Первая международная летняя школа исламоведения: итоги и перспективы

Первая международная летняя школа исламоведения: итоги и перспективы
Целью этого мероприятия было углубления знаний молодых ученых об исламском вероучении, исламоведении, источниках исламских наук и современном состоянии Ислама в Украине и мире

«Современное украинское исламоведение как наука все еще находится в стадии становления и не имеет значимых научных разработок», — именно это стало одним из выводов работы Первой международной летней школы исламоведения.

Школа, которая проходила в Симферополе с 10 по 15 июля, была организована Всеукраинской Ассоциацией общественных организаций «Альраид» и молодежной организацией «Эмель» совместно с Всеукраинской общественной организацией «Украинский центр исламоведения». В ней участвовали двадцать молодых ученых и аспирантов из разных регионов Украины, чьи научные работы прошли конкурсный отбор. Целью этого мероприятия было углубления знаний молодых ученых об исламском вероучении, исламоведении, источниках исламских наук и современном состоянии Ислама в Украине и мире.

Ислам в Украине и мире

Участники расширили и свое понимание Ислама и исторических этапов его распространения. Муфтий Духовного управления мусульман Украины «УММА» Саид Исмагилов прочел лекции об истории Ислама в Украине и мире, а также о различных течениях в Исламе.

Кандидат исторических наук, доцент, магистр шариатских наук Сейран Арифов занялся углубленной теоретической подготовкой молодых ученых, дав им понимание структуры и характера источников Шариата. Кроме этого, он разьяснил истинное значение столь растиражированного СМИ термина как “джихад”, отвергая домыслы и стереотипы, которым его облекла молва.

Но организаторы преследовали иную цель, чем пассивное прослушивание молодыми учеными курса лекций. Очень важно дать людям возможность представить свой собственный опыт и обсудить те или иные вопросы в свете своего понимания и воспрития. Именно так достигается более глубокое изучение ньюансов, предмет обсуждение рассматривается под разными углами, достигается лучшее взаимопонимание и вырабатывается комплексный разносторонний подход по решению обсуждаемой проблемы. Для этого в рамках школы были проведены круглые столы по темам «межрелигиозные отношения в Украине», «религиозная философия», «семья в Исламе», «мусульмане в медиапространстве», на которых участники сами получили возможность выступить и представить свои научные работы.

Расширяя горизонты мировосприятия

Тема трансформационных процессов «Арабской весны» стала предметом горячей дискуссии о перспективах дальнейшего развития стран арабского мира, — ведь в регионе не найдется страны, которых бы это обновление так или иначе не коснулось. Вячеслав Швед, глава Всеукраинской общественной организации «Украинский центр исламоведения» и ведущий сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины, поделился с участниками школы своими научными наработками по этой теме, наглядно иллюстрируя, что процессы эти далеко не так просты, как это пытаются показать некоторые аналитики; их глубинная природа кроется в религиозной и культурной идентичности арабских народов. Опроверг он и расхожий штамп, что процессы эти разрушат арабский мир, одоснованно выдвинув противоположный прогноз: если арабские народы не остановятся на полпути и доведут трансформационные процессы до конца, это станет началом возрождения арабо-мусульманской цивилизации.

Затрагиваемые темы были интересны как мусульманам, так и немусульманам. Так, молодой религиовед из Великобритании Захид Наваб прочел лекцию об общности трех мировых религий: Ислама, Христианства и Иудаизма. Людей разных эпох, которые ранее не занимались сравнительным анализом этих монотеистических учений, неизменно впечатляла их общность. Не стали исключением и участники школы; впечатлило их и то, что эта общность и переемственность пророческих традиций была раскрыта в аятах Корана более 1400 лет назад.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

Личный опыт, как известно, производит более яркое впечателние, чем множество томов теории, да и запоминается лучше. Поэтому поездка в древний центр мусульманской культуры Крымского полустрова, Бахчисарай, произвела неизгладимое впечатление и дала понимание практической реализации множества моментов жизни мусульман. Участникам устроили экскурсии по Ханскому дворцу, одному из древнейших университетов Восточной Европы Зынджырлы медресе, и другим выдающимся местам. Они также получили возможность поприсутствовать на пятничной молитве в старинной Ханской мечети и прослушали хутбу (пятничную проповедь), в канун наступления Благословенного месяца Рамадан.

Кроме того, молодые ученые встретились с представителями молодежной организации «Эмель», которые активо участвовали во всех мероприятиях и обсуждениях. Это дало возможность людям, начинающим свою научную деятельность в качестве исследователей Ислама, узнать мнение обычных мусульман, стремящихся соблюдать предписание своей религии наилучшим образом, на ряд вопросов; послушать из вервых уст рассказы о насущных проблемах и трудностях, с которыми сталкиваются мусульмане полуострова и крымскойтатарский народ в частности. Такое личное общение позволило развить более глубокое понимание ситуации мусульман в нашей стране.

Саид Исмагилов, муфтий ДУМУ «Умма», тоже получал множество вопросов — как по вероучению, так и по деятельности возглавляемого им Духовного управдения.
Он положительно оценил работу школы: «Мне кажется, что наша школа удалась. В ней есть, конечно, недостатки, поскольку это первое наше мероприятие подобного рода. Действительно, исламоведение в Украине развито весьма слабо: исследования в этой сфере проводятся нечесто, не хватает фундаментальных трудов в этом направлении. В своем поиске путей решения этой проблемы мы решили попробовать перенять опыт других конфессий и провести подобную школу, чтобы привлечь внимание научного сообщества к исследованию Ислама в Украине.

Обсуждения в ходе школы проходили в рамках научной дискуссии, и мне очень понравилось, что не было поливания грязью, оскорблений и межличностных нападок. Огромным плюсом является также учатие преставителей разных отраслей науки — историков, журналистов и религиоведов».

Подводя итоги

Летняя школа, по оценкам участников, была проведена на достаточно высоком научном уровне. Лекции и доклады находили живой отклик аудитории, которая горячо обсуждала их в рамках научной дискуссии. Это является показателем не только актуальности поднимаемых тем, но и высокой культуры общения собравшихся.

Все участники летней школы получили сертификаты и небольшие подарки от ВАОО «Альраид». В свою очередь они делились с организаторами своими идеями по улучшению качества работы подобных школ в будущем. Например, Ольга Рыбачук предложила обратить внимание на уровень подготовки участников: «Я не встречала подобных исламоведческих школ. Это чрезвычайно интересный и полезный опыт, и желаю, чтобы на следующий год было гораздо больше участников».

Кроме этого, высказывались пожелания подбирать участников по уровню их знаний, возможно даже разделив их на несколько групп — это бы упростило процесс познания для менее осведомленных и сделало бы егоинтереснее для более осведомленных. Но все участники были единодушны в своем желании видеть эту школу в качестве традиционной формы научных встреч молодых ученых.

Дилявер Саидахметов

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.