Роль женщины в развитии научной мысли Ислама

Во времена Халифата учеными становились женщины самого разного происхождения
13.12.2010
Оцените статью: 
(386 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

В наши дни противники ислама любят распространять небылицы о том, что ислам унижает женщину, ограничивает ее права, не дает возможность получить образование и активно влиять на жизнь общества. Но на самом деле это не так. С момента ниспослания первого откровения, женщины внесли огромный вклад в распространение и возвышение ислама. И если бы ни они, едва ли эта религия завоевала бы сердца миллионов в столь короткие сроки.

Первым человеком, который откликнулся на призыв Пророка (мир и милость ему от Аллаха) была женщина, его жена Хадиджа бинт Хувайлид. Именно она помогла ему и поддержала, когда от Мухаммада (мир ему) отвернулись все.

Первым человеком, который отдал жизнь за веру и стал шахидом, была женщина Сумая (да будет доволен ею Аллах). Мекканские многобожники замучили ее до смерти, но она не отреклась от ислама. А Пророк (мир ему) сказал, что ей и ее мужу обещан Рай.

Человеком, у которого хранился первый свиток Корана, была дочь халифа Умара, мать правоверных Хафса. Другая жена пророка Айша передала более 2000 хадисов, не упустив в них мельчайших деталей.

После смерти Посланника Аллаха роль женщин в распространении исламского просвещения не уменьшилась. Из их числа вышло много исламских ученых, чьи знания не уступали знаниям ученых-мужчин.

Одной из выдающихся представительниц поколения табиинов (поколения мусульман, следующих за Пророком) была Амра бинт Абдурахман. Она была специалистом по исламскому праву (факихом) и хадисам. Пятый праведный халиф Умар ибн Абдулазиз сказал о ней: «Если вы хотите изучить науку хадис, идите к Амре». Имам Зухри, который составил первый сборник хадисов, назвал Амру бинт Абдурахман «большим знатоком хадисов» и рекомендовал учиться у нее.

При ее жизни судья Медины приговорил вора-христианина к отсечению руки. Когда весть об этом приговоре дошла до Амры, она приказала одному из своих студентов пойти к судье и сообщить ему, что отсечение руки налагается, только если человек украл вещь стоимостью больше 1 динара, а в данном случае цена украденного была меньше динара. Узнав о своей ошибке, судья приказал отпустить вора. Имам Малик описал этот случай в своей книге «Муватта».

Другой великой женщиной-ученым поколения табиинов была Умм Ад-Дарда, преподававшая в Дамаске и Иерусалиме. Ее уроки посещали исламские ученые факихи и хадисоведы из числа мужчин. Сам халиф Абдульмалик ибн Марван, правивший государством от Испании до Индии, ходил на занятия Умм Ад-Дарды и не стыдился обращаться к ней за советом. Он с большим почтением относился к этой знающей женщине. Во время уроков и при входе в мечеть пожилая Умм Ад-Дарда часто брала под руку Абдульмалика потому, что ей было тяжело держаться на ногах.

В начале 8 века по хиджре (начало 14 века по григорианскому календарю) родилась Фатима бинт Ибрагим бинт Джохар, известный хадисовед, под руководством которой имамы Захаби и Субки выучили сахих Бухари наизусть. Слава о Фатиме распространилась так широко, что когда она поехала в хадж, студенты-хадисоведы из Медины попросили прочитать для них лекции в мечети Пророка (мир и милость ему от Аллаха).

Айша бинт Абдульхади преподавала науку хадис в главной мечети Дамаска. Она была назначена на эту должность халифом потому, что он не смог найти мужчину более знающего, чем она. Ибн Хаджар Аль-Аскалани, который считается одним из наиболее выдающихся ученых хадисоведов, специально поехал в Дамаск и изучил с Айшей более ста книг.

Фатима Аль-Джуздани, великий ученый из Исфахана, который находится на территории современного Ирана, выучила с преподавателем книгу «Аль-Му’джам Аль-Кабир» имама Табарани, после чего преподавала ее другим. Учитель Фатимы Абу Бакр ибн Рида изучил эту книгу с ее автором. Книга состояла из 37 томов, и ни один из ученых наших дней не знает ее полностью.

Наравне с мужчинами женщины могли делать иджтихад (выводить законы шариата) и давать фатвы. Примером этому служит Фатима бинт Кайс (да будет доволен ею Аллах), которая вывела решение (фатва) о том, что муж должен содержать свою безвозвратно разведенную жену в течение периода ожидания - идда (3 месячных цикла после развода, когда женщина не может выйти замуж). В этом решении Фатима основывалась на словах пророка (мир ему). Хотя Умар и другие сподвижники не согласились с ней, опираясь на аят Корана, они признали правомочность ее решения, и не обвинили ее в том, что она, будучи женщиной, приняла решение в пользу женщин.

Во времена Халифата учеными становились женщины самого разного происхождения. Например, Абида Аль-Мадания из поколения табииинов начала свою жизнь рабыней. Она принадлежала Мухаммаду ибн Язиду, который был добр к ней и разрешал ей посещать занятия ученых Медины. Когда во время хаджа Медину посетил выдающийся хадисовед Испании Хабиб Даххун, хозяин подарил Абиду ему. Даххун был настолько поражен знанием невольницы, что освободил ее, женился на ней и увез с собой в Андалусию. Женщина передала более 10 тысяч хадисов от своих мединских учителей.

Зейнаб бинт Сулейман, напротив, была принцессой. Ее отец был кузеном Ас-Саффаха – основателя династии Аббасидов и наместником Басры, Омана и Бахрейна при правлении халифа Мансура. Но вместо того, чтобы наслаждаться беззаботной жизнью, девушка посвятила себя поискам знания, получила блестящее образование и стала одним из лучших хадисоведов своего времени. Среди учеников Зейнаб бинт Сулейман было много известных мужчин.

Последним крупным ученым из числа женщин была Фатима Аль-Фудайлия, которая родилась в конце 12 века по хиджре. Она владела искусством каллиграфии и различными исламскими науками, в том числе наукой хадис. В конце жизни она поселилась в Мекке, где основала богатую общественную библиотеку. Фатима умерла в 1247 г.хиджры/1831 г григ.кал. После ее смерти ислам стал приходить в упадок и с упразднением Халифата в 1924 году полностью исчез из общественной жизни мусульман.

Мусульманки перестали изучать свою религию и подражать праведным женщинам прошлого. Вместо этого они сменили хиджаб на европейскую одежду и взяли за образец для себя порочных западных женщин, но подражание им никак не улучшило положение мусульманок, не возвысило их статус и не сделало лучше общество вокруг них. Наоборот, на их хрупкие плечи свалилась куча новых проблем.

Только следуя примеру наших праведных предшественниц, современные мусульманки смогут занять почетное положение в обществе и исправить его. Вернуть исламу его блеск и величие.

По материалам «ИсламНьюз»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.