Этой весной в Киеве состоялся круглый стол «Современные трансформационные процессы в исламском мире: вызовы, проблемы, перспективы», который организовали отдел истории стран Азии и Африки ГУ «Институт всемирной истории НАН Украины» и Украинский центр исламоведческих исследований. В мероприятии принял участие доцент Института всемирной истории НАНУ Вячеслав Швед. Он выступил со своим докладом «Политический ислам на распутье: возможные сценарии развития в постреволюционный период». Предлагаем нашим читателям его сокращенный вариант.
— Судьба политического ислама в арабском мире после спада первой волны революционных потрясений, прокатившейся от Ливии до Йемена, находится сегодня в центре внимания как ученых, так и политиков. Это объясняется тем, что первый этап арабской революции, получившей название «арабская весна», имел главную особенность — ведущую роль в ее развертывании и течении имели движения и партии политического ислама. Также принципиально важно, что в это время произошло выделение самобытного исламского демократического проекта, который зародился, прежде всего, в недрах панарабской ассоциации
Первое наступление арабской революции было отбито. Свою негативную роль сыграли многочисленные ошибки и просчеты, которые были сделаны носителями умеренного ислама. Они не имели должного политического опыта, им не хватало опытных специалистов, политических менеджеров высшего и среднего звена. Характерными чертами этих партий были отсутствие политической гибкости, преданность консервативной традиции и догматизму, соблюдение устаревшего мировоззрения, уже не дотягивавшей до потребностей и ожиданий, повлекших за собой «арабскую весну». Не произошло окончательного разграничения в рядах партий умеренного ислама между настоящими его сторонниками и теми, кто тяготел к радикальному исламу.
Чрезвычайно важную роль во временном поражении исламского демократического проекта сыграли арабские монархии Залива во главе с Саудовской Аравией. Указанные автократические консервативные режимы увидели в широком распространении влияния умеренного политического ислама большую угрозу для дальнейшего существования монархических режимов в своих странах. Ведь умеренный ислам утверждал выборность государственной власти, существование и деятельность политических партий, что противоречило основам режимов зоны Залива. Именно поэтому аравийские монархии, прежде всего Саудовская Аравия, Объединенные Эмираты и другие, объединили свои усилия для насильственного отстранения от власти в Египте президента М. Мурси и
Обращает на себя внимание и то, что информационная и
Среди главных аргументов, используемых в настоящее время в тех арабских СМИ, которые контролируют Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, следует выделить следующие:
— попытка доказать, что в потоке религиозного экстремизма именно
— спекулируют на том, что некоторые лидеры Исламского государства входили в свое время в структуры
— все террористические опции в последнее время списываются на «политический ислам», который своими экспериментами грозит собственным народам, стабильным институтам власти, толерантной и открытой культуре.
Таким образом, мы видим, что такие аргументы в большинстве своем абсолютно надуманные, сознательно игнорируется то, что к политическому исламу относятся разнообразные движения, которые в той или иной форме выражают надежду и потребности различных социальных групп в разных странах исламского мира. Политическому исламу характерно многообразие исламистских движений, он не является
Таким образом, политический ислам в арабском мире оказался сегодня на распутье, его сторонники встали перед необходимостью серьезного переосмысления полученных суровых уроков и определения наиболее оптимальных сценариев его дальнейшего развития, соответствующих главным потребностям и вызовам арабского общества в XXI веке.
В этом контексте следует отметить, что несмотря на нынешние испытания, политический ислам неразрывно связан с дальнейшим развитием арабского мира. Такое утверждение базируется на том, что именно ислам, в котором в закодированном состоянии сконцентрировано