Гайана - форпост ислама в Латинской Америке

1
Одна из мечетей Гайаны
29.01.2010
Оцените статью: 
(297 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Гайана – это форпост ислама в Южной Америке, наряду с Суринамом, Тринидадом и Тобаго. В этой маленькой экваториальной стране проживает самая большая в Латинской Америке мусульманская община.

Поскольку многие люди ничего не слышали об этой стране и даже не подозревают о факте ее существования, полезно привести краткую справку о ней. Итак, Кооперативная Республика Гайана находится в Южной Америке. Она граничит с Бразилией, Суринамом и Венесуэлой, а с севера омывается Карибским морем. Её площадь – около 215 000 квадратных километров (примерно треть территории Украины). Столица – город Джорджтаун. Численность населения по оценкам 1999 года – 705 тысяч человек. Президентом является индус – Бхарат Джагдео. С 1997 года Гайана – член ОИК (Организации Исламская конференция), 56-й по счету.

Карта Гайяны

Европейцы открыли Гайану в 1499 году, когда экспедиция А. де Охеды подошла к ее берегам. Позднее, особенно в XVII веке, на территории страны разбили свои плантации сахарного тростника голландцы. Начался ввоз чернокожих рабов из Африки. Но затем имел место конфликт с Великобританией, и страна стала ее колонией. Независимость Гайана обрела в 1966 году. До прихода европейцев Гайану населяли различные племена индейцев, их было около 70 тысяч. Сейчас их насчитывается 37-40 тысяч человек, они сохранили родные языки и национальную самобытность. В связи с тем, что абсолютное большинство населения Гайаны сосредоточено в узкой прибрежной полосе, индейцы и лесные негры (бывшие беглые рабы и их потомки, образовавшие субэтнос бани) преобладают на большой части территории страны, которая покрыта тропическими джунглями и труднопроходима. Этнический состав населения довольно пестр. Коренные жители (индейские племена араваков, карибов и варао) составляют около 3%. Главными группами являются креолы (этническая формация, образовавшаяся в результате смешения белых поселенцев, разных африканских народов и всех остальных компонентов) и индопакистанцы (главным образом, представители народа хиндустани). Живут также португальцы, китайцы, арабы, англичане и некоторые другие народы. Государственный язык – английский. Несмотря на богатые запасы природных ресурсов, Гайана не является экономически и социально процветающей страной. Ощущается засилье иностранного капитала. Дают знать о себе последствия социалистических экспериментов 70-х годов. Возрастает напряженность в обществе. Но анализ упомянутых явлений выходит за рамки этой статьи, поэтому перейдем к ознакомлению с жизнью мусульман в этой стране и структурой исламского общества Гайаны…

Точная дата появления мусульман в Гайане неизвестна. Дело в том, что многие рабы из Африки были мусульманами (в основном представители народов малинке и фульбе), в силу понятных причин они не могли открыто практиковать ислам, поэтому нет данных о мусульманской религиозной жизни в тот период. Уже после того, как Великобритания установила свою власть над Гайаной, с 1838 года начался массовый приток контрактных рабочих из Южной Азии. Большая часть этих людей осталась в Гайане навсегда. До конца Первой мировой войны рабочих набирали в основном в Индии и Пакистане (территории обеих стран тоже были английскими колониями). После войны рабочих стали вербовать в Китае. В числе этих иммигрантов преобладали индусы, но был значительный процент и мусульман. В настоящее время мусульмане составляют по разным оценкам 9-12% населения страны. Согласно наиболее компетентным источникам – около 70 000 человек. Это, главным образом, хиндустанцы (родной язык – урду, значительная часть молодежи перешла на английский язык), кроме них мусульманами являются арабы и часть чернокожего населения страны (отмечается переход в ислам многих чернокожих жителей). В Гайане действует 130 мечетей. При большинстве мечетей работают вечерние школы-медресе по изучению ислама, арабского языка и языка урду.

Первые мечети были построены еще в XIX веке, но из-за неграмотности и отсталости большинства мусульман не приходится говорить об активной исламской жизни в то время. Организационное оформление общины началось в 30-е годы прошлого века. На этот процесс оказали значительное влияние мусульманские ученые Индостанского субконтинента. Гайану посещали многие из них. В частности, маулана Шамсуддин и маулана Нурани Сиддики. Оттуда же приходила литература. В целом, мусульмане Гайаны, Суринама и Тринидада (в этих странах существуют большие и давние мусульманские общины) поддерживали тесные связи со своими братьями в Индостане. Что касается нынешней Гайаны, то эти связи несколько ослабли, но Пакистан предоставляет до сих пор места в своих университетах для выходцев из Гайаны. Сами же гайанские мусульмане предпочитают учиться в арабских странах.

Сегодня в стране действует множество исламских организаций. Среди них Центральная исламская организация Гайаны (Central Islamic Organization of Guyana), которая ведет работу по призыву к исламу, издает регулярную газету «al-Bayan»; «Hujjatul Ulamaa»; Организация мусульманской молодежи (Muslim Youth Organization); «Таблиги джамаат» (the Tablig jamaat); Городской исламский центр «Rose Hall» и Салафитская группа (Salafi Group). Две из них - Центральная исламская организация Гайаны и Гайанское исламское доверие(Guyana Islamic Trust) - собрали гуманитарную помощь для пострадавших на Гаити мусульман и отправили ее в Порт-о-Пренс. Эти организации имеют прочные связи с арабскими странами: Саудовской Аравией, Ливией, Кувейтом и Египтом, и помогают мусульманам Гайаны отправиться туда на учебу.

Вернувшись домой, образованные молодые люди стали замечать то, на что прежде не обращали должного внимания: на пережитки доисламских культов и традиций, которые поддерживались в среде невежественных и неграмотных крестьян, многие из которых приняли ислам недавно, и большое количество нововведений (бидаа), таких как, например, восхваление Пророка (мир ему), под названием тазим, которое очень популярно среди мусульман Карибского бассейна. Начался трудный процесс очищения ислама от чуждых ему наслоений.

Мусульмане Гайаны практически не принимают участие в политике. Единственным исключением являются Гани, который организовал политическую партию мусульман, и Гамильтон Грин, бывший премьер-министра Гайаны. Среди достигнутых успехов можно назвать то, что два исламских праздника признаны государственными и что все мусульмане, которые работают на государственных предприятиях, имеют право ходить в мечеть на коллективную пятничную молитву, сообщает «ИсламНьюз» со ссылкой на портал «Исламское понимание».

По материалам «ИсламНьюз»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.