«Багдад на Дунае» ⎼⎼ Измаил имеет свидетельство о рождении. Это фирман Османского султана Мурада III

«Багдад на Дунае» ⎼⎼ Измаил имеет свидетельство о рождении. Это фирман Османского султана Мурада III
© ️Нина Ляшонок, © ️Андрий Красножон / Укринформ: Передача мэрии и местному историко-краеведческому музею точной копии указа султана Османской Порты Мурада III
«Багдад на Дунае» ⎼⎼ Измаил имеет свидетельство о рождении. Это фирман Османского султана Мурада III
© ️Нина Ляшонок, © ️Андрий Красножон / Укринформ: Кизляр-ага Мехмед Хабиши-ага, которого султан Османской империи Мурад III своим фирманом 1589 наделил обширными землями
«Багдад на Дунае» ⎼⎼ Измаил имеет свидетельство о рождении. Это фирман Османского султана Мурада III
© ️Нина Ляшонок, © ️Андрий Красножон / Укринформ: В 1810 г. мечеть российскими властями превращена в храм РПЦ, а в 1973 году там еще и разместили диораму «Штурм крепости Измаил"
«Багдад на Дунае» ⎼⎼ Измаил имеет свидетельство о рождении. Это фирман Османского султана Мурада III
«Багдад на Дунае» ⎼⎼ Измаил имеет свидетельство о рождении. Это фирман Османского султана Мурада III
«Багдад на Дунае» ⎼⎼ Измаил имеет свидетельство о рождении. Это фирман Османского султана Мурада III
11.12.2019
Оцените статью: 
(175 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Исследователи восстановили настоящий возраст Измаила. Крупнейший город украинского Придунавья основан 429 лет назад, а вовсе не 210, как рассказывали ранее туристам некоторые экскурсоводы. Этот неоспоримый факт установили два блестящих исследователя ⎼⎼ заведующий кафедрой истории Украины Южноукраинского национального педагогического университета профессор Андрей Красножон и директор голландского Центра исследований арабского и турецкого миров (SOTA) профессор Мехмет Тютюнджи.

Презентация совместной фундаментальной монографии «Измаил и его фортификация (по источникам XVI—XIX вв.)», в которую включены более двухсот ранее неизвестных документов, состоялась недавно в картинной галерее города на Дунае.

В опубликованном на сайте Укринформа материале Михаила Аксанюка (Одесса) под названием «Багдад на Дунае, ставший Измаилом» говорится и о самой презентации, и о фрагментах истории основания и судьбы старинного города в Одесской области.

Украшением церемонии стала передача мэрии и местному историко-краеведческому музею точной копии указа султана Османской Порты Мурада III, касающегося основания Измаила. По сути, городу вручили уникальное «свидетельство о рождении», заверенное личным гербом султана. Это — полноразмерная копия найденной в фондах Музея исламского искусства Берлина дарственной грамоты, фирмана (указа) султана Османской империи Мурада III от 14 ноября 1589 о предоставлении в собственность главному управляющему придворными покоями (кизлар-аге) Мехмеду Хабиши-аге обширных земель в низовьях Дуная. Также в документе содержится поручение третьему по иерархии чиновнику османской Порты — упорядочить переправу «в местности» Исмаил Гечиди «и основать вблизи город и пристань.

Собственно, об этих и других неизвестных страницах истории Измаила, который в свое время даже назвали „Багдад-на-Дунае“, соавтор монографии — доктор исторических наук Андрей Красножон подробно рассказал корреспондентам Укринформа.

Прежде всего нас интересовало, что это за „местность Исмаил Гечиди“, которую приказал упорядочить тогдашний правитель Порты? Дошли ли до наших дней какие-либо здания или оборонительные стены средневекового города, возведенные первостроителями?

„Большинство архитектурных памятников города эпохи Средневековья, в том числе и оборонных, к сожалению, разрушены. Частично после захвата города русской армией в 1790 году, а остальные — в 1856 году. Чудом уцелела в первозданном виде только ровесница древнего Измаила — так называемая „Свинцовая мечеть“, как назвали храм местные жители-христиане в конце XVIII века, — начал свой рассказ авторитетный исследователь. — Возникла мечеть на берегу Дуная в 1590 году по распоряжению основателя города Мехмеда-аги, возведена она стамбульскими строителями, вероятно, под руководством знаменитогозодчего Давуда Чавуш-аги“ -, уточнил Красножон и выразил надежду, что в ближайшее время „удастся открыть ряд древних артефактов после археологических раскопок в пределах фортификационного ядра исторического ареала Измаила, включая остатки других зданий и защитных стен первого замка средневекового города“.

Проведенные совместно с профессором Тютюнджи архивные исследования (к которым была привлечена группа историков-османистов и переводчиков) показали, что раннее Измаил развивался как важный торговый центр и мультикультурный город, основанный в упомянутой „местности Исмаил Гечиди“.

Уже точно известно, что местное население — прежде всего молдаване и болгары — занималось в этом месте накануне основания города преимущественно рыболовством и скотоводством и нередко страдало от набегов шаек разбойников. Особенно когда пастухи переправляли стада скота с левого берега для выпаса на заливных лугах дунайского острова Чатал. Впрочем, в течение нескольких лет Мехмеду Хабиши-азу, что выполнял волю султана, удалось-таки упорядочить переправу, а также возвести рядом с ней на пологом берегу Дуная первые городские сооружения. В частности, небольшое укрепление, в котором разместились власть и военный гарнизон, по соседству — пристань, верфь и мечеть. Неподалеку появились рынок, караван-сарай, хамам, торговые лавки. С тех пор судна с хлебом, говядиной, другими товарами все чаще отправлялись отсюда как в Стамбул, так и вверх по Дунаю.

Было ли в 1589 какое-то другое поселение в этой местности? Исследователь возразил: две попытки основать поселок на месте нынешнего Измаила были, однако они не увенчались успехом. Потому поселения грабили и быстро разрушали ватаги разбойников. Андрей Красножон акцентировал, что и „упоминания о существовании в“ местности Исмаил Гечиди „славянского поселения под названием“ Смил» не имеют под собой фактического основания: «Скорее всего, речь идет об искаженном, славянизированном варианте названия „Исмаил“. Хотя такой топоним встречается на некоторых старинных картах, но на самом деле он происходит от турецкого названия»

В монографии, изданной совместно с коллегой Тютюнджи, приводится следующее: «Попытки основать поселение в местности» Исмаил Гечиди» были неудачными. Первое «поселение на переправе Исмаил» зафиксировано в архивных документах в 1543 году, вскоре его разрушили. Вторая попытка датируется 1560 годом: поселок тоже был разрушен молдаванами».

Иными словами, только с третьей попытки, по прямому приказу центральной власти Порты, и началось становление транзитного города-порта. Из содержания упомянутого султанского указа, изданного на старо-османском языке, также следует, что Мурад III не просто подарил главному управляющему Кизлару-аге большую территорию в низовьях Дуная, но и предоставил налоговые льготы — ему поступали значительные доходы от торговли и таможенных сборов Мехмедабада (город вначале был назван по тогдашним традициям в честь основателя). Кстати, сохранился до наших дней в Стамбуле также величественный мавзолей Мехмеда Хабиши-аги.

Как заметил исследователь, найденный в фондах Берлина оригинал указа тогдашнего правителя Порты — настоящий шедевр османского каллиграфического искусства: 6-килограммовый свиток длиной более 5 метров и шириной — около полуметра. Причем страховая стоимость документа, написанного золотыми чернилами, превышает 1,5 миллиона евро!

«В нашей монографии этот и другие архивные документы представлены на украинском и турецком языках, а также сопровождаются они комментариями на английском языке. В более чем пятиметровом документе всего 37 строк, однако речь в нем не только о наделении Мехмеда Хабиши-аги обширными землями, но и четко определены их границы и предусмотрено, что после смерти основателя города Мехмедабад имущество чиновника надлежит передать вакифу — исламскому благотворительному фонду. В монографии впервые представлены также учредительный устав фонда („Вакиф-наме“), подписанный Мехмедом-агой, в котором отмечается, что управление городом Мехмедабад осуществляется на принципах мусульманского права — религиозными лицами из числа духовенства и гражданской администрацией, а также следует направлять средства на поддержку мечетей, духовных заведений и святынь мирового ислама — Мекки, Медины, Иерусалима и Стамбула. То есть сначала доходы из северной провинции Порты поступали Мехмеду Хабиши-аге, а после его смерти мусульманская религиозная община города еще в течение двух веков продолжала финансировать святыни ислама и мусульман-бедняков. Так продолжалось вплоть до третьего штурма крепости и захвата города русскими войсками в 1790 году».

 

НОВЫЙ ГОРОД НА ДУНАЕ НАЧАЛИ СРАВНИВАТЬ С БАГДАДОМ

Был ли Измаил того времени действительно процветающим городом? Историк убежден: несомненно. Об этом свидетельствуют, в частности, высокие темпы прироста населения нового города: уже через два с половиной года от основания его численность достигла пяти с половиной тысяч человек.

«Судя по данным реестров, составленных в июле 1591 года, можно также сказать, что с самого основания это был мультикультурный город. В большинстве кварталов проживало христианское население — валахи, армяне, греки, молдаване, болгары. А в трех — мусульманское: турки и татары. Проживали в новом городе на Дунае также евреи и эфиопы, о чем свидетельствуют найденные нами сведения о могиле Челиби-заде и другие. Стало известно, что военный гарнизон первых лет существования Измаила был подле жилых кварталов и состоял из 36 охранников и 53 конных всадников. При изучении архивных документов нам с доктором Тютюнджи удалось зафиксировать даже некоторые топонимы городской топографии» , — уточнил Красножон.

Исследователям известны названия некоторых улиц и площадей, схема расположения этнических кварталов, названия мечетей и церквей, время строительства и модернизации на различных этапах земляных валов, наименования бастионов и эволюция изменения их названий. В одной из глав монографии благодаря усилиям турецкой ученой Сэма Сари Акташ (из университета Стамбул) представлены также данные реестров судебных тяжб и другие сведения, проливающие свет на состояние экономики города и проблематику социально-бытовых отношений в Буджаке, включительно с размером платы за выполнение определенных работ, услуг и тому подобное. Имеющаяся информация позволяет утверждать, что нынешний Измаильский судостроительно-судоремонтный завод «Дунайсудносервис» является одним из старейших предприятий Украины, поскольку почти непрерывно функционирует на том же месте, где в 1590 году были возведены первые сооружения судоверфи.

Когда и почему новый город на Дунае начали сравнивать с самим Багдадом? Одесский исследователь утверждает, основываясь на выявленных первоисточниках, что город-порт стал процветающим уже в конце XVI века.

«Благодаря тому, как мы выяснили, что влиятельный основатель Мехмедабада в последние годы жизни энергично развивал свой город, включая инфраструктуру, формируя мощный торгово-транспортный узел в низовьях Дуная: сюда направляли необходимые материалы, архитекторов и опытных строителей также из центральных частей Османской империи. Знаем также, что из-за проявленного большого рвения Мехмед-ага даже нажил недоброжелателей среди чиновников стамбульского двора, включая тогдашнего великого визиря " , — отметил историк. Но решающее значение имело то, что основателя города-порта поддерживал сам султан. Об этом свидетельствуют строки одного из выданных фирманов (указов) Мурада III: „С течением времени данная местность была возрождена и благоустроена, а через восстановленную пристань стали следовать торговцы“.Так стоит ли удивляться, что турки, которые видели быстрые темпы развития города, стали называть его „Мехмедабадом-Багдади“ (городом Мехмеда на Дунае, которое можно сравнить с цветущим Багдадом)? Ведь в свое время строители Багдада тоже закладывали в пустыне городские кварталы „с нуля“, а вскоре город стал символом процветания».

Однако существовал Мехмедабад, по словам Красножона, недолго.

«Хотя архивные документы свидетельствуют, что запущенный Стамбулом имперский проект развития транзитного города-порта на Дунае успешно продолжался и после смерти Мехмеда Хабиши-аги в 1591 году, согласно уставу Вакиф-наме. И все же ранний уход из жизни основателя города привел к тому, что связанный с его именем топоним „Мехмедабад“ не прижился — уже в начале XVII века окончательно закрепилось название „Исмаил“. Причем похожая история с переименованием Измаила повторилась и в XIX веке, — заметил исследователь. — Когда русские завоеватели попытались стереть из памяти поколений прежнее название города — изданным в Санкт-Петербурге указом его официально переименовали в» город Тучков «, чтобы отметить таким образом заслуги генерала Тучкова, предназначенного в 1812 году градоначальником. Но напрасно: прижился только первичный топонимом „Исмаил“. Кстати, — заметил Красножон, — Наименование древней дунайской переправы, похоже, появилось в честь одного из местных мусульманских праведников, который был здесь похоронен в XV или XVI веках. Хочу сказать, что мы нашли документальное подтверждение этого факта — на окраине исторического ареала Измаила было „тюрбе Исмаил-баба“, то есть его мавзолей-усыпальница, что, собственно, и далл в дальнейшем название и переправе, и заложенному рядом с ней городу-порту».

Отвечая на наши вопросы, не планируются ли исследования, чтобы найти руины мавзолея, с учетом опыта открытия фундаментов Хаджибея на месте нынешней Одессы, Красножон не отрицал:

««Есть такие намерения. Почему — нет? Думаю, придет время и для перспективных геодезических и археологических исследований, поскольку уже знаем точную локализацию мавзолея, который находился в пределах мусульманского „теке“ (монастыря бекташей) до середины XVIII века»

Также исследователям стало известно, что на территории «теке» был небольшой сад; имеются достоверные сведения, сколько там было зданий, обнесенных забором. Ученые почти уверены, что в результате археологических исследований смогут найти и идентифицировать также остатки старинных сооружений, поскольку современного строительства на этой местности не ведется.

 

РОССИЯ УНИЧТОЖИЛА КРЕПОСТЬ И ПЕРЕКРЕСТИЛА СРЕДНЕВОКОВУЮ МЕЧЕТЬ

В монографии, которую украинский историк пообещал вскоре представить с коллегой Тютюнджи и в Одессе, и в Киеве и в Стамбуле, размещена фотография красноречивой таблички на одном из сооружений Измаила: «Здесь была крепость». Значит ли это, что после поражения России в Крымской войне 1853–56 годов российская власть озаботилась уничтожением как древних сооружений, так и документов, касающихся истории раннего Измаила? Одесский исследователь подтвердил это:

«Действительно, можем констатировать, что архитектурные памятники средневекового Измаила и документы чертежного архива измаильской крепости были уничтожены военными. Найдены нами и соответствующие акты. Сохранилась только уже упомянутая мною мечеть, на стенах которой уцелели фрески полутысячелетней давности. Хотя в некоторых местах поверх них нанесены христианские росписи после 1810 года, когда мечеть была „перекрещена“ российскими властями в храм РПЦ. Характерно, что в стенах мечети в 1973 году еще и разместили диораму „Штурм крепости Измаил“, на которой изображены батальные сцены взятия города русскими войсками в декабре 1790 года».

Кстати, заведующий университетской кафедрой истории Украины считает, что нынешней власти следовало бы изменить отношение к сохранению этого уникального культурно-исторического памятника, который уже сейчас фигурирует как городской туристический объект № 1.

«Мы с коллегой Тютюнджи в этом убеждены, — отметил Красножон. — Ведь мечеть Измаила признана экспертами жемчужиной средневековой османской архитектуры периода ее наивысшего расцвета. „Свинцовая мечеть“ является одной из старейших из сохранившихся в первозданном виде исторических мечетей Украины и имеет признаки родства по архитектурному стилю с некоторыми известными сооружениями Стамбула XVI века. Хочу уточнить, что автор проекта мечети Давуд Чавуш-ага был учеником великого Мимара Синана, создателя многих шедевров османской архитектуры. Именно Давуд разработал проект одной из самых красивых мечетей Стамбула — Новой мечети Валиде-султан. Учитывая это, считаем, что руководству Минкультуры Украины следовало бы привлечь ведущих специалистов для исследования и предоставления оценки этой достопримечательности истории и архитектуры эпохи Средневековья, значение которой выходит за пределы национальных границ, и инициировать включение древней мечети в Предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО».

По мнению историка, в таком случае возможно и участие правительства Турции в осуществлении реставрационных работ с целью восстановления объекта в первозданном виде — вплоть до сооружения за счет иностранного инвестора нового здания для расположенной внутри бывшей мечети диорамы «Штурм крепости Измаил».

Раз уж зашла речь о диораме, как же не поинтересоваться у исследователя фортификационных сооружений Юга Украины Средневековья и последующих веков: насколько соответствуют исторической правде фрагменты диорамы о штурме высоких стен крепости Измаил? Это достоверные сцены или в значительной степени фантазия художников?

«По поводу достоверности изображенного на диораме, в частности штурма высоких каменных стен крепости, можно сказать, что в основном это — плод фантазии советских художников Данилевского и Сибирского, которые ориентировались при создании батальных сцен на акварель военного художника Матвея Иванова, написанную в 1791 году, — считает Красножон. — Достоверно известно, что крепость Измаил, которую брал Суворов в 1790 году, является результатом ряда длительных реконструкций и модернизаций. От небольшого каменного замка 1590-х годов невдалеке от уцелевшей мечети к тому времени сохранилась лишь воротная башня. В этом замке, возведенном при основании города согласно распоряжению Мехмеда-аги, размещался военный гарнизон. Впервые земляным валом Исмаил был обнесен после татарского восстания 1702 года. Иными словами, вплоть до захвата русскими войсками в 1770 году Исмаил был „городом невоенным“, а торговым и мультикультурным — населенным молдаванами, армянами, болгарами, греками и евреями. Всего лишь пятую часть составляло мусульманское население — турки и татары. После захвата города в 1770 году российскими войсками и возвращения его под юрисдикцию Турции в 1774 году, по условиям Кючук-Кайнарджийского перемирия, правительство Порты решило модернизировать вокруг города оборонительную линию в виде земляных валов. Причем с юго-западной стороны турки возвели каменную башню, на которой разместили многоярусную артиллерийскую батарею „Табия“ с 11 пушками крупного калибра. Также были построены четверо каменных ворот».

Но штурм 1790 года, который завершился жестоким масштабным погромом мусульманских кварталов, показал несовершенство и слабость тогдашних оборонительных сооружений.

«Только аж после второго возвращения города под турецкую юрисдикцию в 1791 году была приглашена в Исмаил группа французских инженеров для очередной модернизации городских укреплений. Несмотря на то, что после штурма турецкий город претерпел существенные демографические изменения…»

.Изменилась ли этническая структура населения города?

«Из найденных исследователями документов следует, что были сожжены ряд мусульманских кварталов, расстреляно из пушек каменное строение хана (гостинного двора), где закрылись и продолжали оказывать сопротивление последние защитники города. В то же время, тот факт, что деревянный дворец и мечеть по соседству с разрушенным гостиным двором уцелели, свидетельствует, что не было сплошного разрушения и резни, — акцентировал соавтор монографии. — В частности, молдавские, армянские и другие христианские кварталы практически не затронуты, в отличие от мусульманских, жителей которых не щадили: одни были убиты, других взяли в плен, а остальные выселены из города, причем многие погибли от голода и декабрьского мороза при конвоировании войсками. В своем рапорте французский инженер Кауфер, побывавший в Измаиле в 1797 году, контстатировал: „ville du déserte“ (опустошенный город). И одновременно описал, что в городе видел четверо ворот, государственную пекарню, шесть церквей, восемь мечетей и иное. То есть здания захваченного города не сравняли с землей, но на протяжении 1790–1795 годов произошла почти полная замена населения турецкого и татарского кварталов» .

А в 1856 году российский император Александр II распорядился подорвать оборонительные сооружения. Авторы монографии считают, что эти трагические изменения отразились на дальнейшем экономическом развитии города, которое было присоединено в XIX веке вместе с землями Северного Причерноморья к России и вновь стало называться Измаилом.

«Вместе с кардинальным изменением этнической структуры населения Измаила произошла и полная смена исторической парадигмы. Не стало мусульманского населения, исчезли эфиопский, армянский кварталы — изменился вектор развития. Если в XVII–XVIII веках Исмаил был богатым торгово-транзитным центром, интегрированным в экономику османской Порты, то после захвата Российской империей и в советский период развития — стал просто режимным пограничным городом на Дунае «, — констатировал историк.

Впрочем, по мнению Красножона, определенная положительная перспектива для Измаила в условиях независимой Украины уже наметились: город снова может приобрести предыдущий статус — торгово-транзитного центра рядом с дунайской переправой. Речь идет об открытии современного украинского-румынского паромного комплекса «Орливка-Исакча», который начнет функционировать к концу 2019 года и станет мощным дополнительным фактором евроинтеграции Украины — укрепления экономических связей между предприятиями Юга Украины и Румынии, Болгарии и Италии. Реализация этого проекта сократит более чем на 200 километров сухопутный путь из Турции в Румынию. Авторитетный историк считает, что есть основания ожидать не только развития экономических, но и плодотворных культурных связей и индустрии международного туризма.

«Что касается международного туризма, хочу заметить, что народный депутат от Измаильского округа Анатолий Урбанский уже анонсировал открытие (на базе обнародованных в нашей монографии исторических фактов) нового туристического маршрута, связанного с событиями полутысячелетней давности», — сказал Красножон.

В ближайшее время в Измаиле стартует новый экскурсионный план, связанный со «Свинцовой мечетью», что будет базироваться на найденных архивных документах, впервые обнародованных в монографии, а также будет размещена на территории исторического ареала инсталляция из копий залоговых плит стен крепости Измаил и установлен ряд обзорных точек и исторической части города.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.