В начале XIII столетия Конийский султанат, созданный сельджуками в Анатолии, был одним из самых сильных мусульманских государств на Ближнем Востоке. Оправившись после ударов, нанесенных крестоносцами, сельджуки смогли не только устоять, но и значительно усилить свою власть в регионе. В период правления султанов Кей-Кавуса I и Кей-Кубада I сельджуки смогли расширить границы государства, выйдя к берегам Средиземного и Черного морей.
Успехам конийских сельджуков положило конец вторжение монгольских армий. С 1236 года Конийский султанат попал в вассальную зависимость от Монгольской империи. Решающий удар монголы нанесли сельджукам в битве при Кёсе-даге, где опытный полководец нойон Байджу нанес тяжелое поражение мусульманам. После этого большая часть государства была оккупирована монгольскими войсками, внутренние беспорядки еще больше усилили хаос. Толпы беженцев устремились на запад, к границам Византии, где было относительно спокойно.
Всего за полтора столетия в Анатолии сельджуки смогли создать не только сильное государство, но и выдающуюся культуру, в своей основе мусульманскую. До прихода сельджуков в Малую Азию подавляющее большинство местного населения была христианами, но уже к середине XII столетия Ислам полностью доминировал в регионе. Это произошло благодаря гибкой политике сельджукских султанов по отношению к христианам и мер, стимулировавших переход в Ислам.
Попав в зависимость от монголов, Конийский султанат все глубже погружался в пучину кризиса — крах государства был неизбежен. В этой ситуации правитель туркменского племени кайи Эртогрул создает небольшой бейлик — автономное княжество на западе Анатолии. Во время правления сына Эртогрула, Османа (1299-1324), территория бейлика вырастает в несколько раз, в первую очередь благодаря успешным завоевательным походам против Византии.
Бейлик Эртогрула-Османа становиться зародышем нового мусульманского государства — Османской империи. Некоторые историки сомневаются в свидетельствах правления Эртогрула и Османа только на том основании, что практически не сохранилось прижизненных документов, и вся информация об основателях Османской империи базируется на позднейших источниках, пересказах и легендах. Такой подход явно страдает однобокостью, поскольку в истории немало значительных личностей, известных нам лишь по легендам и позднейшим упоминаниям в летописях. Достаточно вспомнить основателей Руси — Рюрика, Вещего Олега и княгиню Ольгу, — о которых сохранилось крайне мало прижизненных письменных сооб9щений.
Бейлик Османа еще не был полноценной империей не только из-за своих небольших размеров и незначительного влияния, но и потому, что на его территории мусульмане были религиозным меньшинством среди массы христианского населения. Для того, чтобы привлечь мусульман на завоеванные земли, Эртогрул, а затем и Осман объявили себя борцами за веру — гази. Это позволило им создать небольшую, но хорошо мотивированную армию, которая стала вытеснять византийцев из Анатолии. В этот период туркмены практически не строили новых мечетей: как молитвенные дома использовались бывшие христианские храмы.
Рост численности мусульман и последовательная политика исламизации создали предпосылки для дальнейших успехов османов. В правление сына Османа, Орхана (1324-1362), была создана регулярная армия, в том числе корпус янычар, и завоеваны важнейшие византийские города в Анатолии: Никея (Изник), Пруса (Бурса) и Никомедия (Измит). Вмешавшись в гражданскую войну в Византии, Орхан создал плацдарм в Европе, с помощью которого в дальнейшем османские султаны повели наступление против христианских государств. При Орхане столицей стала Бурса, там началось сооружение первых османских мечетей.
После окончательного распада Конийского султаната в начале XIV века вся Анатолия была поделена туркменскими племенами на бейлики, фактически являвшиеся независимыми государствами. Однако уже в период правления султана Орхана некоторые из бейликов подчинились власти османов. К концу XV века большинство центральных и восточных регионов Анатолии были почти полностью исламизированы. Христианское население продолжало преобладать лишь в приморских областях.
Во второй половине XV века Крымское ханство — молодое тюркское государство, возникшее в период распада Золотой Орды — контролировало только часть полуострова Крым. Православное княжество Феодоро и Генуя удерживали большую часть морской и сухопутной торговли. Мусульманское население Крыма на тот момент составляло не более 30% от общего числа жителей. Оно состояло преимущественно из потомков тюрок-половцев, поселившихся на крымской земле еще в XI веке.
В 1475 году Османская империя провела серию военных кампаний против христианских государств полуострова. Княжество Феодоро было уничтожено, а генуэзские колонии разрушены. Спустя три года, в 1478 году, Османская империя превратило Крымское ханство в свой протекторат. Это позволило начать процесс исламизации полуострова, который завершился к концу XVII века. К этому времени мусульмане полностью доминировали в Крыму. Относительно небольшая христианская община состояла в основном из православных греков, а также армян.
Накануне завоевания Крыма Россией, уже в XVIII столетии большая часть крымских христиан по приказу Екатерины II была депортирована в Приазовье — на короткий период государство крымских татар стало полностью тюркским и мусульманским.
Процесс исламизации некоторых тюркских народов продолжался и в XIX веке. Так, отдельные восточноказахстанские племена приняли Ислам уже в период, когда их земли были присоединены к Российской империи. Благодаря принятию Ислама, тюрки смогли приобщиться к достижениям мусульманского мира, его культуре и традициям. Одновременно с этим тюркские народы дали новый импульс развитию исламской цивилизации в период, когда она переживала тяжелый экономический и политический кризис.
Александр Степанченко