22 апреля (по новому стилю) или 10 апреля (по стилю старому) 1883-го, 134 года назад, в Бахчисарае увидел свет первый номер газеты «Терджиман» («Переводчик»). Он состоял из четырех страниц, половина из которых была на русском языке, а другая — на крымскотатарском. При этом оба языковых раздела дублировали содержание друг друга.
Газета, выходившая с 1883 по 1918 года в Бахчисарае, фактически была печатным органом тюркоязычного населения Российской империи. «Терджиман» — первая в истории крымскотатарская газета. По состоянию на 1918 год, это было старейшее активное периодическое издание мусульманского мира, которое распространяли в 12 странах. Последний номер «Терджимана» вышел 23 февраля 1918 года, когда большевики оккупировали Крым.
Основателем и издателем был крымскотатарский просветитель Исмаил Гаспринский. Главной задачей «Терджимана» он видел единение тюркских народов на основе общности духа, языка и культуры, а девизом газеты был лозунг «Дилдо, Фикирде, Ишде Бирлик» («Единство в языке, мыслях и делах»). В первом номере, обращаясь к первым читателям своей газеты, Гаспринский писал:
«Выпуская нашу газету, мы хотим заявить нашим читателям, что „Терджиман“ постарается прежде всего, с одной стороны — давать нужные и полезные для культурной жизни знания, а с другой — знакомить общество с нашими национальными потребностями. Наш путь труден и сложен. Поэтому мы взялись за это дело во имя Господа и взялись за перо в интересах правды и науки. Будет ли „Терджиман“ отвечать тем требованиям, которые он себе ставит, или нет, пусть решит будущее, потому что понятно: я сам не могу вынести приговора»
Исмаил Гаспринский приступил к созданию газеты в 1879 году. Первоначально он планировал издавать еженедельник на крымскотатарском языке «Файдаль еглендже». Однако его просьба была отклонена министром внутренних дел Львом Марковым. То же произошло и с просьбой об открытии газеты для детей «Мектеб» и литературно-информационного письма «Канун». Все же после нескольких лет переписки и переговоров с чиновниками Гаспринскому удалось получить разрешение на издание «Терджимана».
В 1885 году типография Гаспринского в Бахчисарае сгорела, через некоторое время ему удалось восстановить ее заново.
Сначала тираж газеты был небольшим, но он рос и постепенно «Терджиман» превратился из еженедельника в ежедневную газету.
20-летний юбилей «Терджимана» в 1903 году превратился в общенациональный форум, закрепивший за Гаспринским статус «отца нации российских мусульман». Реализацией идей тюрко-исламской солидарности стали первые мусульманские съезды.
Для российской уммы «Терджиман» был основным источником информации, а к революции 1905 года — фактически единственным реальным механизмом связей внутритюркского мусульманского общества Российской империи, поскольку из-за невозможности создания политических партий редакторы и сотрудники газет выполняли функцию профессиональных политиков и общественных деятелей. В частности, в «Терджимане» активно освещали Всероссийские мусульманские съезды 1905—1906 годов.
Период высокого влияния газеты (1883—1904 гг., «Эра „Терджимана“») был эпохой зарождения общественного движения российских мусульман в целом.
«Терджиман» существовал на средства мусульманских промышленников, прежде всего братьев Рамиевих с Оренбурга, Акчурина из Симбирска и Зейн аль-Абидин Тагиева из Баку. Подписка на издание была недорогой. Кроме того, Гаспринский поощрял новых читателей, ежегодно отправляя подписчикам в подарок книги, которые издавали в его бахчисарайской типографии.
После смерти Гаспринского в 1914 году «Терджиман» перешел его сыну Рефату. При этом, согласно завещанию издателя, редактором стал Асан Сабри Айвазов.
Источники: