Джафар Сейдамет и прометеевское движение в период между мировыми войнами 1920—1940 гг.

Джафар Сейдамет и прометеевское движение в период между мировыми войнами 1920—1940 гг.
Обложка журнала Рожник татарский
Джафар Сейдамет и прометеевское движение в период между мировыми войнами 1920—1940 гг.
Джафар Сейдамет
Джафар Сейдамет и прометеевское движение в период между мировыми войнами 1920—1940 гг.
Джафар Сейдамет и прометеевское движение в период между мировыми войнами 1920—1940 гг.
31.10.2016
Оцените статью: 
(565 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

6 мая 1920 года польские войска при поддержке частей армии Украинской Народной Республики (УНР) заняли Киев. Это событие стало поводом для обращения лидера крымскотатарского национального движения Джафара Сейдамета к руководителям Лиги Наций. В своем заявлении бывший председатель крымского парламента и министр иностранных дел в правительстве С. Сулькевича (1918) потребовал вернуть Крым в качестве подмандатной территории под польским протекторатом.

В ноябре 1920 года состоялась встреча крымскотатарского политика с главой польского государства Юзефом Пилсудским. На ней была выработана стратегия нового движения, которое должно было объединить политическую эмиграцию, представлявшую «покоренные советской Россией народы».

Сам Пилсудский еще в 1904 году в меморандуме к правительству Японии (период русско-японской войны) говорил о необходимости использовать потенциал нерусских народов с целью разрушения Российской империи. Став главой государства, Пилсудский принялся активно реализовывать свои идеи. В частности, 22 апреля 1920 года он заключил соглашение с главой правительства УНР Симоном Петлюрой. Его целью был разгром вооруженных сил РСФСР и создание в Балто-Черноморском регионе цепочки независимых государств («проект Междуморья»).

Однако первоначальные военные успехи польско-украинской армии были кратковременными. В результате мощного контрудара Красной армии был потерян не только Киев, но в августе 1920 года под угрозой оказалась даже Варшава. И лишь ценой колоссальных усилий Польша устояла.

Но идея Пилсудского о «Междуморье» на этом не умерла. В 1926 году в Париже была создана организация «Прометей». В неё вошли представители Украины, Азербайджана, Кубани, Дона, Туркестана и Крыма. Лозунгом движения был призыв польских повстанцев 1863 года  «За нашу и вашу свободу!». Американский историк Тимоти Снайдер следующим образом охарактеризовал эту организацию: «Прометеевское движение являлось антикоммунистическим интернационалом, предназначенным для разрушения Советского Союза и создания независимых государств из его республик В нем приняли участие главные варшавские стратеги и изгнанные патриоты, чьи попытки основать независимые государства были сорваны большевиками. Симон Петлюра и его эмигрантская Украинская Народная Республика объединили свои усилия с другими проигравшими патриотами с Кавказа и Центральной Азии Прометеизм был поддержан европейскими державами, враждебными по отношению к СССР  морально Англией и Францией, политически и финансово  Польшей».

Офисы прометеевского движения были открыты в Стамбуле, Тегеране, Париже, Варшаве, Праге и Хельсинки. Ведущую роль в новой организации играли мусульманские лидеры Азербайджана, Северного Кавказа, Поволжья Али Мардан Бей-Топчибаши, Мир-Якуб Мехтиев, Али Акбер Бей-Топчибаши, Мухаммад Саид Шамиль, Ибрагим Чуликов и Мустафа Чокай. В польской столице, которая фактически была центром прометеизма, был открыт институт Востока. Студенты-прометеисты принимали участие в специальных программах, финансируемых правительством Польши.

В Крыму среди крымских татар были сильны позиции политической партии «Милли Фирка», одним из основателей которой был Джафар Сейдамет. После захвата большевиками Крыма в 1920 году значительная часть членов партии инфильтровалось в советские органы власти, при этом поддерживая связи с Сейдаметом и крымскотатарской эмиграцией в Варшаве.

В 1922 году в польскую столицу из Крыма прибыл представитель «Милли Фирка», некто Найман. Во время допроса в Генеральном штабе польской армии он заявил: «Больше всего крымским татарам импонирует протекторат Польши, а не Турции, Франции или Англии. Поляки после потери национальной независимости сумели ее восстановить, а это значит, могут помочь зависимым от себя народам также получить свободу».

Джафар Сейдамет с самого начала деятельности прометеевского движения не только его поддерживал, но и принимал самое активное участие, являясь главой представительства крымскотатарского народа в этой организации. В январе 1930 года он выступил в Варшаве с докладом, посвященным истории Крыма, в котором утверждал, что политика СССР в отношении крымских татар является прямым продолжением колониальной политики Российской империи.

Прометеевское движение активно популяризировало свои идеи в европейских государствах. В Париже оно издавало два журнала на французском языке Promethee (19261938) и La Revue de Promethee (19381940). Организация «Прометей» регулярно обращалась с воззваниями к главам государств, международных организаций, в том числе и к Лиге Наций (аналог современной ООН).

В Польше Джафар Сейдамет поддерживал тесные контакты с влиятельными членами общины польско-литовских татар, многие из которых были его коллегами по работе в правительстве Крыма в 1918 году. В частности, он сотрудничал с Леоном Найманом Мурзой Кричинским, который издавал журнал Rocznik Tatarski, и Александром Ахматовичем, бывшим министром в правительстве Сулеймана Сулькевича.

В результате разгрома Польши нацистами (1939) информация о деятельности «Прометея» попала в руки немецкой разведки, которая использовала полученные контакты с целью вербовки прометеистов. Активно интересовалась организацией «Прометей» и советская разведка.

После Второй мировой войны прометеевское движение, лишенное поддержки Польши, фактически сошло на нет. Джафар Сейдамет жил и преподавал в Стамбуле вплоть до своей смерти в 1960 году. Он автор более десятка работ, посвященных истории и культуре крымскотатарского народа.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.