В ноябре 1920 года состоялась встреча крымскотатарского политика с главой польского государства Юзефом Пилсудским. На ней была выработана стратегия нового движения, которое должно было объединить политическую эмиграцию, представлявшую «покоренные советской Россией народы».
Сам Пилсудский еще в 1904 году в меморандуме к правительству Японии (период
Однако первоначальные военные успехи
Но идея Пилсудского о «Междуморье» на этом не умерла. В 1926 году в Париже была создана организация «Прометей». В неё вошли представители Украины, Азербайджана, Кубани, Дона, Туркестана и Крыма. Лозунгом движения был призыв польских повстанцев 1863 года — «За нашу и вашу свободу!». Американский историк Тимоти Снайдер следующим образом охарактеризовал эту организацию: «Прометеевское движение являлось антикоммунистическим интернационалом, предназначенным для разрушения Советского Союза и создания независимых государств из его республик… В нем приняли участие главные варшавские стратеги и изгнанные патриоты, чьи попытки основать независимые государства были сорваны большевиками. Симон Петлюра и его эмигрантская „Украинская Народная Республика“ объединили свои усилия с другими проигравшими патриотами с Кавказа и Центральной Азии… Прометеизм был поддержан европейскими державами, враждебными по отношению к СССР — морально Англией и Францией, политически и финансово — Польшей».
Офисы прометеевского движения были открыты в Стамбуле, Тегеране, Париже, Варшаве, Праге и Хельсинки. Ведущую роль в новой организации играли мусульманские лидеры Азербайджана, Северного Кавказа, Поволжья Али Мардан
В Крыму среди крымских татар были сильны позиции политической партии «Милли Фирка», одним из основателей которой был Джафар Сейдамет. После захвата большевиками Крыма в 1920 году значительная часть членов партии инфильтровалось в советские органы власти, при этом поддерживая связи с Сейдаметом и крымскотатарской эмиграцией в Варшаве.
В 1922 году в польскую столицу из Крыма прибыл представитель «Милли Фирка», некто Найман. Во время допроса в Генеральном штабе польской армии он заявил: «Больше всего крымским татарам импонирует протекторат Польши, а не Турции, Франции или Англии. Поляки после потери национальной независимости сумели ее восстановить, а это значит, могут помочь зависимым от себя народам также получить свободу».
Джафар Сейдамет с самого начала деятельности прометеевского движения не только его поддерживал, но и принимал самое активное участие, являясь главой представительства крымскотатарского народа в этой организации. В январе 1930 года он выступил в Варшаве с докладом, посвященным истории Крыма, в котором утверждал, что политика СССР в отношении крымских татар является прямым продолжением колониальной политики Российской империи.
Прометеевское движение активно популяризировало свои идеи в европейских государствах. В Париже оно издавало два журнала на французском языке Promethee (1926–1938) и La Revue de Promethee (1938–1940). Организация «Прометей» регулярно обращалась с воззваниями к главам государств, международных организаций, в том числе и к Лиге Наций (аналог современной ООН).
В Польше Джафар Сейдамет поддерживал тесные контакты с влиятельными членами общины
В результате разгрома Польши нацистами (1939) информация о деятельности «Прометея» попала в руки немецкой разведки, которая использовала полученные контакты с целью вербовки прометеистов. Активно интересовалась организацией «Прометей» и советская разведка.
После Второй мировой войны прометеевское движение, лишенное поддержки Польши, фактически сошло на нет. Джафар Сейдамет жил и преподавал в Стамбуле вплоть до своей смерти в 1960 году. Он автор более десятка работ, посвященных истории и культуре крымскотатарского народа.
С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.
Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»