«Хартия мусульман Украины — шаг к единству исламских общин государства?» — под таким заголовком 22 ноября 2016 на сайте
В материале говорится об эффективных попытках мусульманских общин нашей страны найти общие ответы на вызовы, стоящие сегодня перед всем обществом в целом и перед конгрегациями последователей Ислама. В частности, Михаил Якубович рассуждает о перспективах и значении «Хартии мусульман Украины», обсуждаемой представителями мусульманских общин Украины (торжественное подписание документа должно состояться 5 декабря этого года в Киеве).
Приводим статью полностью.
Еще лет пять назад украинские исследователи отмечали, что в целом мусульманская община Украины уже прошла фазу «институционального оформления». Сформировались соответствующие духовные управления и другие организации (зарегистрированные как религиозные или общественные), в целом было обеспечено потребность в мечетях и молитвенных домах, функционировали медресе, в том числе такие уникальные учебные заведения, как Школа хафизов в Симферополе.
События 2013–2014 годов, особенно оккупация Крыма, в корне изменили ситуацию. Прежде всего потому, что большая часть украинских мусульман, а именно крымских татар, оказались в иной правовой и политической реальности. В значительной степени эти события заставили украинских мусульман сформулировать четкий ответ на вопрос о том, какое место они занимают в современной Украине, как реагировать на события Революции достоинства, оккупацию Крыма, АТО на Востоке Украины и пр.
Не секрет, что у мусульманских общины Украины нет единого центра, а отношения между ними в отдельных случаях тяготели к напряженности. Отдельные религиозные общины имеют определенное отношение к общественным и политическим проблемам, призывая к активному участию в жизни светского государства, другие воздерживаются от разговоров на эти темы, а некоторые вообще предлагают альтернативные пути.
Одной из первых и, надеемся, эффективных попыток поиска таких совместных ответов стала «Хартия мусульман Украины». Сейчас, как известно, Хартия обсуждается представителями различных мусульманских общин Украины, а торжественное подписание запланировано на 5 декабря этого года в Киеве.
Документ, копия которого была прислана и в Центр исламоведческих исследований Национального университета «Острожская академия», содержит соответствующую преамбулу и несколько разделов. Отмечено, что «во время кризисных испытаний как для страны в целом, так и для мусульман, возникает вопрос о согласованной исламской позиции относительно общественных, политических, экономических, культурных и собственно религиозных процессов, которые происходят в украинском государстве и за его пределами». Эти позиции, соответственно, изложены в разделах «Понимание Ислама мусульманами Украины», где провозглашены преданность Корану и Сунне, «Ислам в истории Украины», где отмечена историческая традицию развития Ислама в Украине еще со времен Золотой Орды, а также «Ислам и современное украинское общество «, где заявлено об отношении украинских мусульман к украинскому законодательству, национальным различиям, защите языковых прав, семьи и брака, правовому статусу религиозных праздников, поддержке территориальной целостности государства, солидарности с единоверцами в других странах и другим запросам, важным для мусульманских общин.
В общем обозначенные в «Хартии мусульман Украины» позиции доказывают, что представители мусульманских общин избрали линию исламского социального активизма, то есть активного участия мусульман в жизни страны. Показательно, например, следующее утверждение: «Мусульманам Украины как активным гражданам разрешено участвовать в политической жизни страны, так как гражданство предполагает политическую активность с точки зрения участия как в голосовании, так и в политических институтах страны». Как известно, уже несколько мусульманских организаций (как централизованных, так и независимых) изъявили желание поставить подпись под документом, поэтому в случае принятия «Хартии мусульман Украины» в нынешнем виде это будет значительный шаг вперед на пути к активному исламскому представительству на разных уровнях украинской общественной жизни.
Впрочем, возникает вопрос, как этот документ примет мусульманская общественность и представители других религий. В определенной степени его можно сравнить с социальными доктринами христианских церквей (принятых так же и в Украине), но природа «Хартии мусульман Украины» в этом случае несколько иная. Прежде всего потому, что, исходя из исламского права, «Хартию мусульман Украины» следует рассматривать как фатву, то есть
Аналогичные документы принимала в свое время и европейское мусульманское сообщество, в частности «Хартию мусульман Европы» (2008); отдельные декларации и коллективные документы имеют признанный международный статус, например, «Каирская декларация прав человека в Исламе» (1990). Стоит упомянуть и традицию коллективных документов, которые принимали украинские мусульмане, например, решение Мусульманского исполкома 1917 года, созвавшего I Курултай крымскотатарского народа. Если углубиться в более давнюю историю, можно вспомнить и о коллективных документах волынских татар, в частности коллективную петицию острожских татар во главе с муллой Ромоданом Милкомановичем польскому королю Михалу в 1669 году, следствием чего в том же году стала «Привилегия волынским татарам». В таком аспекте «Хартию мусульман Украины» можно понимать не только как фатву, касающуюся исключительно мусульманам, но как декларацию позиции мусульман перед властью светского государства и последователями других религий.
«Хартия мусульман Украины», несмотря на принципиальную декларативность, выглядит как весьма содержательный документ, показывая, сколь тесны отношения между мусульманскими общинами и украинским обществом вообще. Можно утверждать, что «Хартия мусульман Украины» является значительным шагом вперед не только для Ислама в Украине, но и для Ислама в странах Европы. Здесь исламская община Украины может быть даже примером для организаций европейских мусульман. До сих пор открыт вопрос о том, сколько именно мусульманских организаций в Украине (между ними существуют различия на уровне как вероучения, так и практики) подпишет этот документ, но, принимая во внимание предыдущие сведения о договоренностях, он имеет очень хорошую перспективу.
Источник — РИСУ