Четырехдневная научная часть программы VIII Международной летней школы исламоведения предусматривала и лекции, и доклады. Об актуальности затронутых тем свидетельствует то, что сессии «вопрос-ответ» чаще переходили в длительные дискуссии, где религиоведы коллективно искали новые идеи и предлагали способы решения насущных проблем.
Лекции и доклады различных участников часто дополняли друг друга как последовательно, так и с интервалом в несколько дней — организаторы позаботились, чтобы у слушателей было время «переварить» новую информацию. Так, в первый пленарный день муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов рассказал об истории и современном состоянии исламских общин Украины, проанализировав структурные объединения украинских мусульман и их присутствие в информационном пространстве страны, а в последний, четвертый, пленарный день заместитель директора Департамента по делам национальностей и религий Министерства культуры Украины Лариса Владыченко представила структуру украинских мусульманских организаций, какой ее видят государственные органы, и привела официальную статистику.
В свою очередь, Ульвие Аблаева предоставила больше исторического контекста, ознакомив коллег с традиционной духовной и материальной культурой крымскотатарского народа в период между XIV столетием и тотальной депортацией крымцев в 1944 году.
Религиовед Игорь Козловский рассказал о суфизме в Турции и его влиянии на взгляды турецкого мыслителя Саида Нурси — даже участники, неплохо знакомые с жизнью и творчеством Нурси, признавались, что услышали много нового для себя, — а лекция Олега Яроша была посвящена истории и современности суфийских сообществ турецкого происхождения на Западе. Предметом его исследования были так называемые «гибридные общины», сохранявшие связь с родиной и одновременно ориентированные на новообращенных адептов из местного населения.
Говорили и о соотношении светских и богословских дисциплин с точки зрения исламского вероучения. Виталий Оверко рассмотрел глобальные проблемы окружающей среды через призму обещания Бога в Коране позаботиться о человечестве и предоставить роду человеческому все, что будет ему необходимо, — независимо от числа людей.
Омер Корчак в своей лекции «Как читать книгу Вселенной» обратил внимание на определенные закономерности в строении всего, что окружает человека — собственно, и самого человека, — что вместе свидетельствует о величии Творца и совершенстве установленных Им закономерностей.
Мухаммад Сеид проанализировал основные этапы цивилизационного развития человечества с материалистической и коранической точки зрения, отметив, что следует смотреть глубже, и что, например, пророк Давид (мир ему) был не просто Божьим посланником и имел доступ к определенным прогрессивным в то время технологиям, но у него было еще и цивилизационное видение развития его народа. К тому же и сам Давид и его сын Соломон располагали серьезными техническими знаниями — Соломон даже мог перемещаться на огромные расстояния с помощью силы ветра, как это делаем сегодня мы с помощью самолетов! — однако они не забывали благодарить Бога, поскольку понимали, что все это — Его дары, а не их личные достижения.
Риза Дериндаг говорил о цели жизни человека с точки зрения Ислама, потому что Абдулла Гёхан Акар из Университета Мармара обратил внимание участников на интересную особенность Корана: в нем можно искать намеки на высокие пределы человеческих возможностей и стремиться к этому. Он также вспомнил пример с Соломоном и преодолением огромных расстояний с помощью «силы ветра». Впрочем, самого ученого вдохновил в свое время аят о пророке Иосифе, где сказано, что его отец почувствовал запах сына на расстоянии, которое караван преодолевал минимум за месяц, — поэтому научная работа господина Акара, инженера телекоммуникационных технологий, была посвящена возможностям передачи запаха на большие расстояния. Перспективным научным направлением сегодня он считает анализ запаха на входе и передачу сигнала к мозгу человека на другом конце провода с помощью электронных импульсов: физически запаха в пространстве пребывания этого человека нет, а он его чувствует.
Отдельным блоком обсуждались современные СМИ. Профессор Алла Бойко раскрыла тему Ислама в украинских медиа и преодоление стереотипов — ее доклад вызвала бурную дискуссию о проблемах украинской религиозной журналистики и способах их решения. Разговор органично продолжил доклад Виктории Назарук о религиозных стереотипах в СМИ: участники обсуждали важность признания журналистских стандартов вроде пособия BBC и механизмов контроля за их соблюдением.
Проблему основательного религиоведческого образования не только для журналистов, но вообще для гуманитариев развил Геннадий Христоркин, не только описавший проблемы введения соответствующих учебных курсов, но и предложивший способы их решения.
Тема отношений со СМИ получила дальнейшее развитие в докладе Татьяны Ястремской «Ислам и межрелигиозный диалог в эпоху новых медиа». Говорили и о разработке программ по религиоведению, и о необходимости введения их в качестве обязательного элемента учебных программ любых специальностей, чтобы повысить уровень взаимопонимания в обществе.
Вадим Слюсарь рассказал об особенностях рекламных продуктов в медиапространстве исламских стран на примере Турции.
Участники школы с радостью обсуждали как исламских мыслителей и их идеи, так и образ мусульман у авторов-немусульман. Михаил Якубович рассказал об умеренности и реформе в творчестве восточноевропейских исламских мыслителей Исмаила Гаспринского, Мухаммада Асада, Алии Изетбеговича. Завершая свою лекцию, он отметил, что рассматривал наследие именно этих мыслителей, потому что они представляли мысли, распространенные в своих общинах, а многие современные авторы не имеют успеха в продвижении своих хороших и правильных идей именно из-за оторванности от народа.
Профессор Александр Саган рассказал о государственной деятельности и творчестве Сулеймана Великого, известного в Турции как Сулейман Кануни — «Законотворец». Соломия Овчар — о непредвзятых исламоведческих исследования Ивана Франко: его «восточные» произведения высоко ценил, в частности, его друг, рецензент и иногда соавтор переводов на украинский язык Агатангел Крымский.
Был и блок тем о религиозности и межрелигиозных отношениях в современном мире — здесь также в определенной степени затронули влияние СМИ на религиозные и межрелигиозные процессы. Польский профессор Мариуш Маршевський, рассказывая о геноциде мусульман-рохинджа в Мьянме, обратил внимание на то, что беженцам-рохинджа в его родной стране, Польше, сочувствуют и готовы предоставить убежище даже ярые ксенофобы, расисты и исламофобы. Не последнюю роль в этом сыграла известная передовица Time, где была размещена фотография главы исламофобского движения и вдохновителя антимусульманских погромов в Мьянме буддийского монаха Ашина Вирату за подписью «Лицо буддийского террора». В статье докладчика Вирату назван «буддийским бен-Ладеном».
Вита Титаренко говорила о прогнозах и трендах ближайшего будущего, сосуществовании христианства с Исламом в современном мире. Ольга Гольд — об Исламе в современных США, а Оксана Горкуша — о вызовах и перспективах для традиционных религий, в том числе Ислама, на фоне господства пошлого утилитаризма в современном украинском контексте. Тему прозелитизма и причины, приводящие к Исламу неофитов, затронул Сейфулла Рашидов.
Очень интересной была лекция Богданы Сыпко: рассказав об образах мусульман в произведениях французского писателя Жана-Кристофа Гранже, она дала и подробную справочную информацию об историческом фоне — это повлекло за собой глубокую дискуссию о проблемах постколониализма.