Полтысячи архитектурных шедевров — наследие Мимара Синана

Полтысячи архитектурных шедевров — наследие Мимара Синана
Сулеймание
Полтысячи архитектурных шедевров — наследие Мимара Синана
Мечеть Шехзаде
Полтысячи архитектурных шедевров — наследие Мимара Синана
Мечеть Сокуллу Мехмеда-паши
Полтысячи архитектурных шедевров — наследие Мимара Синана
Хамам Хасеки Хюрем
Полтысячи архитектурных шедевров — наследие Мимара Синана
Мечеть Михримах-султан
Полтысячи архитектурных шедевров — наследие Мимара Синана
Полтысячи архитектурных шедевров — наследие Мимара Синана
Полтысячи архитектурных шедевров — наследие Мимара Синана
Полтысячи архитектурных шедевров — наследие Мимара Синана
Полтысячи архитектурных шедевров — наследие Мимара Синана

Синан — то единственное имя в архитектуре, по творениям которого мы можем наблюдать самую могущественную эпоху Османской империи.

Большинство его произведений были построены в Стамбуле. Их возводили с учетом топографического плана и размещали в специально выбранных точках. Таким образом, во многом благодаря именно архитектурным шедеврам авторства Мимара Синана город предстал перед современниками как музей под открытым небом.

О жизни и творчестве талантливого зодчего и ученого Мимара Синана пишет один из пользователей ресурса Ykt.

Родился Синан в санджаке Кайсери, в селе Агырнас. Точная дата его рождения историкам не известна. Фигурируют разные годы: 1489, 1494, 1495-й. Во время обучения в школе «Аджеми Огланлар», где воспитывали капыкулы (личная гвардия султана, состоявшая из рабов и заключённых) он любил заниматься столярным ремеслом. Параллельно Синан с пристрастием наблюдал за своими учителями и трудился на строительных работах.

При правлении Сулеймана Великолепного Синан успел поучаствовать в походах на Белград (1521 г.), Родос (1522 г.), Мохач (1526 г.), Вену (1529 г.), Германию (1532 г.), Иран и Багдад (1534—1535 гг.). С жаждой новых открытий, несмотря на нехватку времени и инструментов при себе, он соорудил три большие галеры с целью пересечь озеро Ван.

Своими инженерными шедеврами, созданными в ходе предыдущих кампаний, Синан удостоился титула «хасеки», что означает «приближенный к султану». А в 1538-м, во время похода на Молдавское княжество, после того, как он в короткое время построил мост через реку Прут, его авторитет лишь возрос. В том же году, после смерти главного архитектора Аджема Алиси, эта должность перешла Синану.

Во время различных походов великий зодчий ознакомился с восточной и западной культурами, а приобретённые военная дисциплина и самоконтроль дали возможность расширить свой кругозор, в том числе приобрести бесценный опыт в архитектуре, что помогло ему разработать свой неповторимый стиль.

В течение пятидесяти лет службы на посту главного архитектора Мимар Синан соорудил и отреставрировал более 477 шедевров. При исследовании жизни зодчего мы сталкиваемся с историей гения, который никогда не довольствовался своими творениями, который неустанно обдумывал всё новые и новые проекты, который постоянно исследовал что-то прежде неизведанное и вносил новизну во внешний вид своей страны.

Синан внес существенный вклад в строительство мечетей, занимающих очень важную нишу в Османской империи. Первый молитвенный дом, созданный на посту главного архитектора — мечеть Хасеки, в которой отразились тенденции эпохи. Но уже в последующей работе в Ускюдаре при строительстве мечети Михримах-султан (1540—1548 гг.) было использовано новшество — самый большой купол был с трех сторон окружен полукуполами.

Не закончив эту работу, Синан перешел к строительству мечети Шехзаде (1543–1548). Он возвел однокупольные строения, основанные на четырех опорах, а потом пристроил полукупола, чем усовершенствовал архитектуру здания и увеличил высоту самого большого купола, после чего мечеть приобрела вид пирамиды. Мечеть Шехзаде — лучший пример здания с самыми высокими главными куполами. Внутри и снаружи ее можно увидеть колонны, которые возведены на четырех опорах, но благодаря мастерству архитектора превратились в элемент дизайна. Ведь если бы они были использованы только в качестве опоры, то это могло бы придать мечети грубый вид. Колонны такого типа были использованы и при строительстве мечетей Сулеймание и Селимие.

Синан никогда не прекращал проводить исследования. Примером этому может послужить мечеть Рустема Паши, исполненная в стиле восьмигранной звезды. Эту схему строительства архитектор успел опробовать еще в Эдирне, чтобы достичь совершенства. Мечта превзойти великолепие мечети Айя София сподвигла его построить мечеть Селимие, которая позже превратилась в одну из самых ценных жемчужин османской архитектуры.

Фундамент мечети является основательным. У нее лишь один купол, что создает цельное и нерушимое пространство внутри. Наличие шестиугольных и восьмиугольных пространств не делает схожим эту мечеть с Айя Софией. Таким образом, последняя перестала быть ориентиром при строительстве мечети Селимие.

Архитектор, которому со стороны Султана Сулеймана было доверено проведение воды в Стамбул, успешно завершив это очень важное и требующее знаний и навыков задание, смог еще раз вызвать восхищение падишаха. И несмотря на то, что в период Османской империи архитекторы не занимали особо важного места в государстве, положение Синана было иным. Очевидно, что прослужив на посту главного архитектора в период правления трех султанов, он смог завоевать всеобщую любовь.

Мимар Синан никогда не шел на поводу у традиций. Он был человеком, который умел находить вдохновение во всем увиденном, который до конца своей жизни постоянно был в поисках нового и остался символом османской и исламской архитектуры. Архитектор похоронен в собственном мавзолее (тюрбе) у стены мечети Сулеймание.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.