Альгамбра − шедевр мирового зодчества, подаренный мусульманами человечеству

Дворец в испанской Гранаде − одно из самых крупных творений исламской архитектуры
Дворец в испанской Гранаде − одно из самых крупных творений исламской архитектуры
Дворец в испанской Гранаде − одно из самых крупных творений исламской архитектуры
Вид Алькасабы с Дозорной башни
Дворец в испанской Гранаде − одно из самых крупных творений исламской архитектуры
Дворец в испанской Гранаде − одно из самых крупных творений исламской архитектуры
Аль-Хамра. Купол зала Абенсеррахов
03.05.2016
Оцените статью: 
(513 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Дворец Аль-Хамра в испанской Гранаде является одним из самых значимых памятников исламской архитектуры, дошедших до наших дней. В европейской традиции этот великолепный архитектурно-парковый комплекс называется Альгáмбра (так европейцы услышали и произносили арабское الحمراء аль-хамра − «красная»).

В XIII−XIV веках интеллектуальные, научные, финансовые центры арабского мира в значительной степени сместились в Южную Испанию, завоеванную арабами раньше. Этому способствовало несколько обстоятельств. До перехода реконкисты в активную фазу мусульманские государства Испании лежали в стороне от направления армий крестоносцев и не несли значительных тягот войны. А вялотекущее противостояние с католическими испанскими королевствами держало их в тонусе и не давало расслабиться. Это противостояние не мешало ни культурному, ни торговому обмену с христианским миром. И вообще, благодаря удачному расположению через эти государства шла значительная часть торговли между Востоком и Западом.

Богатства правителей Гранады притягивало ко двору лучших поэтов, ученых, архитекторов. Так что у династии Насридов, правившей с 1238 по 1492 год (до завоевания её династическим союзом Арагона и Кастилии), была возможность создать шедевр исламской архитектуры, и они ею воспользовались в полной мере. Дворцовый комплекс, расположенный на холмистой террасе в восточной части Гранады в Южной Испании, получил основное развитие во времена правления именно этой мусульманской династии, при которых Гранада стала столицей Гранадского эмирата на Иберийском полуострове, а Альгамбра − их резиденцией (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV веку).

В состав обширного комплекса, заключенного в крепостные стены с башнями, входили также мечети, жилые дома, бани, сады, склады и даже кладбище. Защищенный Алькасабой ансамбль альгамбрских дворцов основал родоначальник династии Насридов Мухаммад Талиб по прозвищу Ибна аль-Ахмар (1232−1272 гг.). Строительство дворцового ансамбля продолжили его потомки − особенно султаны Йусуф I (1333−1354 гг.) и Мухаммад V (1354−1359 гг.; 1362−1391 гг.). Гранада в ту пору процветала: ее двор был одним из самых блестящих и в исламском мире, и в Европе. Атмосфера высокой образованности и утонченного вкуса способствовала развитию искусства виртуозного, изысканного и изобретательного.

Воплощением художественных идеалов и достижений испано-мусульманской эпохи и стала Альгамбра − Каср аль-Хамра', прообразом которой, как полагают, была укрепленная резиденция султанов берберской династии Зиридов (правили Гранадой в XI веке), возведенная на холме Альбайсин (арабский Рабад аль-Байзин — Сокольничья слобода) и вошедшая в историю Гранады как Замок с флюгером.

История самой Альгамбры началась с Алькасабы (испанское от арабского «аль-касба» — укрепленная резиденция, цитадель), воздвигнутой (возможно, до прихода к власти Насридов) взамен старой арабской Красной крепости — Калат аль-Хамра', которая, как полагают, дала название всему памятнику.

Один из лучших образцов зодчества Каср аль-Хамра' ни разу не был взят штурмом; в 1492 году султан Абу Абдаллах, или Боабдил, добровольно сдал крепость осадившим Гранаду испанцам.

В настоящее время Альгамбра является музеем исламской архитектуры — и не случайно, ведь обитель мавританских правителей Гранады ХIII−ХIV веков, — действительно непревзойденный шедевр архитектуры и декоративного искусства, воплотивший лучшие достижения инженерно-строительной мысли и художественной культуры средневекового исламского мира. В отличие от большинства правительственных резиденций, уничтоженных торжествующими победителями или равнодушными стихиями, судьба Альгамбры сложилась на редкость удачно. Испанские государи, очарованные утонченной красотой чужой им культуры, сделали Альгамбру одной из своих резиденций.

Современники называли Альгамбру «красивейшим строением в мире». Величественная крепость на заросшем лесом холме величественно господствует над городом на фоне заснеженных вершин Сьерра-Невады…

Важнейшую роль в создании художественного образа Альгамбры играют надписи, исполненные классическими почерками арабской каллиграфии. Несмотря на декоративное оформление, они легко читаются, внушая религиозные и эстетические идеи, как бы исходящие от самой архитектуры: «Вглядись питательно в мою изысканность и пожни пользу от пояснения украшения». Размещенные в картушах, медальонах и лентах надписи содержат священные девизы, цитаты из Корана и стихи.

Этот великолепный образец архитектуры вдохновлял на творчество многих людей из мира искусства. Со второй трети XIX века Альгамбра стала привлекать европейских и американских романтиков-литераторов и художников, в частности она произвела сильное впечатление на Вашингтона Ирвинга, жившего в 1829−1832 г. в Испании, а также на Байрона, де Шатобриана, Виктора Гюго, Бульвер-Литтона и других. Так, например, мало найдется людей, никогда не слышавших музыкальное произведение испанского классического гитариста и композитора Франциско Тарреги-и-Эшеа «Воспоминания об Альгамбре» (Recuerdos de Alhambra) — оно является украшением репертуара каждого профессионального гитариста, и, конечно же, его исполнял Андреас Сеговия.

Сейчас ежегодно Альгамбру посещает более 3 млн туристов. И это, возможно, красивейшее место Испании.

Андес Сеговия играет «Воспоминание об Альгамбре» Франциско Тарреги
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.