Поклонись наукам всяк сюда входящий

1
Зынджырлы медресе после реставрации турецкими мастерами (Фото: QHA)
24.08.2010
Оцените статью: 
(393 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Четвертый хан Крыма Менгли Гирей, сын Хаджи Гирея, решает вблизи своей новой столицы Бахчисарая в селении Салчик более пяти веков назад заложить большое медресе, которое строит прежде своего дворца. Легенда гласит, что ханский звездочет раскрыл повелителю Божью волю — построить именно в этом месте Дом для изучения наук. И хан повиновался воле Аллаха.

Менгли Гирей приказывал всем жителям столицы присутствовать при начале строительства медресе и говорил им:

— С Божьей помощью мы начинаем здесь сегодня возведение обители науки. Оно поможет нам стать более совершенными людьми в этом мире и проложить нам дорогу в рай в ином мире. Все мы отдадим наши силы на служение этому делу.

После этого подошел хан к рабочим-строителям, начал копать землю и ворочать камни, чтобы заложить фундамент. И вплоть до окончания строительства медресе хан использовал каждую возможность, чтобы трудиться вместе с народом.

При открытии медресе 15 августа 1500 года хан Менгли Гирей держал следующую речь: «Разум делает человека существом благородным, и путь к совершенствованию разума лежит через науку. Будь он хан или падишах не сможет создать ничего основательного, ничего, рассчитанного на будущее, и рано или поздно постигнет его бесчестье. Я приказал повесить в дверях эту цепь, чтобы каждый, кем бы он ни был, при входе в этот священный храм науки склонял свою голову, выразив таким образом свое уважение к науке».

И хан первым вошел в медресе, низко склонившись. Отсюда и название Зынджырлы медресе — Медресе с цепью (зынджыр — цепь). Металлическая цепь на дверях этого учебного заведения — не просто архитектурная деталь. Он символически предваряет вход в обитель, за стенами которой царила гармония мира: здесь в неразрывном, «цепном» триединстве находились дух, разум и сила. Здесь строго придерживались трех заповедей: вера помогает умным; только знающий будет уважаем и любим; власть — ничто, если управлять не зная и не веруя. Над входом до сих пор уцелела надпись на арабском языке: «Это училище при помощи Всеблагого Аллаха приказал построить Менгли Гирей — хан, сын Хаджи Гирей-хана. Да продлит Аллах царствие его до скончания века. 906 год. (1500 год)».

Факт создания одного из древнейших и лучших крымскотатарских медресе архивные документы констатируют так: «Во времена ханского правления в Крыму для образования мусульман в многонаселенном городе Бахчисарае Менгли Гирей-ханом в 1500 году было основано медресе, именуемое Зынджырлы, — высшее духовное учебное заведение».

Хан Менгли Гирей для своего времени был образованным и просвещенным человеком. Еще ребенком отец отправил его в резиденцию консула Генуи в Крыму, где он прошел хорошую европейскую школу и прожил там долгое время. Здесь татарский принц завоевал расположение и приверженность итальянцев.

Менгли Гирей правил Крымским ханством 36 лет. Как государственный деятель ясно осознавал стоявшие перед Крымом внешнеполитические задачи, лично участвовал во всех важнейших дипломатических переговорах, возглавлял ответственные военные экспедиции. Менгли Гирей умер в 1515 году, по его желанию прах его был погребен рядом с останками отца в дюрбе (мавзолей, усыпальница), которое было сооружено по ханскому приказу над могилой Хаджи Гирея во дворе Зынджырлы медресе.

С первых дней в медресе установилась строгая дисциплина, порядок и взаимоуважение между учениками и учителями. К преподаванию в Зынджырлы медресе допускались только те учителя, кто «по чистой совести и чести, без пристрастия и собственной корысти, устраняя вражду и связи родства и дружбы», оказывались способнейшими и достойнейшими. В Зынджырлы медресе преподавали первейшие умы — богословы и законоведы.

В 1868 году по окончании Милютинской гимназии в Москве в медресе начал работать 17-летний Исмаил Гаспринский. За годы работы он прочно и основательно освоил работу преподавателя, убедился, что кроме преподавания религии необходимо ввести такие предметы, как естествознание, математика, физика, география, социология и другие.

Вскоре Исмаил Гаспринский едет в Стамбул, Париж, побывал в ряде городов Западной Европы: Вене, Мюнхене, Штутгарте, знакомится с организацией и содержанием учебного процесса в гимназиях и высших учебных заведениях. В Париже работает секретарем у русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, посещает лекции Парижского университета. В Крым возвращается в 25-летнем возрасте, начинает работать учителем русского языка в Зынджырлы медресе. Исмаил бей полон педагогических идей, вводит новометодное обучение. О преимуществе нового метода узнает весь тюркский мир. Светлые лучи будущего достигли Кавказа, Ирана, Индии, Китая. В Бахчисарай отовсюду стали приезжать учителя, чтобы внедрить в своих школах новую методику, набраться практического опыта работы.

Исмаил Гаспринский стал учителем учителей тюркских школ. Тюркские народы России в лице Гаспринского увидели своего великого просветителя, еще при жизни присвоив ему имя Отца нации. Продуманные и смелые шаги Гаспринского стали давать свои плоды. Молодежь стремилась в школы и медресе именно для получения знаний. А это являлось для Гаспринского самой высокой наградой за его старания и службу народу.

В Зынджырлы медресе обучались учащиеся не только из Бахчисарая, но и со всех концов Крыма, а также с Кавказа. Сюда принимались сохты, получившие лишь начальное образование, закончившие другие крымские и кавказские медресе, пришедшие сюда для получения высшего образования. По уровню подготовки выпускники Зынджырлы не уступали окончившим восточные факультеты университетов.

Из стен Зынджырлы медресе вышли известные крымскотатарские поэты, писатели, педагоги Мемет Нузет, Якуп Шакир-Али, Джемиль Керменчикли, Абдураим Алтанълы, Номан Шеих-заде, Ильяс Тархан и другие.

Ежегодно в медресе обучалось 60-70 учеников от 11 лет и старше. Содержались они на средства медресе. Доход медресе приносили земли, дома, магазины, пожертвования состоятельных людей.

В полный курс медресе входили турецкая, арабская, русская (с 1867 года) грамматика, каллиграфия, арифметика, наука о нравственности, логика, наука о стихосложении, мусульманское право, богословие, изучение Сунны и Корана. В 1890 году библиотека медресе насчитывала 800 книг — учебных, научных и рукописей на арабском, турецком, фарси и русском языках.

В 1917 году Зынджырлы медресе было преобразовано в Менгли-Гирейский институт Зынджырлы с курсом обучения в 8 лет. С 1918 года институт находился в ведении Дирекции народного просвещения Крымской татарской национальной директории (крымскотатарского правительства). 21 января 1930 года Зынджырлы медресе и Ханская мечеть на территории дворца были включены в список архитектурно-археологических памятников Крымской АССР, состоящих на учете Музейного отдела Главнауки Народного Комиссариата Просвещения.

После депортации крымскотатарского народа на территории Зынджырлы медресе по жестокой и злой иронии судьбы размещался психоневрологический диспансер. И лишь в начале ХХI века этот храм науки возвращен народу, турецкие друзья — профессиональные архитекторы и инженеры — отреставрировали здание учебного заведения, дюрбе крымских ханов. В Зынджырлы медресе создан музей. Теперь коренной народ и жители Крыма, и гости, и туристы смогут услышать правдивую и богатейшую историю этого наистарейшего уникального архитектурного памятника крымскотатарского народа со времен правления Крымом династии ханов Гиреев.

По материалам «Боспор Крым»

Ссылки на тему:

Жемчужине крымскотатарского образования Зынджырлы медресе - 510 лет

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.