Было время, когда тюрки правили большей частью мира. Они создавали государства и разрушали государства. От Китая до Египта, от Венгрии до Индии тюркские правители держали нити управления в своих руках. Тюркский каганат, Хазарский каганат, Золотая Орда, Государство ильханов, империя Тимура (Тамерлана), мамлюкский Египет, государство Великих Моголов, Османская империя — это лишь часть великих тюркских государств, внесших огромный вклад в мировую историю и культуру.
В наше время большинство тюрок — мусульмане, но так было далеко не всегда. Первыми тюрками, принявшими Ислам, были хазары. Это случилось в 737 году, после того, как арабская армия Марвана ибн Мухаммада (688–750) провела успешную военную кампанию, вынудив кагана и его окружение в обмен на мир принять Ислам. Новая религия приживалась в Хазарии непросто —понадобилось почти три столетия, прежде чем большинство населения стало мусульманами.
Совсем по-другому развивались события в Центральной Азии. В 751 году у городка Атлах, недалеко от современной казахско-кыргызской границы, армия Арабского халифата столкнулась с войсками китайской империи Тан. Китайское войско было неоднородным, в его состав входили отряды тюрок-карлуков, которые не желали сражаться за своих поработителей. В решающий момент битвы карлуки перешли на сторону арабов и тем самым решили исход боя. Благодаря этой победе большая часть территории Центральной Азии вошла в состав Арабского халифата.
Познакомившись с Исламом, тюркские народы Центральной Азии стали постепенно принимать новую религию. К концу X века уже значительная часть местного населения была мусульманами, хотя в отдельных районах продолжали существоватьочаги буддизма и христианства, кроме того оставалось немало приверженцев языческих культов, особенно в среде кочевых племен.
X век был временем возникновения мощных тюркских государств сразу в нескольких районах Центральной Азии. В 962 году полководец Алп-Текин захватил афганский город Газни и создал там государство Газневидов. В рекордно короткие сроки, уже при преемниках Алп-Текина, новая мусульманская держава поглотила весь Афганистан, большую часть современных Пакистана, Ирана и Туркменистана.
Газневидское государство всячески содействовало распространению Ислама, особенно в тех районах, где о нем раньше даже не слышали. Например, мало кто знает, что нынешняя столица Афганистана, Кабул, в X веке была одним из центров буддизма. В самом городе и вокруг него существовали многочисленные буддийские монастыри. Так продолжалось до тех пор, пока Кабул не был занят армией газневидов, превративших его в опорный пункт мусульман на пути в Индию.
В начале XIII века монгольско-тюркская армия Чингисхана лавиной прокатилась по Хорезму и Афганистану. Завоевателями были разрушены древние города и многочисленные селения. Затем полководцы Чингисхана по приказу повелителя двинулись через Иран и Кавказ на север, достигнув территории Волжской Булгарии, где потерпели свое первое поражение. В свое время Булгария входила в состав Хазарского каганата, но, приняв в 922 году Ислам, отстояла независимость.
В 1236 году Волжская Булгария была завоевана монголами, став впоследствии одним из улусов Золотой Орды. Следом за Волжской Булгарией монголо-татарской армией была покорена Русь и большая часть Восточной Европы. Командующий монгольской армией хан Бату (1209–1255) стремился интегрировать в свое войско все тюркские народы и племена Дешт-и-Кыпчака, в первую очередь кочевые, имевшие многочисленную конницу и способные передвигаться на большие расстояния. Уже во время Западного похода армий Бату в Европу большую часть его воинов составляли тюрки, среди них было немало мусульман. В дальнейшем этот фактор сыграл значительную роль в исламизации Золотой Орды.
Уже один из преемников Бату, хан Берке (1209–1266), принял Ислам и стремился, чтобы в его окружении было как можно больше мусульман. При этом он был осторожен и не пытался силой навязывать новую религию тем, кто еще не был готов ее принять. Такая политика позволяла Берке удерживать под контролем многонациональную армию, в которой подавляющее большинство воинов было язычниками, христианами и буддистами.
Масштабная исламизация была осуществлена в Золотой Орде лишь с приходом к власти хана Узбека (ок. 1283–1341). При этом отдельные нойоны (князья) оказали хану вооруженное сопротивление, но были разбиты. После этой победы Узбек физически уничтожил большую часть противников исламизации.
Но далеко не везде мусульманам удавалось побеждать своих врагов. В Чагатайском улусе, который был создан чингизидами в ЦентральнойАзии, постепенный переход к Исламу был нарушен ханом Тармаширином (1326–1333). Вероятно, по примеру Узбек-хана он решил форсировать события, не дожидаясь, пока все тюрки добровольно примут Ислам. Тармаширин не только лично принял новую для себя религию, но и обязал всех подданных отказаться от религиозных культов предков. К этому времени большинство населения Центральной Азии уже давно было мусульманским, но среди кочевников мусульман было немного.
Они не одобрили силовые методы своего хана и подняли восстание. Тармаширин был убит, а на его место восставшие поставили Бузан-хана, а затем Дженкши. Эти ханы были вынуждены проводить антиисламскую политику, наладив отношения с католической церковью и разрешив христианским миссионерам проповедовать среди населения улуса. Однако уже к середине XIV века исламизация Чагатайского улуса была завершена. Последние очаги христианства и буддизма в Центральной Азии угасли в период правления эмира Тимура (Тамерлана) (1366–1405).
В начале XI века племена тюрок-сельджуков начали завоевательные походы в Туркмении и Иране. В 1055 году они захватили Багдад, а затем и весь Ирак. В 1071 году в битве при Манцикерте сельджуки наголову разгромили византийскую армию. После этого они двинулись в Анатолию, которая была ими захвачена к концу XI столетия.
Воодушевленные успехами, сельджуки уже планировали наступление на Константинополь. Византийская империя стояла на грани катастрофы,и ее император обратился с просьбой о помощи к папе римскому. Папа откликнулся на этот призыв — в результате государства Западной Европы совместными усилиями организовали Первый крестовый поход, в ходе которого сельджуки потерпели несколько тяжелых поражений, а мусульманский мир потерял Иерусалим.
Византия смогла вернуть себе прибрежные территории в Анатолии, но ее восточная часть осталась под властью сельджукского государства. На территориях, которые контролировали сельджуки, часть местного христианского населения приняла Ислам.
В XIII веке в Анатолию начинается массовая миграция туркменских племен, вытесняемых из Центральной Азии монгольскими завоевателями. Одно из таких племен, переселившееся на пограничную с Византией территорию, создаст очаг зарождения нового мусульманского государства — Османской империи.
Александр Степанченко