Если довериться советской традиции историописания, то исповедующие Ислам в украинском прошлом — «агрессоры» и «бродяги», настроенные «порабощать» наш народ и препятствовать «извечному стремлению» к «воссоединению Украины с Россией». Для сторонников этой точки зрения мелочью является то, что мусульманский пласт в славянской культуре и идеологии самой России довольно ощутим, что запорожские и донские казаки действовали как раз на границе христианского и мусульманского миров (часто теми же методами, что и оппоненты). Что, в конце концов, мусульмане часто формировали целые
Татарские ворота и вокруг
«Пять народов проживало в самом городе… Народы те были — русский, который занимал восточную часть, жидовский, который находился в небольшом
По словам исследователя, первоначально Львов имел только двое ворот — Галицкие и Краковские. И последние еще в начале XVI века назывались porta tartarica.
«Сохранилась традиция, что в городе, в том месте, где сейчас доминиканский конвент,
Известны и основные занятия львовских татар: земляные работы и торговля.
К слову, львовский историк Бартоломей Зиморович считал, что название львовской улици Зарванская — Зарваници, происходит от слова «сарацины», которые якобы осели в городе. Д. Зубрицкий называл это толкование ложным, настаивая, что топоним связан с
Адамовка у Бережан
Следующий интересный пункт нашего виртуального путешествия — Бережаны. Этот город известен с 1375 года и в течение веков был собственностью семьи Синявских, состоятельных магнатов, которые не раз влияли на судьбу Речи Посполитой. В Бережанах до сих пор существует название части городской застройки «Адамовка» — в 1584–1625 годах независимого города, в котором селили пленных татар. Название этого поселения связывают либо с внуком короля Даниила Галицкого, сыном его дочери Анны, или же с именем владельца Бережан, коронного подчашего и яворовского старосты
К сожалению, в источниках нет сообщения о религиозной жизни татар под Бережанами. Мусульманская община в Адамовке, как и многие другие, с течением времени христианизировалась. А что соответствующий процесс должен был начаться сравнительно рано, свидетельствует древний храм святого Николая, при котором уже в 1600 году создали братство и в
Адамовка как автономное поселение не существует с 1843 года, когда его окончательно присоединили к Бережанам. Впрочем, еще недавно проказливых детей в этих окрестностях называли «ото адамовские татары».
Татарская Слобода и другие
Подобно бережанской общине сложилась судьба «Татарской слободы» возле Тернополя. Город был официально основан в 1540 году краковским кастеляном Яном Амором, графом с Тарнова, который участвовал в
Но больше шансов на роль основателя «Татарской слободы» у города имеет зять Тарновского — князь
В Тернополе мечети не возводили, но топоним «Татарская слобода» прочно закрепился в городе и впоследствии трансформировался в ул. Татарскую, которая существует до сих пор. Как считала историк и краевед Любомира Бойцун, татары поселились возле Тернополя во времена, близкие к основанию города. Жили они за валами, то есть на окраине. Не исключено, что тернопольские татары не были простыми пленными, ведь были сосредоточены именно в «слободе». К тому же, инвентарь города от 1672 года среди горожан и жителей пригорода содержит намеки на татарские фамилии, а среди них — Андрея Татарина. По иронии судьбы, через века после исчезновения татарской общины города на ее территории, на ул. Глиняной, рос известный тюрколог Омелян Прицак.
Существовали в галицкой части современной Тернопольщины и другие колонии тюркских народов, которые традиционно исповедовали Ислам. К примеру, есть упоминания о таком поселении в деревне Конюхи Козовского района или же в селе Тисове у Болехова, что на
Язловецкая загадка
Так, древние дома мусульман на Галичине смело можно отнести к временам Средневековья. Но есть в нашей истории и другие периоды, когда мусульмане контролировали значительную часть края. Речь идет, прежде всего, о
В Гусятине до сих пор стоит церковь святого Онуфрия
Место для молитвы мусульман должно было обязательно существовать и в занятом ими в течение 1676–1684 годов городке Язловец, ведь в тамошнем замке находился гарнизон янычар, состоявший из более полтысячи человек. Очевидно, что для религиозных нужд верующих нужно было оборудовать одно из помещений замка или один из местных храмов. К примеру, можно было бы предположить, что мусульмане начали использовать доминиканский костел при монастыре, который монахи вынуждены были покинуть. Но есть две подсказки, которые склоняют к сомнениям в правильности этой мысли.
Язловецкая мечеть, какой бы она ни была, уже давно уничтожена. Ответ на вопрос о ее существовании и локализации могут дать разве археологические исследования. Аналогичной выглядит ситуация в данном отношении и с другими галицкими городами,
Мусульманские могилы
Как со времен войн XVII века, так и из более поздних в Галичине остались многочисленные захоронения мусульман. Но если следы кладбища во Львове затерлись, то, к примеру, в Плотыче под Тернополем они существовали до прихода «советов».
«В саду у дворца есть два перенесенных с окраины восточные надгробия XVIII века. Из надписи на турецком языке, помещенной на тюрбановом монументе, следует, что это памятник «Эль Гаджи Али Эфенди, ходжи двора цисарского, умершего вдали от родины, — читаем в туристическом путеводителе Тернопольским воеводством за 1928 год. — Второй памятник в форме большой мраморной плиты с хорошей орнаментацией имеет армянскую надпись… ».
Уже с ХХ века возникает целое турецкое кладбище в селе Гутиско Бережанского района Тернопольской области.
«Из истории знаем, что в этих краях с августа 1916 года по август 1917 года турецкие военные части воевали на стороне
Вот такие вот наброски об обителях галицких мусульман. Загадок здесь пока больше, чем уже разведанного. Учитывая современную нашу войну и более миллиона беженцев, среди которых много мусульман, украинское общество обязано беречь эту память ради собственного же будущего и развития государства, в котором было бы удобно всем, кто уважает другого и уважает его «право быть собой». Чтобы те, к кому беженцы обращаются, понимали, что пришельцы здесь не чужие. Хоть история наших взаимоотношений была действительно сложной, однако она была и богатой. И чтобы те, кто временно вынужден покинуть родные земли, знали, — они также идут не к чужим, их предшественники были тесно связаны с этими краями. И не только военной историей. Так из прошлого мы выходим на современность: круг замыкается и ставит перед нами важный императив — толерантности.
Источник: РИСУ