Турки-ахыска: долгий путь домой

Турки-ахыска посетили бывшую железнодорожную станцию, откуда началась разлука
Турки-ахыска посетили бывшую железнодорожную станцию, откуда началась разлука
Турки-ахыска посетили бывшую железнодорожную станцию, откуда началась разлука
Ферганские события. 1989 г.
Газета «Труд», 1990 г.
МИД Турции
Министр культуры и туризма Турции Ялчын Toпчу: "Наша древняя культура, выстоявшая перед угнетениями, никогда не оставит в беде соотечественников в Ахыске"
19.11.2015
Оцените статью: 
(816 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Сравнительно немногочисленный народ, турки-ахыска, имели исключительно трагическую судьбу. Коренные жители Грузии, в 1944 году они были депортированы со своей исторической родины в республики Средней Азии, но и там не нашли покоя: в 1989 году ахыскинцы подверглись погрому в Узбекистане. И вновь началась депортация в разные республики бывшего СССР, где они не раз становились жертвами насилия и погромов

Турки-ахыска  месхетинские турки (самоназвание тюрк, Ahıska Türkleri,), распространены также названия турки-хемшилы, турки-джавахцы, османские турки, ахалцихские турки, ахалцихские тюрки, ахыска-тюрки, кавказские турки субэтническая группа турок, происходит из Месхетии области на юго-западе Грузии. Говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка. Мусульмане суннитского толка.

С началом Великой Отечественной войны практически всё взрослое мужское население турок-ахыска было мобилизовано (более 40 тыс. человек), 26 тыс. из них погибло, 8 стали Героями Советского Союза, 3 полными кавалерами Орденов Славы.

В 1944 году турки-месхетинцы (вместе с курдами, хемшилами), по постановлению Госкомитета обороны СССР  6279 от 31 июля 1944 г., были выселены из Грузии в Казахстан, Киргизию и Узбекистан. Всего 115,5 тыс. Это сделали «в связи с тем, что значительная часть населения была связана с жителями приграничных районов Турции родственными отношениями и проявляла эмиграционные настроения».

Турок-ахыска обвинили «в пособничестве врагам, занятиях контрабандой и служению для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп» (из докладной Берии на имя Сталина).

Депортированные месхетинские турки были рассредоточены по отдельным посёлкам в различных областях Узбекистана, Казахстана и Киргизии как «спецпоселенцы» (то есть без права изменения места жительства). Из документов становится ясно, что план выселения турок из этих мест готовился давно. С этой целью еще в начале войны от Боржоми до Вале была проложена 70-километровая железнодорожная ветка.

Перед депортацией среди турок проводилась унизительная агитация, их пытались склонить к принятию грузинской национальности. Но, как указывается даже в грузинских источниках, народ решительно отвергал подобные предложения, выражая приверженность к своим корням.
В начале ноября 1944 года районы расселения турок были блокированы войсками, а после объявления здесь военного положения на рассвете 15 ноября началась бесчеловечная депортация мирного населения. За несколько дней из 220 сел было депортировано более 125 тысяч человек  115,5 тысяч турок, 7 тысяч курдов и 3 тысячи хемшин.

По официальной информации НКВД, к середине декабря 1944 года было выселено 92 307 человек, из них 18 923 мужчины (старики и инвалиды), 27 399 женщин, 45 085 детей до 16 лет.

Первые эшелоны с депортированными турками прибыли в Ташкентскую область 9 декабря 1944 года после 22-дневного пути. Люди, которым было приказано взять еды на три дня, ехали по большей части без продуктов и теплых вещей в разбитых товарных вагонах.
По явно заниженным данным НКВД СССР на июнь 1948 года, в ходе варварской операции погибло 14 895 человек. В действительности за первые 6 месяцев умерло 37 тысяч, в том числе 17 тысяч детей.

В течение многих лет депортированные турки были ограничены в свободе передвижения, ущемлены в социальных и гражданских правах. Они жили в статусе спецпереселенцев, в условиях комендантского режима, в обстановке полного бесправия и произвола. Но даже такие испытания и лишения не сломили дух народа.

Народное движение месхетинских турок активизировалось в середине 80-х годов.

В 1989 году в Ферганской долине Узбекистана были спровоцированы кровавые погромы, главными жертвами которых стали жившие здесь турки. По свидетельствам очевидцев, среди провокаторов и организаторов практически не было местных жителей. Начальник управления КГБ Ферганской области Н. Песков также подтвердил, что незадолго до резни было отмечено прибытие особо опасных преступников из РСФСР, и что кровавые события были заранее запланированы.

Одна из основных целей, которая преследовалась в ферганских событиях, давление Кремля на Грузию, грузинский народ, в полный голос заявивший в апреле 1989 года о своем стремлении к независимости и свободе. Однако месхетинские турки не поддались на провокацию, не позволили использовать себя в качестве инструмента политических игр.

Погромы, резня в Ферганской долине Узбекистана вызвало массовую эвакуацию турок-месхетинцев в другие страны, в том числе и в Украину.
После трагических событий в Фергане национальное движение месхетинских турок заметно активизировалось. В 1990 году общенациональная организация переименована в общество ахалцихских турок «Ватан». После распада СССР эта организация приобрела международный статус, а в 1996 году принята в Федеральный Союз народов Европы.

710 сентября 1998 года в Гааге, а 1517 марта 1999 года в Вене при участии Верховного комиссариата ОБСЕ по делам национальных меньшинств, Верховного комиссариата ООН по делам беженцев и Проекта по вынужденной миграции Института «Открытое общество» были организованы консультации, в которых участвовали представители правительств Азербайджана, Грузии, Украины, Турции, а также СЕ. Организаторы призвали всех участников встречи к координированным действиям с целью нахождения путей решения проблемы месхетинских турок.

В 1999 году при вступлении в Совет Европы Грузия взяла на себя официальное обязательство в течение 12 лет решить проблему возвращения на родину турок-месхетинцев, в том числе в части подготовки законопроекта, обеспечивающего депортированному советским режимом населению Месхетии репатриацию и интеграцию, а также получение гражданства Грузии.

Однако в 2012 году турки-месхетинцы обвинили правительство Грузии в осложнении процесса их возвращения на историческую родину и отрицании их национальной самоидентефикации. Поводом для этого стали некоторые формулировки в законе грузинского правительства о праве турок-месхетинцев на возвращение в свою историческую родину (репатриацию) «Ахыска».

Представители грузинской власти встретились с руководителями Организации гражданства Tюркского общества (TSTD), и Ираклий Кокоев, уполномоченный по делам беженцев Грузии, на встрече с представителями турок-месхетинцев сказал, что более 5 тысяч «Месхов» из Азербайджана и Киргизстана получили проживание в Грузии. На что делегация турок-ахыска покинула зал. Представитель TSTD Фикрия Билялова, оценивая случившееся в своем интервью с корреспондентом государственного информационного агентства Турции Анадолу Ажансы (Anadolu Ajansı), сказала: «С 1990 года они стали называть нас Месхами. Мы не Месхы. Мы турки-ахыска. Мы никогда не станем грузинами».

На днях, как сообщает агентство Анадолу, Министерство иностранных дел Турции опубликовало послание в связи с 71-й годовщиной насильственного выселения турок-ахыска. Указав на важность ускорения процесса возвращения турок-ахыска на свою родину (в Грузию  ред.), МИД Турции заявило, что продолжит поддерживать этот процесс.

 71-ю годовщину бесчеловечного изгнания, которое сохраняет свежесть в памяти турок-ахыска, мы поминаем со скорбью и болью и желаем милосердия от Аллаха погибшим во время этого изгнания братьям,  подчеркивается в заявлении ведомства.

 Положение турок-ахыска, число которых в 9 различных странах достигает 500 тысяч человек, продолжает быть приоритетом для Турции. В связи с этим мы испытываем удовлетворение по поводу начала возвращения турок-ахыска на Родину. Мы выражаем надежду на то, что этот процесс быстро прогрессирует и успешно завершится, а также на то, что турки-ахыска смогут успешно вернуться на Родину и влиться в грузинское общество. Турция как с начала процесса возвращения, таки в последующий период будет активно поддерживать работы и деятельность для достижения этой цели,  отмечается в послании.

Министр культуры и туризма Турции Ялчын Toпчу также заявил, что их древняя культура, которая выстояла перед угнетениями и территориальными ассимиляциями в мире, никогда не оставит в беде соотечественников в Ахыске.

В своем заявлении, опубликованном по случаю 71-летия депортации турок-ахыска, Топчу сообщил, что в одну зимнюю ночь, которая вписалась в историю как «черный день», тысячи турок были окружены солдатами, загнаны в вагоны для скота и изгнаны из своей родины.

 Единственное преступление турок-ахыска в том, что они турки и мусульмане. Стремившиеся вернуться на свои земли, пережившие в этом пути такие события, как в Фергане, турки-ахыска должны знать, что мы всегда рядом с ними в их стремлении к достойной жизни, которую они заслуживают,  отметил Ялчын Toпчу.

Напомним, как ранее сообщал Ислам в Украине, более 3 тысяч турок-ахыска, испытавших на себе негативные последствия военного противостояния на Востоке Украины, начнут новую жизнь в турецких провинциях Эрзинджан и Карс. Там репатриантам по распоряжению президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана выделено жилье Управлением массового жилищного строительства при правительстве Турецкой Республики (TOKİ).

Ранее агентство Анадолу сообщало, что при поддержке Турецкого агентства по сотрудничеству и развитию (TİKA), с участием посольства Турции в Бишкеке и Тбилиси Союз турок-ахыска в Кыргызстане создал возможность для группы пожилых женщин турок-ахыска, которые с 14 ноября до середины декабря 1944 года были сосланы в Кыргызстан, спустя 70 лет впервые увидеть родину. Женщины посетили бывшую железнодорожную станцию на выходе из города Ахыска, посидели на рельсах и помолились за упокой душ умерших близких.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.