Хартия мусульман Украины — шаг к единству исламских общин государства?

Хартия мусульман Украины — шаг к единству исламских общин государства?
Архивное фото. Михаил Якубович, председатель Центра исламоведческих исследований НУ «Острожская академия»
23.11.2016
Оцените статью: 
(448 оценки)
Михайло Якубович
Аватар пользователя Михайло Якубович

«Хартия мусульман Украины  шаг к единству исламских общин государства?»  под таким заголовком 22 ноября 2016 на сайте Религиозно-информационной службы Украины вышла статья известного украинского ученого, историка и востоковеда, руководителя Центра исламоведческих исследований Национального университета «Острожская академия» Михаила Якубовича.

В материале говорится об эффективных попытках мусульманских общин нашей страны найти общие ответы на вызовы, стоящие сегодня перед всем обществом в целом и перед конгрегациями последователей Ислама. В частности, Михаил Якубович рассуждает о перспективах и значении «Хартии мусульман Украины», обсуждаемой представителями мусульманских общин Украины (торжественное подписание документа должно состояться 5 декабря этого года в Киеве).

Приводим статью полностью.

Еще лет пять назад украинские исследователи отмечали, что в целом мусульманская община Украины уже прошла фазу «институционального оформления». Сформировались соответствующие духовные управления и другие организации (зарегистрированные как религиозные или общественные), в целом было обеспечено потребность в мечетях и молитвенных домах, функционировали медресе, в том числе такие уникальные учебные заведения, как Школа хафизов в Симферополе.

События 20132014 годов, особенно оккупация Крыма, в корне изменили ситуацию. Прежде всего потому, что большая часть украинских мусульман, а именно крымских татар, оказались в иной правовой и политической реальности. В значительной степени эти события заставили украинских мусульман сформулировать четкий ответ на вопрос о том, какое место они занимают в современной Украине, как реагировать на события Революции достоинства, оккупацию Крыма, АТО на Востоке Украины и пр.

Не секрет, что у мусульманских общины Украины нет единого центра, а отношения между ними в отдельных случаях тяготели к напряженности. Отдельные религиозные общины имеют определенное отношение к общественным и политическим проблемам, призывая к активному участию в жизни светского государства, другие воздерживаются от разговоров на эти темы, а некоторые вообще предлагают альтернативные пути. Из-за роста количества новообращенных мусульман среди украинцев и медленной «украинизации» Ислама (как в языковом, так и гражданском плане), все чаще возникает вопрос о соотношении национального и религиозного в Исламе, а именно поиск путей, которые сблизят различные этнорелигиозные мусульманские общины.

Одной из первых и, надеемся, эффективных попыток поиска таких совместных ответов стала «Хартия мусульман Украины». Сейчас, как известно, Хартия обсуждается представителями различных мусульманских общин Украины, а торжественное подписание запланировано на 5 декабря этого года в Киеве.

Документ, копия которого была прислана и в Центр исламоведческих исследований Национального университета «Острожская академия», содержит соответствующую преамбулу и несколько разделов. Отмечено, что «во время кризисных испытаний как для страны в целом, так и для мусульман, возникает вопрос о согласованной исламской позиции относительно общественных, политических, экономических, культурных и собственно религиозных процессов, которые происходят в украинском государстве и за его пределами». Эти позиции, соответственно, изложены в разделах «Понимание Ислама мусульманами Украины», где провозглашены преданность Корану и Сунне, «Ислам в истории Украины», где отмечена историческая традицию развития Ислама в Украине еще со времен Золотой Орды, а также «Ислам и современное украинское общество «, где заявлено об отношении украинских мусульман к украинскому законодательству, национальным различиям, защите языковых прав, семьи и брака, правовому статусу религиозных праздников, поддержке территориальной целостности государства, солидарности с единоверцами в других странах и другим запросам, важным для мусульманских общин.

В общем обозначенные в «Хартии мусульман Украины» позиции доказывают, что представители мусульманских общин избрали линию исламского социального активизма, то есть активного участия мусульман в жизни страны. Показательно, например, следующее утверждение: «Мусульманам Украины как активным гражданам разрешено участвовать в политической жизни страны, так как гражданство предполагает политическую активность с точки зрения участия как в голосовании, так и в политических институтах страны». Как известно, уже несколько мусульманских организаций (как централизованных, так и независимых) изъявили желание поставить подпись под документом, поэтому в случае принятия «Хартии мусульман Украины» в нынешнем виде это будет значительный шаг вперед на пути к активному исламскому представительству на разных уровнях украинской общественной жизни.

Впрочем, возникает вопрос, как этот документ примет мусульманская общественность и представители других религий. В определенной степени его можно сравнить с социальными доктринами христианских церквей (принятых так же и в Украине), но природа «Хартии мусульман Украины» в этом случае несколько иная. Прежде всего потому, что, исходя из исламского права, «Хартию мусульман Украины» следует рассматривать как фатву, то есть богословско-правовое решение по какому-либо важному вопросу. И хотя условия фатвы в Исламе достаточно общие, считается, что это решение ограничено определенным состоянием, местом и временем. Если «Хартию мусульман Украины» считать именно фатвое, то те, кто ее подписывает, являются авторами, разделяющими изложенные в ней утверждения. Таким образом, «Хартия мусульман Украины» не обязывает к выполнению каких-то конкретных предписаний, но скорее выражает мнение по важным вопросам, в то время как конкретная реализация указанного подхода остается приоритетом соответствующих религиозных общин или конкретных лиц-мусульман.

Аналогичные документы принимала в свое время и европейское мусульманское сообщество, в частности «Хартию мусульман Европы» (2008); отдельные декларации и коллективные документы имеют признанный международный статус, например, «Каирская декларация прав человека в Исламе» (1990). Стоит упомянуть и традицию коллективных документов, которые принимали украинские мусульмане, например, решение Мусульманского исполкома 1917 года, созвавшего I Курултай крымскотатарского народа. Если углубиться в более давнюю историю, можно вспомнить и о коллективных документах волынских татар, в частности коллективную петицию острожских татар во главе с муллой Ромоданом Милкомановичем польскому королю Михалу в 1669 году, следствием чего в том же году стала «Привилегия волынским татарам». В таком аспекте «Хартию мусульман Украины» можно понимать не только как фатву, касающуюся исключительно мусульманам, но как декларацию позиции мусульман перед властью светского государства и последователями других религий.

«Хартия мусульман Украины», несмотря на принципиальную декларативность, выглядит как весьма содержательный документ, показывая, сколь тесны отношения между мусульманскими общинами и украинским обществом вообще. Можно утверждать, что «Хартия мусульман Украины» является значительным шагом вперед не только для Ислама в Украине, но и для Ислама в странах Европы. Здесь исламская община Украины может быть даже примером для организаций европейских мусульман. До сих пор открыт вопрос о том, сколько именно мусульманских организаций в Украине (между ними существуют различия на уровне как вероучения, так и практики) подпишет этот документ, но, принимая во внимание предыдущие сведения о договоренностях, он имеет очень хорошую перспективу.

Источник  РИСУ

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.