Правозащитники заявляют, что факты исчезновения людей в оккупированном Крыму не расследуют не только российские следственные органы, но и украинские.
Об этом рассказала правозащитник, юрист Украинской Хельсинской группы по правам человека Дарья Свиридова.
В комментарии агентству QHA («Крымские новости») она заявила, что несмотря на то, что украинские правоохранители принимают соответствующие заявления, никаких процессуальных действий они не предпринимают. В связи с этим правозащитники подают жалобы в Европейский суд по правам человека не только на российскую сторону, но и на украинскую.
— Как не прискорбно, но соответственные органы не предпринимают вообще или предпринимают крайне мало действий по расследованию дел по похищениям людей в Крыму. Наши ходатайства остаются без какого-либо внимания и на них приходят формальные отписки, — рассказала правозащитница.
На уточняющий вопрос журналиста о том, как могут вообще наши следственные органы действовать на временно оккупированной территории, Дарья Свиридова сообщила, что речь не идет о следственных действиях на территории Крыма, речь идет о том, что можно было бы сделать на континентальной Украине.
— Мы обращаемся к ним (следственным органам — ред.) с тем, чтобы они провели мероприятия здесь, на неоккупированной территории: опросили свидетелей либо запросили информацию о биллинге у мобильного оператора, но ничего этого не делается.
Также юрист уточнила, что раскрывать все подробности она не имеет права, так как часть информации составляет тайну следствия, но в целом заявила о том, что со стороны украинских следователей нет никакой реальной помощи в данном вопросе.
— Мы просто вынуждены подавать жалобы, так как украинские правоохранители не выполняют своих прямых обязанностей, а важным условием обращения в ЕСПЧ является то, что внутри страны предприняты все необходимые меры для расследования преступлений, — заявила Свиридова.
Как сообщалось ранее, сразу после начала российской оккупации Крыма с помощью армии РФ на территории полуострова начались похищения и насильственные исчезновения людей, которые продолжаются по сегодняшний день. Об этом в начале сентября этого года рассказала на пресс-конференции Александра Романцова, координатор проектов Центра Гражданских Свобод, волонтер Евромайдан SOS.
Жертвами таких действий становились члены крымскотатарского сообщества, участники мирных акций за единство Украины, украинские военнослужащие, лидеры местных Евромайданов, общественные активисты.
Правозащитник отметила, что за время оккупации Крыма исчезли участники Еромайдана:
Иван Бондарец (1990 г.р.), исчез в г. Симферополь 7 марта 2014-го;
Владислав Ващук (1985 г.р.), исчез в г. Симферополь 7 марта 2014-го;
Василий Черныш (1978 г.р.), исчез в г. Севастополь 15 марта 2014-го.
Пропавшие члены общественной инициативы «Украинский народный дом»:
Тимур Шаймарданов (исчез 26 мая 2014),
Сейран Зейнединов (исчез 30 мая 2014),
Леонид Корж (исчез 22 мая 2014).
Пропавшие крымские татары:
Ислям Джепаров (исчез 27 сентября 2014-го на шоссе Симферополь-Феодосия),
Мухтар Арислянов (исчез в г. Симферополь 27 августа 2015-го),
Джевдет Ислямов (исчез на шоссе Симферополь-Феодосия 27 сентября 2014-го),
Эскендер Апселямов (исчез в с. Калинино Червоногвардейского района 3 октября 2014-го).
Кроме того, Федор Костенко, отец незаконно удерживаемого оккупационными властями Крыма Александра Костенко, пропал 3 марта 2015 года. Ориентировочное место исчезновения — при пересечении административной границы в направлении Крыма.
По меньшей мере трое пропавших на территории временно оккупированного Крыма в 2014 году — Решат Аметов, Белял Билялов, Эдем Османов — были впоследствии найдены замученными и убитыми.
29 августа 2015 года были найдены убитыми пропавшие накануне Мемет Селимов (1986 г.р.) и Осман Ибрагимов (1988 г.р.)