В Национальном музее Тараса Шевченко открылась выставка картин художника из Турции Хикмета Барутчугиля под названием «Рисование на воде». Целую музейную стену заняла серия из восьми картин под названием «Эбристамбул», в которой представлены величественные виды Стамбула.
— В Турции искусство эбру было на грани исчезновения. Однажды я почувствовал, что эбру обладает невероятной силой и динамикой. Долгое время я практиковался. Искал свой стиль, — рассказал корреспонденту QHA мастер.
Барутчугиль преподает в созданной им в Стамбуле мастерской эбру, на отделении традиционных турецких ремесел в Университете Мимар Синан и в Международном исследовательском обществе музыкальной этнологии и
К выставке в Киеве организаторы и сам художник подготовили видеоинсталляцию. На экране гости могли наблюдать, как Хикмет собственноручно создавал четыре картины. Сняв пиджак и надев специальный фартук, он аккуратно взял банку с черной краской. Первый взмах кистью — и полотно ожило. Разноцветные краски ложились одна на другую, рождая смысловые сюжеты. Тонким шилом мастер очертил формы, а кистями из конского волоса выводил причудливые узоры. На водном полотне художник Хикмет нарисовал изящные тюльпаны и миниатюры с пейзажами в разные времена года. В экспозицию вошли образцы исламской каллиграфии с «Алефом» и «Фа» — буквами арабского алфавита.
Увидеть картины пришли и украинские дипломаты, а также главы зарубежных представительств в Украине. Мастерство художника высоко оценил Чрезвычайный и Полномочный посол Турции в Украине Йонет Джан Тезель.
В Европе необычное искусство стало известным в XV в. благодаря вездесущим торговцам и путешественникам. Они привозили из Турции книги с обложками, разрисованными мастерами эбру. Такие изображения европейцы долго называли «турецкой бумагой». Чтобы создавать эти потрясающие рисунки, нужен талант в сочетании с необычайным терпением и умением полностью сконцентрироваться на творческом процессе. Гуру эбру привыкли работать только с природными материалами. Например, нектаром гевена — смолой горного растения. Это вещество позволяет бесформенным каплям краски держаться на водной поверхности, подчиняясь руке мастера. Рисунки эбру напоминают фотографии планет, сделанные в космосе, изображения в микроскопе или капельки дождя, стекающие с автомобиля. Вода — стихия своенравная и непостоянная. Сложно представить, что вода может использоваться как холст. Однако для мастера это реально. Подвижные сюжеты на воде напоминают плывущие облака. Каждый из них неповторим. О подделках или копиях не может быть и речи.