Мусульманские народы Причерноморья и Украина в XVI - XVIII вв.

1
Открытым сторонником турецкой ориентации был гетман Петр Дорошенко, о котором в народе бытовало поверье, что он тайно принял ислам

Со вхождением территорий Киевской Руси в состав Великого княжества Литовского (XIX век), а впоследствии к Речи Посполитой восточный канал получения сведений об исламе практически потерял свое значение. Определяющим стало южное направление. Однако, к сожалению, дальнейшие контакты украинцев с мусульманами происходили в эпоху острых военных конфликтов. На долгое время судьба ислама на южно-украинских землях стала полностью зависеть от политических отношений и последствий военных действий между ханским Крымом, гетманской Украиной, царской Россией и султанской Турцией.

(Продолжение. Начало - см. ссылки на тему)

Отношения Украины с исповедовавшими ислам южными соседями имеют давнюю историю, полную как светлых, так и драматических страниц. Они доносят до нас блики почти трехсотлетней кровавой трагедии - нападений крымских и ногайских татар на земли Украины и героического сопротивления украинского казачества.

Украина, живя на большом рубеже со Степью, имела со степняками сложные отношения. Академик Д. Яворницкий подчеркивал, что сначала отношения между соседями носили довольно мирный характер. Шла торговля, проводились совместные военные акции, хозяйственная взаимопомощь, происходил обмен людьми и идеями.

Густынская летопись от 1447г. извещает о начале разрушительных налетов степняков на Украину. Главной их целью было получение живого ясыря - пленных. Нападения совершались чуть ли не ежегодно, однако особенно разрушительными были налеты 1471, 1535-1536, 1562, 1592, 1595 годов. Пленных гнали в Крым, откуда через невольничьи рынки их развозили по всей Османской империи. По минимальным оценкам, в Крым на протяжении XV в. забрали 200 000 украинцев, XVI в. - 350 тыс, в первой половине XVII в. - 300 тыс. человек. И так продолжалось вплоть до последнего нападения 1769 г. под руководством Крым-Гирей-хана. Это были акции настоящего геноцида против украинского народа. Тяжелые человеческие потери, бесконечные человеческие драмы стали тяжелой трагедией для украинского народа и на века отравили его отношение к мусульманским соседям на юге.

Однако набеги не остались без ответа. Украинское казачество принимало активные меры по отражению агрессии, а также для освобождения пленных. Казаки на чайках выходили в море и атаковали центры торговли невольниками в Крыму, доходили и до Анатолии.

Однако эти войны не носили сугубо религиозный характер, ведь они велись не ради обращения противника в свою веру. Д. Яворницкий неоднократно обращал внимание на то, что столкновение украинцев-христиан и татар-мусульман на украинских землях не входят в разряд типичных религиозных конфликтов. Хотя он отмечал, что иногда эти столкновения сопровождались религиозными лозунгами.

Причины походов крымчаков на север - не религиозные. Прежде всего это проявление борьбы между земледельческой и кочевой цивилизациями, что не было чуждым средневековому миру. Самая заметная причина набегов на Украину - ограниченность территории Крыма для полноценной кочевой жизни. Примитивное животноводство не могло прокормить население Крымского ханства, которое постоянно увеличивалось. Его обладатели видели выход в получении материальных ресурсов с севера. Религиозные соображения в этой ситуации мало учитывались. К тому же идеи джихада в период самостоятельного существования Крымского ханства здесь не были распространены.

Положение меняется с началом османского периода Крымского ханства. Клерикализация этого государства придала яркую религиозную окраску всем военно-политическим действиям ханства. Крымская власть берет на вооружение идею распределения географических территорий на «дар уль-ислам» (состояние, мир ислама) и «дар уль-харб» (состояние неверных, гяуров). Оправдание экспансии на земли украинцев начали отыскивать не в сфере экономических интересов, а в религиозных соображениях. При этом «неверных» не видели теми, кого необходимо было обратить к исламу. Понятие гяур служило своеобразной отметкой, отличием, символом чужого, не своего, того, кого допустимо превратить в раба. Татары не ставили перед собой иной цели, кроме военно-экономической. Они не стремились культурно или религиозно закрепиться где-нибудь севернее мест своего проживания, учредить для украинцев какие просветительские центры. Ислам остался внутренним делом южных соседей Украины, которые практически, на деле не стремились к его внедрению здесь. Средства мирного обращения к исламу в этом регионе не применялись.

В периоды между военными действиями налаживалась торговля, общее пользование природными богатствами, татар принимали на Запорожскую Сечь, а некоторые запорожцы годами жили в Крыму. Сюда на заработки свободно приходили (шли отсюда) строители, специалисты кузнечного, солеварного и кушнирского дела. Легко устанавливались родственные связи, взаимодействовала бытовая культура.

Известно, что некоторые выдающиеся политические деятели Украины периода Гетманщины (второго украинского государства) в поисках выхода из трудных политических ситуаций обращали свой взор на юг - к соседям-мусульманам. В феврале 1648 г. в Бахчисарае заключен известный военный союз между Богданом Хмельницким и ханом Ислам-Гераем III. А уже в 1654 г. Хмельницкий размышлял над установлением государственного протектората Турции над Гетманщиной, пригласив турецких послов на казацкую Раду в Чигирин. Открытым сторонником турецкой ориентации был гетман Петр Дорошенко, о котором в народе бытовало поверье, что он тайно принял ислам. Соглашение с Турцией Дорошенко подписал в 1669 г. Договор с Крымским ханством подписывал также казацкий предводитель Петрик-Иваненко, признанный за это Крымом гетманом. И хотя эти союзы оказались абсолютно нежизнеспособными из-за нарушения их крымчаками и турками, они объективно свидетельствуют о заинтересованности части украинской политической элиты того времени в налаживании хороших отношений с мусульманскими народами Причерноморья.

Наблюдались проявления доброй воли и с противоположной стороны. Другой казацкий лидер - М. Дорошенко, приведя казаков на помощь хану, чтобы отразить нападение ногайцев на Бахчисарай, долго пользовался авторитетом среди крымчаков. Вероятно, именно в его честь установлен еще в ханские времена памятный крест на горе Ай-Николь. Известно, что после разрушения Батуринской столицы запорожское войско находилось фактически под протекторатом Крыма вплоть до 1733 г. А после разрушения Запорожской Сечи в 1775 г. крымский хан пригласил к себе часть запорожцев, которые отказались идти на Кубань.

Сложные исторические коллизии приводили к тому, что часть попавших в плен украинцев принимали ислам. Много писал об украинцах, ставших мусульманами при тяжелых жизненных обстоятельств, Д. Яворницкий. Турецкие архивные источники свидетельствуют о массовом оседании украинцев из числа пленных в Турции. Они, приняв ислам, даже оставаясь в статусе рабов становились домоправителя, кузнецами, конюхами, садовниками и т.п. Часть невольников оставалась в Крыму. Рабство здесь было не пожизненным. Со временем эти невольники становились свободными (только с запретом выезда), заводили хозяйство. Женщина, родившая ребенка, также становилась свободной, приняв ислам. В летописи Самойла Величко упоминается о нескольких тысячах уволенных казаками бывших невольников, которые не захотели вместе с освободителями вернуться на Украину, изменить свою новую веру. Вплоть до начала XX в. в Крыму еще вспоминали о четырех крупных поселениях Ак-Чора (на крымско-татарском языке «белый раб»), в которых жили потомки украинских невольников, которые полностью ассимилировались, приняв культуру, язык и религию своих хозяев. Вживались в мусульманскую среду и те работники, которые приходили сюда с Украины самостоятельно - «аргаты» и «ренчперы». Относительно распространенной у нас мысли о янычарстве (стало синонимом предательства и манкуртства), то служение этнических украинцев в янычарском корпусе является очень маловероятным, поскольку из славян туда охотнее отбирали боснийских. Они и составляли основу этого корпуса.

Среди выходцев из Украины, принявших ислам, самой известной остается Настя Лисовская (Роксолана - 1505 - 1561). Она стала женой и политическим советником султана Сулеймана Великолепного. До сих пор в Стамбуле сохраняется ее мавзолей - тюрбе. Авторитет Роксоланы был столь значительным, что даже длительное время после ее смерти при султанском дворе сохранялось влияние ее дочери Мигримаг и внучки Айше Гумашаг. Сын Роксоланы Селим стал султаном. В XVII в. еще у троих султанов были жены-украинки - Осман II, Ибрагим и Мустафа II. Украинка Турхан-султан, жена султана Ибрагима, является матерью султана Мегмеда IV.

Значительно менее известен старинный обычай казацкого рода Кочубеев (по происхождению - Кучук-бей). Представители этого рода тайно хранили молитвенную комнату для осуществления намаза в своем имении на Полтавщине, а родовую церковь в Диканьке построили в традициях мавританской архитектуры.

Примерно с конца XV в. возникают очаги ислама на южных землях Украины, которые просуществовали до захвата их российскими войсками, а также на Подолье. Мусульманские общины в разные времена были в Хаджибее (Одесса), Азане (Азов), Аккермане (Белгород-Днестровский), Кара-Кермене или Ачи-Кале (Очаков), а также в Каменце-Подольском, где сохранились минарет и минбар, привезенные из Турции. В г. Шаргороде сохранился минарет, пристроенный к синагоге. Остатки турецкой мечети найдено в Меджибоже. В сфере мусульманского влияния оказались и районы Южной Бессарабии, входящие ныне в состав Украины.

Однако существование этих ячеек имело быстроминущий и недолгий характер. Они находились в самоизоляции от местного населения, отгораживались от чужой для себя этноконфессиональной среды. Мусульмане держались отчужденно от украинской культуры. Поэтому речь идет лишь о проживании мусульман на юге Украины, а не о мусульманской колонизации края.

На протяжении XV - XVIII вв. Российская империя полностью ликвидировала остатки украинской государственности. В 1783 г. окончательно уничтожено и другое частично независимое государство - Крымское ханство. Для мусульман Крыма наступила двухсотлетняя эпоха тяжелых испытаний.

Из книги «Історія релігії в Україні: Навчальний посібник» / A.M. Колодний, П.Л. Яроцький, Б.О. Лобовик та ін.; За ред. A.M. Колодного, П.Л. Яроцького. — К.: Т-во "Знання", КОО, 1999

(Продолжение следует)

Ссылки по теме:

Предыдущие публикации

Мусульманская цивилизация Крыма. Период Крымского ханства

Русь-Украина и Ислам

Ислам на украинских землях. Изучение истории

Другие материалы

Профессор Тищенко: Ровно тысячелетие назад подавляющее большинство населения Украины приняло ислам

Ислам в истории Золотой Орды

Украинский гетман – мусульманин

Тюрко-мусульманский вклад в историю Украины важен так же, как и славяно-христианский

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.