Выставка харьковского художника Романа Михайлова «Радиф. Последний ребенок», посвященная депортации крымских татар в 1944 г., проходит в PinchukArtCentre в рамках традиционной премии Виктора Пинчука для молодых художников.
Инсталляцию презентовал сам автор, а также советник министра информационной политики Эмине Джеппар.
На пресс-конференции, состоявшейся в связи с этим событием в национальном агентстве Укринформ советник отметила, что эта выставка является важным культурным событием для крымских татар.
— Говорят, если хочешь узнать о народе — посмотри на его историю, а если хочешь почувствовать народ, то посмотри на его боль. Депортация крымскотатарского народа и есть той болью, которая может объяснить, почему, например, крымские татары выступают против аннексии (Крыма Россией — ред.), против оккупационной власти в Крыму, почему они выбрали ненасильственный путь борьбы за свои права, — заявила Эмине Джеппар.
Говоря о творческой составляющей своего проекта, Роман Михайлов рассказал, что на эту работу его вдохновила книга британской писательницы Лили Хайд «Желанный край», в которой рассказана история депортации и возвращении крымских татар.
— Особенно меня шокировал один момент, связанный с трагедией, которая произошла на Арабатской стрелке, где были поселения рыбаков и соледобытчиков, которых забыли депортировать. Когда их обнаружили, то просто вывезли в море на баржах и утопили, — поделился автор.
Эта история потрясла автора, и он как художник начал искать те образы и тот визуальный язык, которым смог бы это передать.
— Проект «Радиф. Последний ребенок» состоит из трех частей. Первая часть — это книга, которая сделана из металла железнодорожных грузовых вагонов, таких же, которые использовались во время депортации, хотя абсолютно не были предназначены для перевозки людей. Книга весит 330 кг, а каждая страница — 22 кг, что символизирует тяжесть страниц истории, боль трагедии, которую трудно перелистывать и вспоминать. Вторая часть инсталляции — это трехканальное видео, на котором показаны Узбекистан — место, куда было депортировано больше всего крымских татар; крымская степь — родина, то место, куда мечтали вернуться депортированные;
Азовское море, у которого произошла Арабатская трагедия. И третий, очень важный, образ и элемент этого проекта — это вода из Азовского моря, которая налита в минималистичную посуду. На протяжении выставки она будет испаряться, а после там останется некий соляной след, который демонстрирует, что все исчезает, переходит в другую форму, но память остается, — пояснил художник.
Выставка будет проходить в PinchukArtCentre до 10 января 2016 года, поэтому ее успеют посетить все желающие.