Как Буджак превратился в колонию России

Как Буджак превратился в колонию России
Буджак во время русско-турецкой войны
Как Буджак превратился в колонию России
Переселение народов в Буджак
Как Буджак превратился в колонию России
Как Буджак превратился в колонию России
29.03.2022
Оцените статью: 
(51 оценка)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

 

Вторая половина XVIII в. стала переломным моментом в многовековой истории Буджака. Более трех столетий эта территория входила в состав Османской империи, играя важную роль в защите государства от многочисленных внешних врагов. Основным населением края были тюрки-ногайцы, сформировавшие собственное государственное образование — Буджакскую Орду, имевшую двойное подчинение — Крыму и Стамбулу. Правителями Буджакской Орды были сераскиры, которых назначали из представителей крымской династии Гераев.

Задолго до появления турок на территории Буджака, эти земли были заселены многочисленными тюркскими племенами. Печенеги, торки, половцы селились в междуречье Днестра и Дуная в период расцвета Руси и могущества Византийской империи. Анна Комнина, византийский историк рубежа XI–XII вв., отмечала, что тюрки, поселившиеся на землях Буджака в тот период, стали активно переходить от кочевого образа жизни к оседлому. По ее словам, они стали возделывать землю, сеять просо и пшеницу. 

В последней трети XIII в. территория междуречья Днестра и Дуная входила в состав Западного улуса Золотой Орды, во главе которого стоял влиятельный беклярбек Ногай. Столицей этого государственного образования была Исакча. После поражения Ногая в борьбе с ханом Тохтой в 1300 году татары Ногая продолжали кочевать на территории Буджака и в прилегающих областях как минимум до 1436 года, о чем свидетельствует карта венецианского путешественника Андреа Бьянко.

Когда в 1403 году валашский господарь Мирча Старый захватил придунайские земли, он стал именовать себя «господин татарским странам». Причем речь шла не только о тюркском населении Буджака, но и о татарах Добруджи, живших по другую сторону Дуная. 

Польский историк Мацей из Михова в «Трактате о двух Сарматиях», опубликованном в 1517 году писал что татары-уланы (крымские татары. — Авт.) владеют землями вплоть до Белого замка (Аккермана), что свидетельствует о серьезных изменениях в расстановке сил в регионе, произошедших после образования Крымского ханства.

Завоевание Аккермана турками в 1484 году и последующее присоединение Буджака к Османской империи дало возможность стабилизировать экономическую и политическую ситуацию здесь. Военные кампании стали меньше затрагивать местное население, получившее больше возможностей для занятий созидательным трудом. 

До конца XIX в. территория Буджака, особенно в летнюю пору, напоминала скорее бесплодную пустыню, чем благословенный степной край. Это отмечали и многочисленные путешественники, посещавшие земли Буджакской Орды. Один из них, А. Залещук, так описал свои впечатления: 

«Простор Буджака… являет собой пустыню; глаз путешествующего напрасно будет искать объект, на котором можно остановить свой взгляд — нигде ни одного деревца, даже курганов, этих свидетелей прошлого, не видно».

Но даже в этом пустынном краю, благодаря труду татар и ногайцев, удалось создать развитое сельскохозяйственное производство, основанное на земледелии и скотоводстве. Об этом с нескрываемым восхищением писал в XVII в. путешественник Эвлия Челеби: 

«Очень хороши здесь мед, мясо, сыр, белуга, копченая осетрина, черная икра, а на полях — пшеница и ячмень. Много тут белого хлеба… Из числа знатных людей — Эрмени-оглу, Мурад-оглу, янычарский военачальник Кебче Али-паша одеваются в собольи шубы, а кроме того еще в овчинные или лисьи шубы с закрытым воротом, а на головы надевают татарские шапки. Это потому, что их волости и селения — сплошь татарские». 

И далее Челеби отмечает: 

«У этих татар столько имущества, продовольствия, скота и военной добычи, сколько нет, пожалуй, в Крымской земле. Это именно они снабжают Стамбул маслом и медом».

До русско-турецкой войны 1768–1774 годов Буджак был на периферии военно-политического противостояния между Россией и Османской империей. В 1770 году российские войска вторглись в Буджак, превратив его в поле сражения. В июле-сентябре 1770 года все важнейшие крепости и города — Аккерман, Измаил и Килия — были захвачены, превратившись в опорные пункты для похода на Балканы. После окончания войны, согласно Кючук-Кайнарджийскому мирному договору, Буджак был возвращен Османской империи вместе со всеми крепостями.

Легкость, с которой Россия овладела Буджаком, провоцировала ее на новые военные авантюры, с целью захвата всего Северного Причерноморья. Уже следующая военная кампания 1787–1791 года стала чередой кровопролитных сражений, в которых российские войска отметились резней мирного населения (Очаков, Измаил) и варварским уничтожением культурных, исторических и религиозных ценностей. Ущерб от этой войны был настолько велик, что даже спустя 15 лет после ее окончания экономика края так и не смогла достичь довоенного уровня. По итогам Ясского мирного договора (1791) Буджак вновь перешел в подчинение Стамбула.

В конце XVIII в. этнический пейзаж Буджака был крайне разнообразен. Помимо крымских татар, ногайцев и турок на территории края проживали молдаване, валахи, греки, болгары, украинцы (потомки запорожцев), евреи, русские казаки-некрасовцы, армяне и липоване-старообрядцы. При этом абсолютное большинство жителей исповедовали ислам, о чем свидетельствуют многочисленные мечети, построенные как в крупных городах, так и в небольших селениях, разбросанных по всей территории Буджака.

В 1806 году началась очередная русско-турецкая война, навсегда изменившая статус Буджака. Уже в ходе войны завоеватели решили избавиться от мусульманского населения, заместив его переселенцами из российских губерний, а также колонистами из других государств Европы. Особенностью военной кампании 1806–1812 годов было то, что все население на захваченной Россией территории, в первую очередь мусульманского вероисповедования, объявлялось «военнопленными». 

Уже в самом начале 1807 года жителей городов Аккерман, Бендеры и Килия депортировали вглубь территории Российской империи. Транзитным пунктом был город Вознесенск. Согласно информации историка Е. Бачинской, к апрелю 1807 года через вознесенские земли прошло 4260 лиц, признанных «военнопленными» — преимущественно чиновников османской администрации и членов их семей. К ноябрю 1807 года на территории Херсонской и Екатеринославской губерний было переселено 15 366 турок и татар. 

Изгнанное со своих родных мест мусульманское население Буджака терпело различные лишения. Малоимущие попросту голодали — в связи с этим российские чиновники приняли решение о выделении депортированным содержания. Женам и детям чиновников стали выплачивать по 5 копеек в месяц, а несовершеннолетним по 25 копеек в месяц, но и эти ничтожные деньги выплачивались нерегулярно.

После окончания войны 1812 года подавляющая часть турок и татар покинула территорию России, переселившись на земли Османской империи. На их место в организованном порядке стали переселять немцев, болгар, гагаузов, албанцев, швейцарцев и русских. Стоит отметить, что значительная часть колонистов являлась бывшими христианскими подданными Османской империи. 

Выселение коренного мусульманского населения привело к длительному экономическому упадку края. Ухоженные сады и виноградники были вырублены, большинство сел буджакцев было заброшено и заросло бурьяном и травой. Граф А. Ланжерон, генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии (1815–1822) писал: 

«От…когда-то великолепнейших деревень Бессарабии (имеется ввиду османский Буджак. — Авт.) не осталось и помину; следы их существования можно было найти только по густой и темной траве, выделяющейся в лугах».

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.