и делают Брайтон-Бич в Нью-Йорке. Приезжают наши украинцы  они в Эмиратах сделали свой очаг и уже церковь построили. Все общины на новых территориях держатся вместе, сохраняют свой язык и обычаи, религию как форму самоидентификации. Те, кто не космополиты, а живут в традиционном обществе, а арабские страны очень традиционные, не могут жить как немцы, например. Когда эмигрируют европейцы между своими странами, им легче, они будут незаметны. Человеку другой культуры вообще трудно интегрироваться. Нужно время и смена поколений, чтобы уже потомки адаптировались, учили язык, интегрировались в новое общество. Детям это легче  они гибкие. Но наплыв мигрантов, безусловно, напрягает общество.

Европейцы тоже смотрели телевизор, и они являются жертвами пропаганды, которая насаждала им идею «плохого» Ислама. И вот он пришел.

 Не думаю, что среди беженцев есть радикалы. Это просто люди, бегущие от войны. Почему там много мужчин? Потому что традиционно именно мужчина должен заботиться о семье. Он едет первый, чтобы поселиться, найти работу, потом забирает семью. Не все же могут воевать и убивать. А оставаться дома опасно  могут просто силой забрать в армию. Радикальные боевики заставляют своих брать оружие в руки, а несогласных просто убивают. Мужчины бегут, это реальность. Обвинять их трудно, повторюсь, не каждый человек может воевать.

Но все равно исламистов позиционируют в СМИ как агрессивно настроенных радикалов. Мы вообще имеем такую противоречивую ситуацию  Ислам против войны, христианство против войны, но все воюют.

 Да, это тоже феномен. Вот все те боевики, приезжающие из России,  там есть и мусульмане, и христиане, и все они посещают церкви и мечети. Я считаю, что только психически больной человек может отрезать конечности, убивать с таким удовольствием, пытать людей. Для нормального человека это трагедия. То есть это не вопрос религии  это вопрос душевного здоровья.

Но имеем ситуации, когда СМИ подают факты насилия только со стороны Ислама. Никто не говорит, что мексиканские наркокартели уничтожили целый городок и убили всех жителей, никто не свяжет эти преступления с религией. Никто не скажет, что именно католик является наркодилером и работает на мафию. Мы никогда не услышим в СМИ, что итальянская мафия, которая особенно жестокая, носит на шее изображение Иисуса. Но всегда будут говорить, что какое-то преступление совершил именно мусульманин.

Мусульман почти полтора миллиарда, в том числе, ну пусть, до миллиона радикалов. Еще какая-то часть из тех радикалов являются террористами. Но это маленький процент от всей исламской общины. Но СМИ будут идентифицировать Ислам не с большой культурой, письменностью, архитектурой, благотворительностью. Нет, а именно с тем процентом террористов. Поймите, что террористические организации есть повсюду  в России, в Ирландии, в Италии, в Мексике, где угодно. Но акцент всегда на мусульманах. Это, на мой взгляд, результат пропаганды.

Что для мусульман война?

 Для нас это трагедия, как и для всех остальных. Война  это последнее, что можно использовать в конфликтах. Пророк Мухаммад говорил, надо использовали все возможности, чтобы не встретиться с врагом на поле боя. Но когда все возможности исчерпаны и остается лишь бой, то будьте мужественными.

Сейчас в зоне проведения АТО воюют люди разных религий. Работает служба военных капелланов. Вы могли бы рассказать, есть ли капелланы-мусульмане?

 Мусульманских официальных капелланов в зоне АТО нет. Есть такая проблема, что у нас очень трудно официально оформиться капелланом. Даже если кто-то из нас захочет поехать капелланом к военным, его просто не допустят к частям, потому что для них мы неизвестные люди. У нас нет официального статуса. А без этих бумаг мы к бойцам не доедем. Без разрешения ни один командир не пустит в часть. Но такая необходимость существует. Понимаете, если гибнет наш капеллан, государство делает вид, что его никогда не существовало. Министерство обороны, куда мы подавали прошение, пока не реагирует. У нас есть имамы, желающие ехать на фронт, они понимают, что их могут убить. Что они не имеют правового статуса, но у них есть такая потребность.

Министерство обороны дает разрешение тем священникам, церкви которых входят во Всеукраинский Совет Церквей. Наше мусульманское объединение в этот совет не принимают, хотя мы официально зарегистрированы в Украине. Если бы не было такой практики, что капелланов берут только из тех объединений, которые входят в Совет Церквей, наши имамы уже давно были бы там.

И традиционно попрошу несколько слов-пожеланий от Вас для наших читателей.

 Прежде всего, пожелаю всем веры. Желательно, чтобы у людей была вера в Бога, потому что именно она дает человеку очень высокие нравственные правильные качества. Верующий человек не убивает, потому что Бог запрещает. Он не ворует, потому что Бог запрещает  он все знает и все видит. Для верующего человека есть определенные духовные «сдержки», которые не позволят ему делать отвратительное или неприличное.

Во-вторых, я хочу, чтобы была вера в то, что у нас все будет хорошо. В любой религии отчаяние  это плохо. Человек, пока он жив, не должно отчаиваться. Он должен полагаться на Господа и верить, что, как бы плохо не было, наступит время, когда все станет хорошо. Не терять веру. Если человек верит в лучшее будущее, то так оно и будет. Но для этого нужно еще и работать. И начинать надо с себя. Каждый человек должен самосовершенствоваться, быть образованным и рассуждать своей головой.

Спасибо!

Источник: КНК Медиа

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.