В марте наш сайт опубликовал материал «Михаил Якубович: Украинский ислам в трех реальностях», в котором известный исламовед рассуждает о состоянии мусульманской уммы Украины после аннексии Крыма и оккупации Донбасса. По его словам она живет теперь в трех реальностях. Первая реальность — это собственно украинская, вторая — это российская
Сегодня мы предлагаем доклад, с которым выступил также известный
— Я привез привет от всех, кто в этих сложных условиях так или иначе стоит на украинских позициях, кто ждал, когда начнется освобождение. В том числе и от тех, кто находится в религиозном подполье, а оно уже появилось в Донецке.
Я выезжал рано утром, еще был комендантский час, но мне нужно было успеть на автобус. В городе есть полиция, которая отслеживает его нарушения. В соседнем доме началась перестрелка. Стреляли из автоматов, пулеметов. На это уже никто не обращает внимание.
Если говорить о донецком регионе, а я наблюдаю за процессами, которые там происходят практически уже сорок лет, возникает такое впечатление, что сейчас произошел обратный виток времени. Там одновременно можно встретить вкрапления и тридцатых годов, и периода формирования развитого социализма. Там образовался достаточно любопытный
Только по проблемам, связанным со сложностью жизни религиозных организаций на этой территории у меня есть уже более тысячи страниц текста и около 10 тысяч фотографий, видео и так далее. Мы делаем все, чтобы эта информация никуда не исчезла.
Говоря о роли и месте мусульманской общности на этой территории, должен сказать, что Донбасс — это второй после Крыма регион массового присутствия мусульман как коренного населения. Здесь всегда жили мусульмане со времен раннего средневековья до современности. В столице Донбасса - Донецке, в свое время Юзовке, которая была еврейским местечком, по статистике на
Что происходит сегодня? На этой территории разрушено очень много молитвенных домов разных конфессий. Были аресты. Очень распространена советская форма «лучше стучать, чем перестукиваться», есть соглядатаи, которые наблюдают за любыми проявлениями антидэнээровского инакомыслия. И это чревато определенным напряжением. Но в этом нужно жить и продолжать свое дело.
16 мая 2014 года была принята первая в кавычках конституция ДНР, в преамбуле которой было написано, что эта территория является частью «русского мира», что здесь есть только одна правильная религия — это православие, которое представлено русской православной церковью Московского патриархата, а УПЦ даже не упоминалась.
Начиная с 4 марта мы стали на площади Конституции с украинскими знаменами. И мусульмане были кредитом тех, кто выступил активно — это целый ряд людей, представляющих направление, которое, не побоявшись заявило о своей позиции. Они оказались в самых сложных условиях. Наиболее активным пришлось покинуть Донецк, но деятельность не прекратилась. Некоторые активисты продолжают заниматься благотворительностью, практически волонтерской деятельностью, помогая не только мусульманам, а всем нуждающимся. В разных городах, в сложных условиях, пересекая разные территории, разные
Есть другая позиция. Люди как бы индифферентные, как бы вне политики, но естественно приспосабливающиеся к той ситуации. Жить сложно, продуктов практически нет, в магазинах все вымыто, у людей не хватает денег. Мы все понимаем, мы никого не осуждаем за то, что они стараются приспосабливаться. Люди просто хотят жить и выживать. Ко мне приходят представители разных религиозных организаций и спрашивают, может нам зарегистрироваться? Я объясняю, а на основании какого законодательства вы будете регистрироваться, если у этого образования нет своей законодательной системы? Не будет ли вам стыдно потом, когда вы пройдете через эти так называемые юридические процедуры?
Есть коллаборационисты, откровенные коллаборационисты которые заявили свою поддержку появившемуся образованию. В мусульманском мире была такая маргинальная фигура Ринат Айсен, который всегда ориентировался на российские центры, прежде всего на Уфу. Позиционировал себя как суфийский учитель, возле него была небольшая группа сторонников. Примерно года
Другими словами, мусульманское пространство на этой территории так или иначе определяется в трех группах: проукраинская группа, группа приспособленцев, которые хотят просто выжить и те, кто прямо заявляют о своей поддержке политики ДНР. Существуют определенные угрозы, если ситуация будет затягиваться и дальше в таком смутном состоянии, то количество людей, которые стоят на проукраинской позиции будет по разным причинам вымываться. Не может человек долго быть узником совести. Он должен проявлять свои позиции, а это психологически сложно. И вымывается эта группа, люди выезжают. Если ситуация будет и дальше продолжаться таким образом, то мы будем иметь анклав с зачисткой. Приспособленцы пойдут в сторону власти, в сторону поддержки.
Поэтому мало остановить военные действия, необходимо добиваться того, чтобы Донбасс был украинской территорией не только на бумаге, не просто очерченной границами на карте, но и по содержанию, по смыслу.
Автор: Игорь Январев