Об огузских племенах, населявших земли южной и восточной Украины

Фонтанный комплекс посвященный Огуз-хана и его сыновьям. Ашхабад
Фонтанный комплекс посвященный Огуз-хана и его сыновьям. Ашхабад
Флаг Огуз-хана
Флаг Огуз-хана
зона расселения огузов в 9 веке
зона расселения огузов в 9 веке
Фонтанный комплекс посвященный Огуз-хана и его сыновьям. Ашхабад
Флаг Огуз-хана
зона расселения огузов в 9 веке
28.08.2020
Оцените статью: 
(6 оценки)
Олександр Степа...
Аватар пользователя Олександр Степанченко

Бродячий ветер, облетая стан,
Полощет в  темных полосах знамена.
«Настал твой час!
Готовься, Огуз-хан!» —
Вздыхает ветер над землей зеленой.

А. Атабаев

Существует множество легенд и преданий о предке тюрок-огузов Огуз-хане. Среди сохранившихся до наших дней книг о ранней истории тюркских народов, одной из самых важных является «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина. 

«Они (тюркские племена) рассеялись по всем областям Китая, Индии, Кашмира, Иранской земли, Малой Азии (Рум), Сирии и Египта с силою и мощью, господством, преобладанием и подчинили себе большую часть стран обитаемого мира. Эти племена с течением времени разделились на много ветвей, во всякое время от каждой ветви являлись (другие) ветви; каждая получила имя и прозвание по какой-нибудь причине или какому-нибудь поводу: огузы, которых ныне всех называют туркменами и которые разветвились на кыпчаков, калачей (халаджей); канглы, карлуков и другие принадлежащие к ним отрасли», — сообщает Рашид ад-Дин.

Легендарный прародитель огузов Огуз-хан имел шестерых сыновей, каждый из которых, в свою очередь, имел по четыре сына — таким образом возникло 24 ветви потомков Огуза. Рашид ад-Дин рассказывает «историю о племенах Огуза и упомянутых двадцати четырех ветвях внуков его, и некоторых братьев, и двоюродных братьев его, соединившихся с ним; от них явились племена уйгур, кипчак, канглы, карлук и калач».

Помимо «Джами ат-таварих», созданной в XIII веке и являющейся мусульманской интерпретацией истории огузов, существует еще несколько книг. В XIII–XIV веке в среде уйгуров была создана летописная версия «Огуз-наме», повествующая о раннем, языческом, периоде жизни огузов на их прародине. Одним из наиболее ценных источников по истории тюркских народов является «Китаби дедем Коркуд ала лисани таифеи огузан» («Книга моего деда Коркуда на языке племени огузов»).

В этой книге в поэтической форме сообщается о миграции огузских племен из предгорий Алтая и западной Монголии в Центральную Азию. В ходе этой миграции часть племен принимает Ислам. В IX–X веках огузы удерживали всю территорию между Аралом и Каспием. Дальнейшая их миграция из этого региона проходила по двум направлениям: на север и северо-запад — к Волге, на юг — в Закавказье, на запад — в Анатолию.

Византийский император Константин Багрянородный в своей книге «Об управлении государством» довольно точно описывает хронологию событий, приведших к появлению огузских племен в причерноморских степях:

«Печенеги (одна из ветвей огузов, достаточно давно отошедшая от основного племени) первоначально имели место жительства на реке Атиле (Волге), а также на реке Гейхе (Урал), имея соседями хазар и так называемых узов (огузов). Пятьдесят лет тому назад узы, войдя в сношения с хазарами и вступив в войну с печенегами, одержали верх, изгнали их из собственной страны — ее заняли до сего дня так называемые узы».

В X столетии печенеги контролировали степные пространства от Дуная до Дона, превратившись в непосредственного соседа Руси и сильного противника для слабеющего Хазарского каганата, который испытывал серьезное давление на своих восточных границах со стороны другой группы огузских племен, в первую очередь торков, а также еще одного тюркского народа — кыпчаков-половцев. Чтобы окончательно разгромить хазар, киевский князь Святослав заключил соглашение с печенегами и половцами о совместных военных действиях против каганата. В ходе военной кампании 964–965 года хазары потерпели катастрофическое поражение, приведшее к полному упадку этой державы.

В 968 году печенеги совершили поход на Киев, но, благодаря дипломатическому таланту воеводы Претича (сам князь Святослав находился в это время в Болгарии), сражение не состоялось: стороны заключили подобие мирного договора. В дальнейшем печенеги выступали то в роли союзников Руси, как например, во время войны с Византией (970–971), то становились ее заклятыми врагами. Наиболее известным является нападение печенежского хана Кури на киевскую дружину, произошедшее у днепровских порогов в 972 году, когда был убит князь Святослав.

К началу XI столетия давление на печенегов со стороны половецких племен приводит к сокращению ареала их расселения. В 1036 году печенеги были разгромлены войсками Ярослава Мудрого. В этот период происходит раскол в среде самих печенегов. Часть из них принимает Ислам, а другая часть — христианство. В 1046 году массы печенегов перешли Дунай, атаковав Византийскую империю. Со временем некоторые из них поступили на службу к императору, другие же продолжали воевать вплоть до драматического поражения в 1091 году — в битве при Левунионе. Византийская принцесса Анна Комнина так описала произошедший разгром печенегов: 

«Можно было видеть необычайное зрелище: целый народ, считавшийся не десятками тысяч, но превышавший всякое число, с женами и детьми, целиком погиб в этот день».

После этого поражения печенеги, которые, разумеется, не полностью были уничтожены при Левунионе, перестали играть значительную роль в европейской истории. Часть из них поступила на службу к венгерскому королю, а те, что оставались в Северном Причерноморье, вошли в состав федерации огузских племен («черные клобуки»), став опорой княжеской власти в Южной Руси. Место печенегов заняли половцы, на долгие годы, превратившиеся в грозных соперников киевских князей.

К XIII веку, накануне вторжения монголо-татар, огузы были неотъемлемой частью политического ландшафта Киевского государства. Не случайно перед лицом грозного врага (монголов) славяне, огузы и половцы объединились, дав бой неприятелю в трагической битве на Калке (1223). После завоевания Руси ханом Бату (1241) «черные клобуки» и половцы были интегрированы в военно-политическую систему Золотой Орды. Огузы и кыпчаки стали ведущей силой нового государства, продолжая жить на землях своих предков, в Приднепровье и Причерноморье, а после распада Золотой Орды стали этнополитической основой молодого Крымского ханства.

Александр Степанченко

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.