Орду-базар — кочевой город тюрков

Орду-базар хана Узбека
Орду-базар хана Узбека
Монета чеканки Орду-базара. 15 век.
Монета чеканки Орду-базара. 15 век.
Орду-базар хана Узбека
Монета чеканки Орду-базара. 15 век.
19.01.2021
Оцените статью: 
(21 оценка)
Олександр Степа...
Аватар пользователя Олександр Степанченко

«Поехал я в табор султана, который был тогда на месте, называемом Биш-Таг, и вскоре достиг Орды его, или лагеря, первого числа рамадана. Там увидели мы целый движущийся город с улицами, домами, мечетями и кухнями. По повелению султана Мухаммада (Узбек-хана), мгновенно все останавливается на том месте, где он прикажет» — эти слова принадлежат великому мусульманскому путешественнику и географу Ибн Баттуте, посетившему передвижную ставку золотоордынского хана Узбека.

Современники Золотой Орды и Крымского ханства многократно описывали кочевой образ жизни тюркских народов Северного Причерноморья. Начиная с XIV века, они в один голос сообщают, что татарские ханы в летнее время года покидают города и отправляются вместе со слугами, гаремом, ремесленниками, торговцами, воинами кочевать по степным просторам. Чаще всего татары Улуса Джучи кочевали в условном треугольнике между нижним Днепром, Волгой и Северным Кавказом.

Обычно кочевая ставка ханов называется в источниках Орду-базар. В древнерусских летописях нередко встречаются сообщения о поездках удельных князей «в Орду». При этом встречаются сообщения типа: «В это время Орда находилась на Дону». В Улусе Джучи центр власти, столица и местонахождение хана обозначалась одним словом — Орда. При этом хорошо известно, что формальной столицей был поначалу город Старый Сарай, а затем Новый Сарай. Но эти города с их роскошными дворцами, грандиозными мечетями и караван-сараями никогда не были чрезмерно важными для татарских ханов Золотой Орды. С наступлением весны слуги и ремесленники начинали готовить лошадей, стада крупного и мелкого скота, повозки, арбы, юрты и пр.

Маршрут движения ставки хан определял лично. Во время остановок в центре стойбища устанавливался «золотой шатер» хана, вокруг которого ставились шатры ближайших сановников, жен и наложниц. Затем ставились юрты ремесленников, купцов и воинов. Вероятно, в таком лагере размещалось и немало передвижных мечетей. Значительное место в ставке занимал базар — место торговли и заключения сделок между купцами, которые съезжались в резиденцию хана из многих окрестных государств. О том, что базар был важнейшим элементом лагеря кочевников, свидетельствует и его постоянное название, сохранившееся в источниках — Орду-базар. 

Обычно лагерь никак не укреплялся, что было традиционно для кочевников, больше рассчитывавших на силу своего меча, нежели на крепость стен и башен. Вместе с ханом из Сарая перемещался и монетный двор, который на стоянках чеканил монеты. Вероятно, существовала постоянная потребность в звонкой монете, поскольку расходы на содержание армии, двора и гарема были чрезвычайно велики, а скорость изготовления монет была невысокой.

В традиции Древней Руси и Западной Европы городом считалось огражденное валом, стеной, частоколом место, выполнявшее определенные экономические и административные функции. Но являлись ли городами золотоордынские Орду-базары? Принято считать, что временные ставки ханов не могли считаться городами ввиду отсутствия постоянных сооружений и укреплений. Это, безусловно, правильно, если речь идет о традиционных городских поселениях Европы, но если речь о кочевых народах, создавших собственные государства, имевших собственную армию, администрацию, налоговую и валютно-финансовую системы, то такая постановка вопроса абсолютно неправомерна.

Орду-базары были феноменом и своего рода вершиной развития кочевой цивилизации. Некоторые исследователи отказывают кочевым ставкам ханов в праве называться городами, поскольку они не вписываются в рамки «законов». При этом все историки хорошо понимают, что Орду-базары имели практически весь набор признаков городского поселения, включая административную и судебную власть.

Вместе с тем хорошо известно, что многие европейские «города» таковыми можно считать лишь условно — на основании наличия оборонительных укреплений. Так, лишь самые крупные города имели постоянные места торга, лишь в некоторых, чаще всего в столичных, городах, чеканилась монета; мало где в городских поселениях Европы были одновременно гончарные, швейные, ювелирные и ткацкие мастерские. И, наконец, совсем незначительное количество городов могло похвастаться сильным военным гарнизоном, насчитывавшим сотни и даже тысячи воинов.

Таким образом, по совокупности признаков Орду-базары вполне можно признать поселениями городского типа: уникальными мобильными, кочевыми городами, возникавшими каждую весну и исчезавшими осенью.

Орду-базары просуществовали вплоть до возникновения Крымского ханства. Новая экономическая и политическая ситуация требовала, чтобы крымцы были привязаны к родной земле, на которой нужно было работать и которую требовалось защищать от многочисленных врагов.

Крымский хан Сахиб Герай (1501–1551) предпринял энергичные усилия для того, чтобы крымцы перестали кочевать. Он стал распределять земли полуострова между родами с целью развития земледелия. В качестве крайней меры он даже приказал ломать телеги кочевников, чтобы они не могли перевозить свое имущество. В конце концов крымские татары перешли к оседлому образу жизни, что же касается ногайцев, живших в степных районах Крымского ханства, то они окончательно так и не отказались от традиций кочевников.

Вероятно, там, где Орду-базары останавливались наиболее часто и где были подходящие условия — источники воды, перекрестки торговых путей и т. д., — возникали постоянные городские поселения. Хорошо известно, что с конца XIII и до середины XIV века в Золотой Орде было построено несколько десятков новых городов. Причем строились они в соответствии с указаниями ханской администрации и были своего рода элементом «плановой экономики» Улуса Джучи.

Экономический и политический упадок золотоордынского государства, начавшийся во второй половине XIV века, привел к тому, что немалое число городов было разрушено или пришло в запустение. Поэтому особое значение приобрели Орду-базары, ставшие по сути важнейшими экономическими, политическими и военными центрами власти. Вплоть до начала XVI века «города на колесах» продолжали играть важную роль в жизни сотен тысяч людей на просторах от Днепра до казахских степей.

Александр Степанченко

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.