Теймур Атаев, Азербайджан
Азербайджанско-украинское взаимопонимание. Истоки и современность
2 октября 2020 года президент Украины Владимир Зеленский, заявив о поддержке официальным Киевом территориальной целостности и суверенитета Азербайджана, подчеркнул особенность взаимоотношений между странами, назвав их очень мощными «в экономическом и геополитическом направлениях» [1]. В связи с прозвучавшим актуализируются истоки развития украинско-азербайджанских связей.
Совсем немного истории
Начальное связующее звено между регионами фиксируется, как ни удивительно, еще в летописном своде XII века — «Повести временных лет». Согласно летописи, с VIII в. скандинавы начали осваивать торговый маршрут через Восточную Европу в Византию, именуемый «путем из варяг в греки и из грек по Днепру». Так вот, исторический памятник блестяще описывает этот путь: Балтийское море — р. Нева — Ладожское озеро — р. Волхов — о. Ильмень — р. Ловать (последние три протекают через Новгородскую область России); затем дважды волоком (перевал в верховьях рек различных бассейнов) — р. Западная Двина (Даугава) — р. Днепр — Черное море; далее — вдоль побережья Болгарии до Константинополя. Причем речь ведется как о западном пути — через море Варяжское (Балтийское) к Риму, а откуда к конечной цели, Царьграду (Стамбулу), — так и о Восточном: по Волге, через Волжскую Булгарию, в Хвалисы (Каспийское море), с дальнейшим попаданием на Восток [2].
Таким образом, налицо важнейшее геополитическое значение описанного пути и регионов, через которые он проходил. Здесь и просматривается прямая связка между Украиной и Азербайджаном.
Весьма симптоматично, что геополитическую важность взаимопонимания между Киевом и Баку еще в начале 1920-х годов в своем секретном отчете «Украина, Кавказ, мусульманство» осветил глава Особой дипломатической миссии Украинской Народной Республики (УНР) в Азербайджанской Демократической Республике (АДР) Иван Красковский.
Без обеспечения Украины с Востока, со стороны Черного моря и Кубани, не может быть настоящей победы, сообщал он. К тому же «союз с горцами-мусульманами, а вместе с тем и мусульманским Азербайджаном, с одной стороны, и Абхазией, с другой, приведет к союзу Украины с целым мусульманским миром». Мировая экономическая политика с древних времен имеет единственное направление — в центральную Азию, — конкретизировал И. Красковский. — Для Европы этот путь проходит через Черное море и Кавказ. Поскольку «государственная политика» является «политикой портов», постольку «государственная политика Украины является политикой Черного моря, где Украина пересекается с мусульманством, и иного пути нет». Таким образом Украина становится «естественным союзником мусульманства, связанным с ним географическим соседством, общеэкономической политикой Черного моря и Кавказа» [3].
Согласимся, насколько однозначно в отчете И. Красковского высветился ракурс особых взаимоотношений Баку и Киева.
Вокруг трубопроводов и дни сегодняшние
Посему нет ничего спонтанного в обсуждении в последние годы транспортировки каспийской нефти по нефтепроводу «Одесса-Броды»: из порта «Южный» под Одессой на НПЗ Восточной и Центральной Европы, а также в Северную Европу — через Гданьский порт.
В этом ракурсе ряд экспертов отмечают, что когда в 2011 году у Беларуси возникли проблемы с импортом российской нефти, Минск апробировал маршрут Одесса-Броды. Тогда впервые по трубопроводу через «Дружбу» на Мозырский НПЗ было прокачано 80 тыс. тонн нефти. С февраля 2011 года нефтепровод использовался для поставки азербайджанской нефти в Беларусь. Доставка, естественно, осуществлялась через порт «Южный» [4].
В конце 2016 года тогдашний министр регионального развития Геннадий Зубко заявил, что Украина прорабатывает возможность поставок азербайджанской или иранской нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы. А уже весной 2017 года прошла информация о заполнении обеих ниток нефтепровода «Дружба» (нефтью марки Urals), а также нефтепровода «МНТ Южный – Броды» (нефтью марки Azeri Light) [5].
В период между двумя последними событиями, в январе 2017 года, Верховная Рада Украины ратифицировала соглашение о развитии международного транспортного коридора Европа- Кавказ-Азия (TRACECA) с использованием железнодорожно-паромного сообщения на Черном и Каспийском морях. Под TRACECA понимается международная программа сотрудничества в области транспорта между ЕС и странами-партнерами в Восточной Европе, на Южном Кавказе и в Центральной Азии (постоянный секретариат структуры расположен в Баку). Таким образом, Украина присоединилась к числу участников TRACECA, членами которой являются Азербайджан, Турция, Иран, Болгария, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова и др.
По словам замглавы министерства инфраструктуры Украины Виктора Довганя, «утверждение принципов эксплуатации железнодорожно-паромных комплексов на Черном и Каспийском морях позитивно скажется на развитии украинской экономики», способствуя улучшению «транзитных функций Украины в условиях переориентации грузопотоков» [6].
Весной 2018 года в Баку впервые состоялись трехсторонние политические консультации между министерствами иностранных дел Азербайджана, Турции и Украины (на уровне замминистров). Стороны выразили поддержку суверенитета и международно признанных границ всех государств-участников встречи [7].
Летом того же года экс-президент Украины Петр Порошенко принял участие в торжественной церемонии запуска в эксплуатацию Трансанатолийского газопровода (TANAP) в Турции — первой нитки проекта «Южный газовый коридор» (ЮГК), по которому азербайджанский газ будет транспортироваться в страны ЕС. Напомним, в ЮГК входят три газопровода: Южно-Кавказский — от Азербайджана к Грузии; Трансанатолийский (TANAP) — через Грузию в Турцию; Трансадриатический (TAP) — из Турции в Европу.
На встрече в Турции с Петром Порошенко президент Азербайджана Ильхам Алиев пригласил Украину принять участие в ЮГК [8].
«Украина полностью поддерживает этот проект. И сегодня мы согласились, что будем счастливы диверсифицировать наши источники энергии и получать с TANAP через Болгарию и Румынию поставки газа, — сказал в те дни глава Украины. — Мы рассчитываем на поддержку Турцией и Азербайджаном дополнительных поставок энергоресурсов в Украину альтернативными маршрутами. Я верю, что в ближайшее время мы найдем возможности для привлечения природного газа из Азербайджана, Каспийского моря не только в Украину, но в весь регион, связанный с украинской газотранспортной системой» [9].
В этом контексте белорусский журналист Денис Лавникевич, отметив запланированные первые поставки газа в Европу по TANAP на лето 2019 года, говорил о формировании новой европейской «газовой карты». В частности, о просматривающейся для Украины возможности получать газ через Болгарию и Румынию (в настоящее время Украина закупает газ по реверсу из Словакии, Венгрии и Польши) [10].
В конце прошлого года состоялся первый официальный визит Владимира Зеленского в Азербайджан. Важнейшие вопросы двусторонних отношений стороны обсудили как в рамках встречи один на один, так и в ходе азербайджанско-украинского бизнес-форума [11].
В мае нынешнего года в телефонном разговоре президенты Украины и Азербайджана подчеркнули необходимость продолжения сотрудничества в политической, торгово-экономической и транспортной сферах в постпандемический период [12].
В прошлом месяце Владимир Зеленский довел до главы Азербайджана информацию о том, что в новой стратегии национальной безопасности Украины Азербайджан указан как стратегический партнер. В свою очередь Ильхам Алиев также назвал официальный Киев стратегическим партнером Баку. При этом первые лица обеих стран выразили взаимную поддержку в вопросах суверенитета и территориальной целостности. Параллельно были предприняты шаги по активизации сотрудничества в области энергетики, транспорта, инвестиций, авиастроения, сельского хозяйства, туризма, а также сотрудничества в гуманитарной и спортивной сферах [13].
Таким образом, в словах Владимира Зеленского, сказанных 2 октября, о чем мы говорили в начале статьи, нет ничего спонтанного. Остается лишь выразить надежду, что развитие взаимоотношений между Азербайджаном и Украиной будет идти по нарастающей.
___
1.Зеленский поддержал территориальную целостность Азербайджана.
2.Повесть временных лет.
3.Отчет главы Украинской дипломатической миссии на Кавказе Ивана Красковского. Цит. по: М. Дж. Гасымлы, О. Р. Купчик, А. У. Дамиров. Украинско-азербайджанские политические отношения: история и современность. — Киев, 2014. — С. 149–154.
4.Татьяна Маненок. Одесса-Броды как запасной коридор для поставок нефти в Беларусь
5.«Укртранснафта» претендует на транспортировку нефти в Беларусь.
6.Украина присоединилась к TRACECA.
7.В Баку впервые прошли политконсультации МИД Азербайджана, Турции и Украины.
8.Алиев предложил Украине присоединиться к газовому проекту.
9.Президент выразил полную поддержку запуска нового газопровода.
10.Денис Лавникевич. Новая «газовая карта» Европы. Сколько Украина может потерять из-за TANAP.
11.Ильхам Алиев и Президент Украины Владимир Зеленский приняли участие в бизнес-форуме.
12.Президент Украины Владимир Зеленский позвонил Ильхаму Алиеву.
13.Президент Украины Владимир Зеленский позвонил Ильхаму Алиеву.