Круглый стол «Исламское государство: генезис и новые тренды», организованный Всеукраинской общественной организацией «Украинский центр исламоведения», собрал в Укринформе 26 ноября ученых, которые высказали свои рассуждения о феномене так называемого ИГИЛ. Среди них была и доцент кафедры языков и цивилизаций Ближнего и Среднего Востока Киевского национального лингвистического университета, кандидат исторических наук Наталья Пророченко. С тезисами ее выступления мы предлагаем ознакомиться читателей нашего сайта.
− Уважаемые коллеги, я бы хотела вернуться к вопросу о мобилизационных ресурсах Исламского государства как с точки зрения географического охвата, так и разнообразия социальных групп, которые причисляют себя либо к участникам этого феномена, либо к симпатизирующим ему. В том числе молодых людей из вполне респектабельных и далеко не исламских стран, таких как Великобритания. Например, есть статистика, что даже среди женщин, которые пока в меньшинстве в рамках Исламского государства, насчитывают 60 гражданок Великобритании, многие из которых из вполне состоятельных семей, с хорошим образованием. Чего стоит только персонаж Варвары Карауловой с ее знанием 5 языков и университетским образованием.
Я бы хотела обратить внимание на два фактора. Социальная привлекательность Исламского государства на уровне риторики и даже названия позиционируется как проект создания государства и общества на основе исламской традиции. А это автоматически связывается с принципами социальной справедливости, равенства, честного правителя, исламской демократии. И определенная эффективность организации социально-экономической жизни на территории подконтрольной ИГ в сравнении с тем хаосом и отсутствием правил в соседних регионах, возможно, каким-то образом срабатывает.
Феномен ИГ развивается и расширяет свою территорию и социальную базу в условиях, когда в мире наблюдается тенденция к так называемой суверенизации личности, когда достаточно размытой является артикуляция системы ценностей. Когда существуют и используются термины справедливости, равенства, религиозных догм, но существует личная интерпретация контекста этих понятий. Очень часто люди подразумевают разные вещи под понятием свободы, что приводит к дифференциации прочтения этих терминов, в том числе и внутри исламского общества. Это, я думаю, является достаточно тревожным симптомом для большинства государств и обществ не зависимо от того, насколько они территориально приближены к ИГ. Они актуализируют вопрос об идейном, смысловом, альтернативном наполнении социального бытия, которое было бы привлекательно для поколения Фейсбук.