Крымские татары - нация, сформировавшаяся на крымском полуострове; нация, имеющая в своей истории 350 лет государственности; нация, выстоявшая многочисленные попытки уничтожения (такие как искусственный голод, войны, массовые репрессии, красный террор, оккупацию, насильственную депортацию и прочие проявления геноцида). Какую роль занимает этот народ в геополитических процессах современности. Дорогие читатели, здесь я хочу разместить два текста, оба из которых являются результатом частых размышлений на данную тему. Лично сам я не знаю, какой из двух вариантов ближе к истине. Что вы думаете по этому поводу?
ВАРИАНТ 1
Мне кажется, что коренной народ Крыма на данном отрезке истории настолько далек от субъектности в вопросах международного права, что он не всегда воспринимается даже как объект.
В действительности, мы подобны ландшафтному придатку нашего прекрасного полуострова.
Некоторые люди нашей национальности обретают чуть более значимый статус на этой площадке - становятся ресурсом для международных разборок, инструментом, которым одни субъекты могут "долбить" других.
Но тем не менее, у настоящих субъектов в перечне спорных объектов нет такого пункта как "крымскотатарский народ" или "коренной народ Крыма". "Военная база" - есть, "полезные ископаемые" - безусловно, "туристические возможности" - не исключено. Короче говоря, все, что входит в круг геополитических и экономических интересов всех субъектов, становится объектом споров.
А интересы коренных крымцев остаются только лишь в их интересах, и больше никого "не колышат". А как же может быть иначе? Понятия элементарной человечности и высшей справедливости сегодня играют наименьшую роль в современных политических процессах, и то благодаря отдельным личностям. Им оргомное спасибо, они наша поддержка, но основную работу мы должны выполнять самостоятельно.
"Право" никто не дает просто так, за него нужно бороться. А в нашем случае мы откатились (нас откатили) на начальный этап этой борьбы - за свое право говорить на родном языке; исповедовать ту религию, в истинности которой убеждены; чтить определенные традиции; распространять свою национальную культуру и этику... во всем этом, в большинстве случаев, мы должны отстаивать свое право у самих себя (и, может, у своих близких). То есть многим из нас нужно еще себя заствлять ценить и считаться с этими правами, нужно работать над собой, чтобы в полной мере осознать важность своих прав для самих себя.
Конечно же, значимость личностных реформаций не отменяет допустимости (необходимости) одновременной борьбы в защиту всех предусмотреных прав на высшем политическом уровне. Но, сейчас как никогда важно каждому из нас восполнить все возможные упущения в уже доступных сферах. Сейчас или никогда!
ВАРИАНТ 2
Мы часто можем пренебрегать своими возможностями и преуменьшать свою значимость в мировой геополитической игре. Порой мы зацикливаемся на нашей малочисленности, или нам кажется, что у нас недостаточно специалистов и ученых людей. Но не нужно так думать!
Во-первых, это неверное предположение, так как наша реальная численность по всему миру - от одного до трех миллионов, ато и больше. И в одном миллионе есть десятки тысяч очень продвинутых профессионалов и людей, преуспевших в самых различных направлениях. У нас коллосальный потенциал.
Во-вторых, для создания сильного государства вовсе не обязательно иметь многомилионную популяцию. Вот, например, население Исландии - всего около 330 тыс. человек. В Крыму крымских татар сейчас даже больше.
Можно, конечно, подискутировать о значимости процентного соотнешениия этничесих групп. Может быть, в другой раз. Но в этой публикации я бы хотел затронуть качественный показатель.
Я бы хотел отметить, что дело вовсе не в численном преимуществе.
В каждом из нас с рождения заложен дух свободолюбия, в нас воспитана привеженность высшим ценностям и нам привита любовь к родному Крыму. Таким образом в нас сохраняется "ген государственности" и мы постоянно создаем собственные формы самоорганизации. Возможно, в вопросе поиска наиболее эффективных моделей нам присущ консерватизм чуть в большей степени, чем нужно, но главное, что и в этом аспекте мы показываем положительную тенденцию развития.
Крымскотатарский народ - самый настоящий субъект региональной и глобальной политики. Да, без государственности мы не являемся полноценным субъектом международного права, но во многих геополитических процессах восточной Европы и всего мира мы являемся именно субъектом в качестве нации.
Если на региональном уровне наша роль явно заметна и в чем-то мы можем устанавливать свои условия, то на мировом уровне мы заметны тем, что вынуждаем с нами считаться и часто становимся серьезной помехой в грандиозных планах супердержав. И это не всегда из-за того, что нам желают зла, и не потому, что мы враждебно настроены против кого-то. Нет, просто наши интересы могут расходиться в каких-то вопросах. И так как ставки сделаны большие, а нам отступать некуда, контакт получается жестким. Я думаю, многоие заметили, что мы встали "костью в горле" у многих правительств.
Кто бы что ни говорил, но наша субъектность может исчезнуть только тогда, когда нас не станет как нации. Но врядли это может случиться в обозримом будущем. Вопреки всем усилиям, направленным на нашу ассимиляцию и полную капитуляцию, мы достойно держимся и лишь укрепляемся. Благо, наша нация, хоть и не нарастила мускулатуру, но имеет крепкие кости и достаточно жилиста. И еще мы способны сохранять рассудительность в самих критических ситуациях, что тоже немаловажно.
Ошибку допускают те, кто не хочет воспринимать нашу нацию как субъект. И также ошибаются те, кто не видит огромную пользу, которую могли бы принести миру крымские татары при наличии необходимых политических инструментов.
Наш георгафический центр, наша родина - Крым, и наша разносторонняя интегрированность (в европейскую систему ценностей, в тюркский мир, в историю евроазиатского региона, в исламскую культуру Востока и Запада) открыло бы широкие возможности для многих.
В связи с этим, важно помнить об этой ценности, не растрачивать ее, а наоборот - приумножать.
И также, коль уж мы возлагаем бóльшие надежды на следующее поколение, то тут еще одно напоминание: проактивное поколение может быть воспитано лишь на собственном примере активности, которая в большей или в меньшей степени должна проявляться в социальной, культурной, экономической, политической, научной, образовательной и в прочих сферах.
Улучшая себя, улучшаем мир ;)
Дорогие читатели, мне хотелось бы узнать ваши мысли по данному вопросу.