В последние десять лет значительно возросло количество мусульманского населения и его социально-политическая активность в странах, не являющихся традиционно мусульманскими. В государствах Европейского Союза последователей Ислама около 15 млн человек (более 1%), в Украине − 436 тысяч (около 0,9% населения страны).
Если говорить об особенностях и опасности интеграции мусульман в социально-политическое пространство ЕС и Украины, стоит отметить, что индикаторами различных стадий этого процесса является, прежде всего, гражданское и социальное положение мусульманского населения, его политическое представительство, а также отношения между исламской религиозной общиной и государством. Интеграция мусульманского населения отличается от государства к государству. Это связано с особенностями реализации этнополитики страны и правовым статусом, предоставляющимся национальным и религиозным меньшинствам в них.
Рассмотрим показатели роста количества мусульман по происхождению в странах Европы и определим факторы их увеличения. Многомиллионное присутствие мусульман в странах ЕС является результатом миграционных потоков с, в прошлом, имперских колоний в Северной Африке, Азии и из стран Карибского бассейна. Вторым фактором резкого увеличения мусульманского населения в Европе является высокий уровень нелегальной миграции, хотя странами ЕС принят ряд законов, которые запрещают незаконное пребывание и занятость иностранцев. Третьим фактором является высокий уровень рождаемости в мусульманской среде, для сравнения стоит привести следующие цифры: среднее количество детей у мусульман − 4, тогда как у европейцев 1,4 при норме рождаемости 2,1. Как следствие, мы наблюдаем прогрессивное уменьшение коренного населения Европы, каторое замещают мусульмане.
На сегодня в Западной Европе, согласно подсчетам миграционных служб и по экспертным оценкам, проживает от 10 до 15 млн мусульман. Количество мусульман по происхождению в странах ЕС представлено в таблице:
Страны |
Количество мусульман по происхождению, лиц |
Доля мусульман по происхождению в общей численности населения страны, % |
Франция |
4 155 000 |
7,1 |
Нидерланды |
695 000 |
4,6 |
Бельгия |
400 000 |
4,0 |
ФРГ |
3 200 000 − 3 500 000 |
3,9 − 4,3 |
Греция |
400 000 |
3,8 |
Австрия |
300 000 |
3,7 |
Великобритания |
1 400 000 − 1 800 000 |
3,0 |
Дания |
170 000 |
3,0 |
Испания |
500 000 |
1,26 |
Италия |
700 000 |
1,2 |
Швеция |
250 000 − 300 000 |
1,0 |
Болгария |
100 900 |
11,87 |
Как видно из таблицы, удельный вес мусульман по происхождению в странах ЕС значительный, что говорит об опасности возникновения и обострения этнических противоречий и межнациональных конфликтов.
По прогнозам экспертов, к 2025 году доля мусульман в странах ЕС может увеличиться в два раза. Конечно, достоверность этих прогнозов является условной, так как они получены с помощью простой экстраполяции на европейских мусульман закономерностей модели воспроизведения, которая характерна для регионов, традиционно исповедующих Ислам.
Увеличение численности мусульман Украины связано с возвращением с 1990 г. на территорию исторического проживания крымских татар, а также появлением современных национальных меньшинств, исповедующих Ислам: азербайджанцев, осетин, узбеков, турок, арабов, казахов. Среди современных меньшинств особое место занимают мусульманские сообщества, которые оказались в Украине под давлением обстоятельств, подавляющих или ограничивающих права человека у них на родине. В результате в Украине появились жители ряда конфликтогенных стран и регионов: Кавказа, Средней Азии, Афганистана, Ближнего Востока, Ирака, некоторых африканских стран.
Вышеупомянутые меньшинства являются нетипичными для Украины, поэтому их интеграция в украинское общество является проблемной. Их представители привносят с собой новые конфессии, языки, обычаи, традиции и т. п., что требует особого подхода к их сохранению и одновременно восприятию коренной нацией. Фактически речь идет о формировании толерантной поликультурной модели общества в нашей стране.
Показателями социально-политической активности мусульман стран ЕС и Украины, прежде всего, является увеличение количества исламских организаций и расширение их географии и сфер деятельности, которые охватывают значительную часть социального пространства государства от мечетей, исламских центров, национальных и религиозных организаций в учреждения образования, профессиональных и общественных организаций, студенческих союзов, молодежных и женских объединений.
В Западной Европе насчитывается более 7000 мечетей, центров и учреждений, которые принадлежат мусульманской общине. Все эти организации можно разделить на две основные группы: общеевропейские и национальные и региональные организации.
К ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИМ относятся:
1) Союз исламских организаций в Европе, объединяющий такие организации:
Европейский институт социальных наук − это учебное заведение, которое имеет три филиала во Франции и Великобритании. В его состав входят Институт арабского языка, Институт изучения Корана и Европейский факультет исследований Ислама. Основная цель Европейского института социальных наук − формирование нового поколения мусульман, которые обладают знаниями шариата и представлением о реалиях жизни европейского общества. Институт выполняет две основные функции: во-первых, готовит специалистов для управления исламскими центрами и мечетями в Европе, во-вторых, повышает квалификацию руководителей организаций и центров, а также имамов мечетей и мусульманских центров с помощью заочного или дистанционного обучения. Количество студентов − около 500 человек. Планируется открытие новых филиалов.
Европейский совет по веткам и исследованиям − научно-исследовательское учреждение, религиозно-правовая инстанция для мусульман в странах ЕС. В Совете работают более 30 ученых из разных стран Европы, представляющих различные национальности и мазхабы. Также в работе принимают участие деятели науки из других регионов и стран. За время деятельности учреждения было выдано десятки научно-правовых веток по вопросам, которые затрагивают интересы мусульман Европы и западного мира в целом. Сборники фетв опубликованы на нескольких европейских и арабском языках. Штаб-квартира Совета находится в Дублине (Ирландия).
Исламский клуб молодежи и студентов Европы объединяет более 40 региональных молодежных и студенческих организаций. Клуб занимается общественной деятельностью: проводит семинары, конференции, организовывает молодежные лагеря, цель которых − подготовка будущих молодежных лидеров. Клуб поддерживает связи с молодежными организациями представителей других вероисповеданий. Штаб-квартира находится в Брюсселе. Клуб имеет представительство в структурах Европейского Союза.
Лига исламских школ − это учебно-воспитательное учреждение, созданное представителями исламских школ шести стран Европы: Великобритании, Нидерландов, Швеции, Дании, Германии и Бельгии. Основная цель Лиги − содействие сотрудничеству и координация между учебными заведениями стран учредителей. Штаб-квартира находится в Стокгольме (Швеция).
Европейский вакф − заведение, которое сочетает благотворительные и инвестиционные функции. Основная цель деятельности − финансовое обеспечение мусульманских организаций Европы. Штаб-квартира расположена в Бирмингеме (Великобритания).
Ассоциация журналистов Европы способствует информационному, культурному и идейному обмену с другими журналистскими организациями Европы, координирует деятельность различных исламских культурно-просветительских организаций и информационных служб, осуществляет планирование информационных проектов. Штаб-квартира находится в Вене (Австрия).
2) Европейский исламский совет объединяет организации Германии, Франции, Испании, Бельгии и Нидерландов. Главными центрами являются исламский центр − мечеть города Аахен и Союз мусульманских студентов Европы.
Отличается особенно активной и разносторонней деятельностью, в частности Союз способствовал созданию исламских советов в Германии, Испании и Великобритании.
3) «Сулейманжиляр» − суфийская община, которая широко представлена в странах, где проживают многочисленные турецкие общины. В её состав входят десятки заведений, сотни мечетей и медресе, которые оказывают религиозные и социальные услуги.
4) Диянат − турецкое религиозное управление, которое принадлежит к официальному религиозному управлению при турецком правительстве. Действует в ряде европейских стран, отличается централизованным управлением.
5) «Милли Герюш» − это ряд объединенных организаций, созданных выходцами из Турции. Наиболее действенная из них находится в Германии. В нее входят учреждения исламского призыва, управление вакхом, информационные и религиозно-культурные центры и мечети. Имеет развитую экономическую инфраструктуру. География деятельности охватывает Австрию, Нидерланды, Бельгию, Францию, Швейцарию, Швецию и Великобританию.
6) «Таблиг» («Благая весть») − религиозная община, которая объединяет организации, созданные выходцами из Индостана. Деятельность общины имеет исключительно религиозно-просветительский характер и не затрагивает сферу общественно-политической жизни. География деятельности: Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Бельгия, Нидерланды.
7) Исламская миссия, Исламский призыв, Исламский европейский клуб, Организация выходцев с Индостана осуществляют свою деятельность в Великобритании, Франции, Италии, Швеции. Имеют в своем составе десятки заведений, наиболее известным из них является исследовательский центр британского города Маркфилда (Islamic Foundation).
НАЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ мусульман Европы можно разделить на три категории:
1) Организации, имеющие статус официальных учреждений − созданы при участии и поддерживаются официальными структурами в странах арабского мира, среди них самыми влиятельными являются Исламский центр в Лондоне, Мечеть исламского центра в Риме, Исламский культурный центр в Женеве, Исламский культурный центр в Мадриде (поддерживается Саудовской Аравией), Исламский культурный центр в Дублине (ОАЕ), Большая мечеть в Париже (поддерживается Алжиром). Цель деятельности этих учреждений − предоставление религиозных и культурно-просветительских услуг, осуществление информационно-популяризаторской функции. Управляются попечительскими советами, в которые входят послы арабских стран.
2) Крупные организации, которые занимаются исламским призывом. К ним относятся Французский совет исламской религии, который является официальной организацией, представляющей мусульман Франции; Исламский совет Великобритании, в который входит более 300 мусульманских организаций страны; Исламский совет Швеции, Союз мусульманских организаций Швейцарии, Исламский совет Германии, Союз исламских диаспор и организаций Италии. Все эти организации выступают за интеграцию мусульман в европейское пространство без потери культурной и религиозной идентичности, а также активное участие в идейно-политической, общественной и культурной жизни европейских обществ; поддерживают борьбу с расовой дискриминацией; занимаются устранением из массового сознания стереотипов относительно Ислама.
3) Специализированные организации:
различные молодежные организации, цель которых − формирование у молодежи социальных установок и жизненных ориентиров, в основе которых лежит баланс между исламской идентичностью и интеграцией в европейское сообщество;
женские организации, наиболее известны Общество мусульманских женщин Великобритании, Лига мусульманских женщин Франции, Лига мусульманских женщин Швейцарии, Лига мусульманских женщин Швеции. Их цель − просветительская деятельность относительно участия в воспитании нового поколения и развенчание стереотипов о роли женщины в Исламе;
профессиональные организации, их цель − объединение мусульман по профессиональному принципу для усиления их общественной роли и поддержки мусульманских общин и диаспор;
учебные заведения, которые появились за последние 20 лет. Их количество составляет более 300 единиц, действуют в Великобритании (около 60), Нидерландах (около 30), Швеции (более 15), Бельгии, Дании, Германии, Франции. Кроме официальной учебной программы, в этих заведениях преподается арабский язык и исламская этика. Во многих странах ЕС при высших учебных заведениях созданы исламские факультеты. В ЕС созданы и действуют тысячи воскресных школ, в которых преподается арабский язык и исламская этика.
благотворительные организации (Иslamic Relief (Бирмингем) и Исламская поддержка (Лондон). Адресатами помощи является население беднейших стран Африки и мусульманские общины Европы. Во время благотворительной деятельности осуществляется мониторинг ситуации в мусульманских анклавах для разработки стратегии их развития и информации о состоянии мусульман во всем мире. В последние годы эти организации расширили свою деятельность и оказывают помощь как мусульманам, так и немусульманам.
Украина имеет много общих факторов увеличения количества мусульман со странами ЕС. Прежде всего, это связано с увеличением количества так называемых «транзитных мусульман», которые появились в нашей стране после того, как в ЕС присоединилась Польша, Румыния и Болгария, а Европейский Союз «закрыл» свои границы.
Все исламские организации в Украине можно разделить на пять категорий:
1) религиозные общины, которые являются почвой для преобразования религиозных убеждений в социальный феномен и способствуют образованию социальных институтов (Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК), Духовный центр мусульман Украины (ДЦМУ), Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ) и Партия мусульман Украины (ПМУ))
2) национальные общественные организации инновационного типа. Наиболее действенным представителем этого типа является Всеукраинская ассоциация общественных организаций «Альраид», которая опирается в своей деятельности на лучшие организационные наработки ближневосточных исламских движений и современные методы управления проектами. Это учреждение выполняет ряд функций: информационную, интегрирующую, культурную, социально-политическую и образовательную. Также к этой группе можно отнести такие организации как Ас-Сунна, Бирлик и Замзам;
3) международные исламские организации представлены в Украине двумя учреждениями: Таблиги Джамаат и Хизб ут-Тахрир, которые существенно отличаются по своей идеологии. Таблиги Джамаат является принципиально аполитичным движением за моральное усовершенствование путем тщательного выполнения канонов религии. Хизб ут-Тахрир − Исламская партия освобождения, которая имеет радикальный характер и запрещена в некоторых арабских странах. В Украине осуществляет информационную и коммуникативную функцию;
4) автономные исламские религиозные группы, оппозиционные к традиционным религиозным общинам. Их связывают с появлением в исламской среде реального спроса на религиозные знания, обострением языковой ситуации − представители политического Ислама проповедуют Ислам на русском языке, что не способствует сохранению этнокультурной идентичности мусульман; ростом потенциала политического Ислама как альтернативной идеологии;
5) образовательные организации, которые можно условно разделить на две группы:
начальные заведения с произвольным графиком работы (вечерние курсы и школы «Альраид»);
учреждения повышенного уровня с более формализованным обучением (Управление религиозными делами, Фонд Азиза Махмуда Хюдаи, Сулеймания, Диянет, Исламский университет ДУМУ и медресе).
Сеть исламских организаций в странах ЕС все больше приобретает институциональные формы, в Украине их деятельность имеет пока лишь фрагментарный характер. В частности, в странах ЕС основными функциями исламских организаций является достижение признания исламской религии в странах Европы; участие в идейно-политической и общественной жизни европейского сообщества; борьба с расовой дискриминацией; устранение из массового сознания стереотипов относительно Ислама; формирование позитивного общественного мнения об Исламе и исламской культуре путем проведения благотворительной деятельности; привлечение к своим организациям широкого круга лиц других национальностей; популяризация исламской религии и языка посредством создания учебных заведений и научно-исследовательских учреждений.
В Украине функциями исламских организаций является информирование общественности, преимущественно мусульманской, относительно реализации их прав и возможностей; предоставление правового консультирования репатриантам; создание курсов по изучению основ Ислама и арабского языка. Со стороны государства предпринимаются попытки ассимиляции мусульман, но интеграция не происходит, что является чрезвычайно опасным в современных геополитических условиях.
С. А. Краснолюдская, ассистентка кафедры международной информации
Житомирского экономико-гуманитарного института Университета «Украина»
Источник: ОБРАЗОВАНИЕ РЕГИОНА