Базовый шариатский принцип: «Всё дозволено, кроме того, что запрещено»

Базовый шариатский принцип: «Всё дозволено, кроме того, что запрещено»
05.02.2018
Оцените статью: 
(514 оценки)
Власкор
Аватар пользователя Власкор

Муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» шейх Саид Исмагилов прокомментировал негативную реакцию некоторых мусульман на празднование Всемирного дня хиджаба. Сущность неудовлетворенности противников этой даты, призванной актуализировать вопрос дискриминации мусульманок за их стремление носить платок — мол, Дня хиджаба не было во времена пророка Мухаммада (мир ему!), поэтому это большой грех и страшное нововведение.

На своей странице в соцсети Facebook шейх Саид пишет, что именно побудило его публично ответить на подобные упреки:

— Очень агрессивная вещь — неофитский максимализм. В очередной раз в этом убеждаюсь. Неофиты — тяжелое оружие радикалов. Вот живет себе человек очень далекий от Ислама, а по соблюдению религиозных норм, так и подавно. А приобщившись к мусульманам, решает, что до него/неё, конечно, никто ничего не понимал, и именно он/она является призванным быть великим просветителем, поэтому немедленно нужно всех этих невежд, которые через многолетний опыт пришли к определенному пониманию будущего мусульманского сообщества в Украине, научить правильно понимать Ислам. И что характерно, агрессии, наглости и требований — через край!

Люди реально с этим живут, ненавидя всех, кто не соответствует максимально суженному и упрощенному восприятию мира, очень агрессивно и враждебно воспринимая всё, что не одобрили семь-восемь ультраконсервативных деятелей из пустыни, распиаренных за сумасшедшие деньги на куче сайтов. Создается иллюзия, что только они и являются богословами Ислама, а других либо нет, либо они и рядом не стояли. Вот что зеленый нефтебакс делает, когда он щедро вложен не в благотворительность, а в продвижение отдельной группы сайтов и в пиар отдельных ультраконсервативных мыслей.

На самом деле всё иначе, и реальный мир отличается от интернет-пространства так же, как настоящая еда отличается от картинок пищи в Интернете.

Сейчас запустили целую истерику по поводу Всемирного дня хиджаба. Как прокомментировал один из сторонних наблюдателей-немусульман: «Создается впечатление, что самыми ярыми противниками права на недискриминацию через хиджаб являются сами мусульманки в хиджабах». И он прав! Ведь вместо того, чтобы признать необходимость привлекать внимание общества к дискриминации мусульманок, консервативно настроенные особи кричат, что Дня хиджаба не было во времена пророка Мухаммада (мир ему!), поэтому это большой грех и страшное нововведение.

Раз есть в обществе такой вызов, то нужно на него отвечать.

Всё ли что-то новое в жизни людей нужно считать недопустимым обязательно запрещенным нововведением? Очевидно, что нет. Базовый шариатский принцип, который называется «ибаха», декларирует: «всё дозволено, кроме того, что запрещено». То есть если в общественных вопросах на что-то нет четкого однозначного запрета, то это считается допустимым и разрешенным для верующих.

На самом деле запретов не так много, они составляют довольно небольшой сегмент по сравнению с большим количеством дозволенного. Поэтому меня удивляют мусульмане, которые наоборот всё запрещают, переворачивая базовые исламские принципы с ног на голову. Ислам не пришел, чтобы сделать жизнь людей невыносимой тюрьмой. Ислам всегда современная, актуальная и действенная религия, призванная облегчить жизнь людей. Возвращаясь к вопросу, всё ли новое запрещено, можно уверенно сказать, что нет. Того, что сейчас воспринимается как неотъемлемая часть исламской культуры, во времена жизни пророка Мухаммада (мир ему!) просто не существовало.

Примеры? Пожалуйста!

1. Халиф Омар приказал ввести мусульманский календарь хиджры, которого при жизни пророка не было. И это сейчас общепринятый мусульманский календарь.

2. Халиф Осман канонизировал текст Корана, который до того момента не был полностью собран, записан и утвержден. Сейчас все мусульмане мира читают текст Священного Корана, который был канонизирован именно под руководством Османа.

3. Наместник Египта Маслама ибн Мухалляд аль-Ансари первым построил возле мечети минарет. До него минаретов в мечетях не было, а сейчас минарет воспринимается как неотъемлемая часть, как символ мечети.

4. Тот же халиф Осман ввел провозглашение двух азанов перед некоторыми молитвами, и они до сих пор читаются во многих мечетях мира, в том числе в Мечети Пророка в Медине.

5. На раннем этапе развития исламской цивилизации кто-то (об авторе до сих пор продолжаются дискуссии) сделал полумесяц символом мечети. И сейчас полумесяцы украшают купола молитвенных домов и верхушки минаретов от Священной Мекки до самых отдаленных городов.

И таких примеров великое множество. Кто-то придумал стелить на полу в мечетях ковры, кто-то — украшать мечети изящными каллиграфическими надписями, геометрическими и растительными орнаментами. Обратите внимание, всё перечисленное является не просто частью общественной жизни, а имеет прямое отношение к религиозному культу. А о дозволенности того, что не несет в себе греховности и является частью общественной жизни социума, вообще нет смысла дискутировать. Согласитесь, безумным будет выглядеть тот, кто будет отрицать дозволенность пользования автобусом или туалетной бумагой, потому что во времена пророка Мухаммада (мир ему!) их не было.

Поэтому уважаемые братья и сестры, пользуйтесь умом, которым наделил вас Аллах, и не игнорируйте дендриты и аксоны, серое вещество вашего мозга, количество которого Всевышний дал вам больше, чем всем другим созданиям, а к особо недогадливым еще много раз обратился в Священном Коране со словами: «Неужели вы не понимаете?»

 
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.