Продолжаем знакомить читателей с докладами участников VII Международной молодежной летней школы исламоведения «Ислам и социальное развитие: история и современность», которая работала в Исламском культурном центре г. Киева с 1 по 5 июля.
Александра Олейник, доктор философии в области международных отношений, доцент Межрегиональной академии управления персоналом (г. Киев), выступила с докладом, посвященным роли славян-мусульман — помаков — в мусульманской общине Болгарии.
Балканы являются одним из немногих регионов в мире, где национальность человека и его религиозная принадлежность часто определяют друг друга. Мы привыкли считать, что все сербы обязательно православные, хорваты — католики, боснийцы — мусульмане. И наоборот: если человек говорит, что он католик, значит, он или хорват, или словенец, но уж никак не серб, черногорец или болгарин. Но в любом правиле бывают и исключения. В этой истории исключение — народ, о котором до сих пор ведут жаркие споры этнологи, ведь непонятно даже, можно ли его считать единым, или группой мелких субэтносов. Народ странный и тем, что родным языком считает болгарский (а вне Болгарии — другой южнославянский язык, используемый в конкретном регионе), и при этом исповедует ислам. Этот народ — помаки.
Помаки — этнос, известный в Болгарии как болгары-мусульмане. Они довольно широко распространены на Балканском полуострове и живут не только на территории Болгарии, но и за ее пределами — в Греции, Македонии, Албании и на юге Сербии — в Косово.
Интересно, что в зависимости от страны, меняется и самосознание помаков: живущие в Болгарии считают себя этническими болгарами, живущие в Македонии — македонцами и т. д. В наши дни лишь небольшие группы помаков, проживающих в Греции и Турции, сами себя называют помаки.
Согласно результатам последней переписи населения в Болгарии, ни один гражданин страны не определил свою этническую принадлежность как «помак». В 2001 году большинство болгароязычных мусульман (131,5 тыс.), проживающих в Болгарии, назвали себя болгарами, другие определили свою этническую принадлежность, как турецкую. Отметим, что в 2011 году результаты исследования профессора Евгении Ивановой показали совсем другие результаты: только 26% болгарских помаков считали себя болгарами, 5% — турками, а другие 69% определяли себя представителями различных этнических групп, причем половина из них считала себя помаками.
Кто же такие помаки? Если говорить о болгарских представителях, то, по наиболее распространенной теории, они являются потомками болгар-христиан, принявших ислам во время османской экспансии на Балканском полуострове. Характерно, что помаки не являются единым сообществом, более того, даже само название «помаки» носит общий характер, определяя таким образом едва ли не все малые этносы Балкан, разговаривающие на языке титульной нации своей страны и исповедующие ислам. В разных странах помаки называют сами себя различными названиями — ахряне, аповци, бабечане, гаджелы, жупане, торбеши и т. п.
Помаки не имеют не только национальной, но и языковой общности. Несмотря на то, что родным языком для них является болгарский, они используют различные локальные диалекты, которые зависят от страны и региона проживания. Болгарские помаки также используют различные диалекты в разных регионах страны, но в последнее время идет активное объединение этих диалектов со стандартным болгарским языком.
Существует проблема и самоопределения внутри самого сообщества помаков. Так, некоторые из них считают себя турками, забывшими свой родной язык. Другие — потомками аваров или печенегов, которые пришли на эти земли в VI, X, XI веках и оставили после себя тюркские гены еще до османов. Третьи же признают себя потомками древних балканских племен, которые были обращены в ислам арабскими миссионерами в IX веке. Болгары-христиане считают их болгарами, принявшими ислам.
Относительно названия «помаки» в Болгарии есть две основные теории. Первая утверждает, что название происходит от слова «помагач», то есть помощник османов. Другая наоборот, указывает на слово «помачен», то есть, подвергшийся страданиям или пыткам, то есть ставший жертвой исламизаторской политики Османской империи и избравший жизнь в качестве мусульманина вместо смерти как мученика.
Впервые вопрос о происхождении помаков в 1762 году поднял Паисий Хилендарский в «Истории славяно-болгарской». Считается, что исламизация помаков началась при султане Баязиде в 70-х гг. XIV века. Болгарская историография традиционно выдвигает тезис о насильственном ее характере. Например, один из самых известных болгарских историков Николай Тодоров указывает на две ее волны — при султанах Селиме II в XVI веке и Мехмеде IV в конце XVII. Однако эта концепция не выдерживает серьезной критики, ведь основным источником Тодорова была некая болгарская хроника XVIII века, которую он сам даже не смог процитировать в своем исследовании. Еще одним источником, на котором базируется эта концепция, является хроника болгарского священника Драганова, написанная, по словам Тодорова, «вскоре после упомянутых событий». В то же время ученый признает, что оригинал хроники был утерян и доступна она только в виде компиляции Стефана Захарьева. Однако сейчас доказано, что это подделка, на чем сошлись практически все основные европейские специалисты по истории Османской империи и Болгарии.
Впрочем, болгарские ученые, особенно в период правления коммунистов, были настолько полны стремления доказать свою «точку зрения», что не останавливались перед откровенными фальсификациями. Так, например, в 1980-х Исторический музей города Смолян организовал археологическую экспедицию с целью найти в помакских селах могилы христиан, которые якобы предпочли смерть вместо обращения в ислам. Когда они не были найдены, руководитель экспедиции приказал положить кресты в мусульманские могилы в «доказательство» того, что «сначала они были христианскими».
Будучи мусульманами, помаки служили надежной опорой турецкому господству на Балканах. Они предоставляли султанам прекрасных солдат и даже одаренных пашей, участвовали в подавлении греческого восстания 1821 года, поддерживали Турцию во время последнего болгарского восстания и русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Помаки даже не подчинялись некоторое время решению Берлинского конгресса, присоединившего часть территории их жительства в Восточной Румелии, и выявили верность Турции во время греко-турецкой войны 1897 года.
В 1878 году, когда Болгария обрела независимость, помаки не хотели признавать болгарскую власть и боролись за автономию для своей этнической общности, которая де-факто и жила в течение нескольких лет в двадцати общинах в Родопских горах. Так называемая Республика Тамраш существовала до 1886 года.
В 1913 году после ухода из помакских территорий болгарских и турецких армий (во время Балканских войн) была создана Гюмюрджинская республика, которая просуществовала, впрочем, лишь несколько месяцев. Однако за это время помаки, насильно обращенные в христианство болгарскими войсками, вновь вернулись к своей истинной вере.
После Первой мировой войны, в 1918 году, восемь помакских депутатов болгарского парламента вынуждены были обратиться к лидерам Греции и Франции с просьбой защитить этническое и религиозное меньшинство от насильственной христианизации.
Вообще, если на вопрос о том, были ли исламизированы помаки принудительно, современная наука склонна давать отрицательный ответ, то попытки насильственной христианизации зафиксированы четко и беспрекословно. Всего таких «кампаний» было четыре — в 1912, 1938 — 1944, 1962 — 1964, 1971 — 1972 годах, и все они проводились болгарским правительством. Наиболее грубой и вопиющей была последняя попытка «интегрировать» помаков. На помощь позвали армию, военную полицию, спецслужбы, территориальные формирования. И все это с достаточно безобидной, на первый взгляд, целью — изменить турецкие имена помаков на болгарские.
Болгарские власти неоднократно пыталась христианизировать помаков как самостоятельно, так и с помощью частных лиц, миссионеров, местной власти и т. д. Основной целью таких попыток было стремление ассимилировать помаков с болгарами-христианами. Само крещение носило принудительный характер.
Первое массовое крещение было проведено в 1881 году епископом с Ловеч Натанаилом Охридским. Отобранные им миссионеры крестили помаков на территории подведомственной Натанаилу епархии. Правительство страны оказывало финансовую помощь епископу и миссионерам.
Вторая волна массового насильственного крещения помаков пришлась на разгар Балканской войны — 1912 и 1913 годы. К тем помакам, которые не желали принудительно перейти в другую веру, относились очень жестоко — жгли их дома, убивали мирное население. Наиболее известные погромы произошлив селах Триграды, Црынча, Жижево, Тимриш и других.
В 1917 году помаков в Болгарии захлестнула новая волна насилия и репрессий, правда, на этот раз не связанная с принудительным крещением. Крупнейшими центрами репрессий были Гюмюрджина, Гоце Делчев и в меньшей степени — ряд других населенных пунктов. Помаков отправляли на принудительные работы, лишали имущества, а тех, кто открыто возмущался из-за подобных порядков, убивали. Во время Первой мировой войны и некоторое время после ее окончания помаки, жившие на юге Болгарии, переселялись в северные области Греции, чтобы избежать очередных репрессий.
В 1942–1945 годах вооруженные отряды помаков боролись за независимость Болгарии в Родопских горах. А уже во время Второй мировой войны, в 1942 году, они подверглись очередному массовому крещению против их воли. Организатором этой «акции» стало общественное движение «Родина», которое состояло в основном из представителей болгарской интеллигенции. Как и во времена предыдущих двух крещений, помаков не только лишали своей веры, но и давали им христианские имена. Мусульманские имена, данные при рождении, оказались под запретом. Так продолжалось до 9 сентября 1944 года, когда «Родина» была признана фашистской организацией, ее деятельность оказалась в Болгарии под запретом и тысячи помаков получили назад и свою веру, и свои мусульманские имена.
Попытки так или иначе ассимилировать помаков с христианским населением имели место и позже, в 1950–1980 годах. Например, в 1970-х они снова принудительно изменяли имена на христианские. Многие болгары-мусульмане, возмущенные этим, эмигрировали в Турцию. Однако эти попытки не дали такого результата, на который рассчитывала политическая верхушка страны.
Но, несмотря ни на что, помаки не сломались. До сих пор неизвестно, сколько их было убито и замучено за отказ менять мусульманские имена на христианские. Кроме того, несколько сотен человек были отправлены в печально известную тюрьму на Беленском острове на Дунае.
Болгары-мусульмане не являются единым сообществом и не имеют общего самосознания. Часть из них, проживающих в Центральных Родопах, не отличаются глубокой религиозностью и имеют христианские имена как следствие насильственной ассимиляции 1970-х годов.
В 1989 году вместе с падением социалистического правительства упало и то, что задумали «современные инквизиторы». Практически всё население с измененными именами поменяло их на старые.
Болгароязычные мусульмане, проживающие на Центральных Балканах, делятся на две группы — первая называет себя болгарами по национальности и мусульманами по вероисповеданию, вторая же часть называет себя просто помаками. Болгары-мусульмане, проживающие в горах Пирин и Юго-Западных Родопах, являются убежденными мусульманами. Они сохранили имена, костюмы и обычаи турецкого и арабского происхождения. Некоторые из них даже называют себя турками, несмотря на то, что их родным языком является болгарский.
Болгарская политика имела целью культурную и социо-структурную интеграцию меньшинства, а также стремилась отделить помаков от турецких соседей и уменьшить таким образом турецкое влияние.
Сейчас помаки являются одним из трех мусульманских народов Болгарии, два других — мусульмане-ромы и турки. В последние годы заметна тенденция к росту влияния именно славянской общности среди болгарской мусульманской уммы. Однако большинство помаков сейчас имеют болгарское самосознание.
На сегодня, по разным данным, в Болгарии насчитывается от 150 до 200 тыс. помаков. Отношение общества к ним неоднозначно и находится под влиянием определенных стереотипов. Так, например, существует мнение, что эмиссары Саудовской Аравии распространяют идеи радикального ислама.
Помаки предпринимают попытки защитить свою идентичность, но не имеют политического представительства в Национальной ассамблее в Болгарии. Они считают себя не иностранцами, а такими же болгарами, которые желают сохранить свою культуру, веру и ценности.