Сто тридцать четыре года назад вышел первый номер газеты «Терджиман»

Сто тридцать четыре года назад вышел первый номер газеты «Терджиман»
Сто тридцать четыре года назад вышел первый номер газеты «Терджиман»
Олекса Гайворонский©: Здание типографии «Терджиман», где работал Гаспринский
Сто тридцать четыре года назад вышел первый номер газеты «Терджиман»
Фото из открытых источников: Исмаил Гаспринский
Сто тридцать четыре года назад вышел первый номер газеты «Терджиман»
Сто тридцать четыре года назад вышел первый номер газеты «Терджиман»
Сто тридцать четыре года назад вышел первый номер газеты «Терджиман»
Сто тридцать четыре года назад вышел первый номер газеты «Терджиман»
Сто тридцать четыре года назад вышел первый номер газеты «Терджиман»
Сто тридцать четыре года назад вышел первый номер газеты «Терджиман»
Сто тридцать четыре года назад вышел первый номер газеты «Терджиман»

22 апреля (по новому стилю) или 10 апреля (по стилю старому) 1883-го, 134  года назад,  в Бахчисарае увидел свет первый номер газеты «Терджиман» («Переводчик»). Он состоял из четырех страниц, половина из которых была на русском языке, а другая — на крымскотатарском. При этом оба языковых раздела дублировали содержание друг друга.

Газета, выходившая с 1883 по 1918 года в Бахчисарае, фактически была печатным органом тюркоязычного населения Российской империи. «Терджиман» — первая в истории крымскотатарская газета. По состоянию на 1918 год, это было старейшее активное периодическое издание мусульманского мира, которое распространяли в 12 странах. Последний номер «Терджимана» вышел 23 февраля 1918 года, когда большевики оккупировали Крым.

Основателем и издателем был крымскотатарский просветитель Исмаил Гаспринский. Главной задачей «Терджимана» он видел единение тюркских народов на основе общности духа, языка и культуры, а девизом газеты был лозунг «Дилдо, Фикирде, Ишде Бирлик» («Единство в языке, мыслях и делах»). В первом номере, обращаясь к первым читателям своей газеты, Гаспринский писал:

«Выпуская нашу газету, мы хотим заявить нашим читателям, что „Терджиман“ постарается прежде всего, с одной стороны — давать нужные и полезные для культурной жизни знания, а с другой — знакомить общество с нашими национальными потребностями. Наш путь труден и сложен. Поэтому мы взялись за это дело во имя Господа и взялись за перо в интересах правды и науки. Будет ли „Терджиман“ отвечать тем требованиям, которые он себе ставит, или нет, пусть решит будущее, потому что понятно: я сам не могу вынести приговора»

Исмаил Гаспринский приступил к созданию газеты в 1879 году. Первоначально он планировал издавать еженедельник на крымскотатарском языке «Файдаль еглендже». Однако его просьба была отклонена министром внутренних дел Львом Марковым. То же произошло и с просьбой об открытии газеты для детей «Мектеб» и литературно-информационного письма «Канун». Все же после нескольких лет переписки и переговоров с чиновниками Гаспринскому удалось получить разрешение на издание «Терджимана».

В 1885 году типография Гаспринского в Бахчисарае сгорела, через некоторое время ему удалось восстановить ее заново.

Сначала тираж газеты был небольшим, но он рос и постепенно «Терджиман» превратился из еженедельника в ежедневную газету.

20-летний юбилей «Терджимана» в 1903 году превратился в общенациональный форум, закрепивший за Гаспринским статус «отца нации российских мусульман». Реализацией идей тюрко-исламской солидарности стали первые мусульманские съезды.

Для российской уммы «Терджиман» был основным источником информации, а к революции 1905 года — фактически единственным реальным механизмом связей внутритюркского мусульманского общества Российской империи, поскольку из-за невозможности создания политических партий редакторы и сотрудники газет выполняли функцию профессиональных политиков и общественных деятелей. В частности, в «Терджимане» активно освещали Всероссийские мусульманские съезды 1905—1906 годов.

Период высокого влияния газеты (1883—1904 гг., «Эра „Терджимана“») был эпохой зарождения общественного движения российских мусульман в целом.

«Терджиман» существовал на средства мусульманских промышленников, прежде всего братьев Рамиевих с Оренбурга, Акчурина из Симбирска и Зейн аль-Абидин Тагиева из Баку. Подписка на издание была недорогой. Кроме того, Гаспринский поощрял новых читателей, ежегодно отправляя подписчикам в подарок книги, которые издавали в его бахчисарайской типографии.

После смерти Гаспринского в 1914 году «Терджиман» перешел его сыну Рефату. При этом, согласно завещанию издателя, редактором стал Асан Сабри Айвазов.

Источники:  

Крым.Реалии   

Википедия 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.