Одесса 24 марта принимала участников международной научной конференции, посвященной 350-й годовщине исследовательской миссии-путешествия землями южной Украины и Крыма выдающегося турецкого историка и географа Эвлия Челеби.
В конференц-зале Одесской облгосадминистрации по приглашению организаторов мероприятия − ВАОО «Альраид» и Украинского центра исламоведческих исследований − собрались ведущие ученые, общественные и религиозные деятели, чтобы отдать должное вкладу османского исследователя в историю и обдумать вызовы, стоящие не только перед наукой и образованием, но и перед Украиной как полноправным игроком на геополитической арене, в частности касались вопроса внешних отношений нашей страны и стран Востока.
В мероприятии принял участие и Руслан Халиков, эксперт Украинского центра исламоведческих исследований, ученый секретарь Украинского института стратегий глобального развития и адаптации. В своем фундаментальном докладе об отношениях Украины и Турции он также отметил, что нынешнее сближение наших стран вызвано внешними факторами, то есть имеет тактический и случайный характер:
− Но такое сближение вполне ожидаемое в контексте становления нескольких региональных центров влияния, претендующих и на влияние в глобальном измерении. Речь идет, прежде всего, о развитии транснациональных тенденций на Ближнем Востоке и на постсоветском пространстве. По состоянию на вторую половину 2010-х годов на Ближнем Востоке можно выделить три влиятельные глобализационные проекты, претендующие на лидерство в исламском мире: турецкий, арабский и иранский − первый и третий получили как инструмент реализации своей доктрины действующие правительства и начинают бороться за региональное первенство с перспективой занять место лидера целого исламского мира.
Конкуренция внутри исламской цивилизации воспринимается участниками так же серьезно, как и конкуренция с Западом, а иногда внутренняя, региональная, борьба является важнее, и для победы в ней все стороны готовы даже объединить усилия с внерегиональными партнерами. Так, Турция − активный член НАТО, а Иран с 2015 года начал активно налаживать отношения с ЕС и США.
Оба проекта, как отметил Руслан Халиков, обращаются и к незападным партнерам. В частности, в течение 2015−начала 2016 гг. Иран посвятил немало внимания налаживанию сотрудничества с Российской Федерацией. Турция тоже заявила о своей поддержке Украины:
− Соответственно, осуществлены стратегические визиты Путина в Иран осенью 2015 г. и Порошенко в Турцию весной 2016-го. Продолжается дипломатическое и военное сотрудничество каждой пары государств. Впрочем, сегодня кажется, что оба направления являются тактическими, а не стратегическими, и рассматриваются ближневосточными игроками как поиск потенциальных сателлитов, чем как реальное усиление собственного статуса. Постсоветские страны так же важны для исламских глобализационных проектов, как территории для миссионерской активности, потому что религиозная идентичность мусульманских народов на этих территориях вследствие десятилетий насильственной секуляризации стала достаточно аморфной, а после развала СССР религиозная активность значительно повысилась, значит, возник спрос на миссионеров для восстановления исламской традиции, − высказал свое видение Руслан Халиков.
Эксперт отметил, что несмотря на ситуативность партнерства с Турцией, Украина может получить весомую поддержку этого экономически развитого государства с мощной армией. Кроме того, для Украины важным бонусом, возможно, будет улучшение отношений с Константинопольским патриархатом, что в своих политических шагах частично зависит от позиции официальной Анкары.
− Вместе с тем, − отмечает Халиков, − став партнером одного из глобализационных проектов, надо быть готовым поддерживать его в случае регионального конфликта, который непосредственно не касается нашего государства. Это остро почувствовала Россия, вынужденная поддерживать проиранскую линию в Сирии, фактически создав с Ираном альтернативу западной коалиции, потратив значительную сумму на военную операцию и подвергаясь мести со стороны джихадистов. Со своей стороны, Украина как партнер Турции может получить на своей территории угрозу со стороны курдских антитурецких сил (которые к тому же в последнее время открыто сотрудничают с Россией). Известно, что Украину внесли в «черный список» представители «Исламского государства», даже несмотря на фактически пассивную роль в западной коалиции.
Но стоит понять, что сознательное стратегическое партнерство двух государств может дать гораздо больше преимуществ, чем ситуативное и спорадическое. Для этого нужно найти более надежные точки пересечения, чем временная политическая конъюнктура. Важно переосмыслить общую историю, ведь до сих пор существует стереотип о Турции как о цивилизационно чужом государстве и историческом враге. Такая репутация создавалась в советское время и в отношении крымских татар, и она до сих пор распространена в бытовой рефлексии украинцев. Безусловно, выделение многочисленных исторических эпизодов сотрудничества украинцев (в частности украинских казаков после разрушения Запорожской Сечи) поможет согласовать общую историческую память и создать образ Турции как партнера и дружеской культуры.
Руслан Халиков подчеркнул, что надо интересоваться не только политической историей, но и историей культуры, чтобы увидеть точки пересечения в языке, кухне, одежде и т. д. и впоследствии перевести результаты этих находок на язык массовой культуры.
− Интересным примером такой тенденции является рок-фестиваль «Дунайская Сечь», уже дважды состоявшийся в украинском городе Измаил. Благодаря подобным музыкальным фестивалям, кинолентам на историческую тематику и другим мероприятиям можно способствовать распространению среди украинцев положительного образа Турции.
К сотрудничеству на таком уровне относятся и научные исследования в области украинского-турецких отношений, отметил в своем докладе Руслан Халиков:
− Например, важный проект издания произведений мусульманских философов и ученых, живших на территории современной Украины. Так же правильно было бы сделать двуязычное издание тех частей «Сеяхатнаме» («Книги путешествий») Эвлия Челеби, которая рассказывает о его пребывании на территориях, которые сейчас в составе Украины, в частности Крыме и на Юге. Собственно, наличие таких исторических свидетельств, как «Книга путешествий», может стать подтверждением того, что сегодня мы не конструируем воспоминания, а действительно ориентируемся на историческую память, которая поможет установить добрососедские отношения и перевести сотрудничество между Украиной и Турцией на стратегический уровень.