Татарка и ее история

Татарка и ее история
Киев в 1862 году. Рисунок
28.08.2017
Оцените статью: 
(398 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

В 1840-е годы в нашем городе поселилась небольшая группа татар. Что именно заставило их покинуть Нижний Новгород с его знаменитой ярмаркой и переехать в Киев, остается загадкой. Впрочем, Киев славился не менее знаменитой ярмаркой — Контрактовой. В нескольких кварталах от места ее проведения переселенцы и обустроили себе жилище. Местность получила название Татарка.

В 1860-е годы, когда вместо стихийной застройки здесь начали прокладывать улицы, городской землемер Дмитрий Таиров предложил одну из них назвать Татарской. Так присутствие в Киеве татар закрепилось топонимически.

Устройством первого в городе «секонд-хенда» мы обязаны татарской общине. Ведь как получилось? Поначалу 60 татарских семей, переехавших из Нижнего Новгорода, занимались торговлей и мыловарением. Мыло разносили по городу, а также возили на продажу в киевские предместья.

Затем татары занялись скупкой и продажей ношеных вещей. Устроили на Лукьяновской улице специальный рынок: они его называли «Шурум-бурум», а прочие горожане — татарским. Это и был первый киевский «секонд-хенд».

Собственно, старьевщики — скупщики старых вещей — были в Киеве и раньше. Ходили по дворам, носили свой нехитрый скарб, искали клиентуру. Но чтобы специализированный рынок подобной продукции? Нет, такого в нашем городе еще не было.

Место, где расположился «Шурум-бурум», не являлось ни престижным, ни сколь-нибудь привлекательным. Судите сами: все тогдашние улицы делились на четыре разряда. «К 1-му разряду, — объясняют „Правила“ 1861 года, — причислены самые главные улицы; к 2-му — второстепенные; к 3-му — менее важные, и к 4-му — все остальные».

Так вот, непритязательная улица Лукьяновская относилась к 4-му разряду.

Со временем ассортимент «Шурум-бурума» расширился. Помимо старых вещей, здесь можно было купить изготовленные татарами изделия из кожи, а также традиционную восточную пищу: манты, пахлаву, рахат-лукум и многое другое.

Если верить цифрам

В 1897 году в Киеве состоялась первая перепись населения. Она показала, что в городе обитают 1757 мусульман. Всего в городе, по данным той же переписи, наличествовало 247 723 жителя.

Мусульмане, таким образом, составляли немногим менее 1%.

Однако давайте внимательнее присмотримся к цифрам. Из 1757 последователей Ислама оказалось 1690 мужчин и только 67 женщин. Причем основная масса представителей сильного пола — люди, находившиеся в активном брачном возрасте (20–29 лет). На ком же они были женаты? Ведь женщин в этой же возрастной группе всего 20.

Речь идет, заметьте, не о заезжих купцах, приехавших ненадолго с товаром (их семьи, понятно, остались в местах постоянного проживания), а именно о киевлянах.

Невольно напрашивается предположение, что главы семейств в силу каких-то своих соображений или восточных традиций прятали своих жен от приходивших в дом переписчиков. А последние записывали сведения о составе семьи исключительно со слов самих жильцов — никто не имел полномочий досконально осматривать дом и все помещения.

Так что не исключено, что в действительности численность мусульманского населения Киева была куда больше.

Пятничные молитвы

Понятно, что даже при 1757 официально зарегистрированных мусульманах остро встал вопрос о мечети.

Он решился 3 октября 1897 года, когда в доме № 5 по улице Черный Яр (позднее улица Мирная) открылся «магометанский молитвенный дом» (так его именовали в городских справочниках). Здание — двухэтажное деревянное жилое — взяли в аренду у православных владельцев и приспособили для нужд верующих. В частности, три квартиры на втором этаже превратили в молитвенный зал.

Справочник 1909 года информирует: «Настоятель — мулла Юнис Алимов». Богослужения проходили только по пятницам: с 12:30 до 13 часов, а также с 15 до 17.

Вскоре здание оказалось тесным для стремительно растущей общины. Зашла речь о необходимости построить полноценную мечеть. Архитектурный проект заказали инженеру Виокритову — он предложил каменную мечеть на 800 верующих. Городские власти сделали землеотвод: улица Гоголевская, 29.

Киевский губернатор Николай Суковкин 29 октября 1913 года торжественно заложил первый камень в фундамент будущей святыни.

Строительную комиссию возглавил Мурза Мурзаевич. Неожиданно комиссия отвергла проект инженера Виокритова и заменила его проектом архитектора Кубелиева. О причинах можем только догадываться.

Однако и новому проекту не суждено было воплотиться — началась мировая война, потом революция, а при атеистической власти большевиков, которая закрывала и сносила храмы всех конфессий, уже было не до возведения мечети.

В итоге по адресу Гоголевская, 29 расположилась школа.

С началом Первой мировой войны Юнис Алимов стал муллой Киевского военного округа. Киевским губернским гражданским муллой стал Жеганша Жаббаров.

Tatarka

А прославилась Татарка — причем не только на всю империю, но даже за ее пределами — в связи с резонансным «делом Бейлиса».

В марте 1911 года на Татарке нашли убитым 12-летнего киевлянина Андрея Ющинского. Под давлением властей следствие начало трактовать обычное уголовное дело как ритуальное убийство. В июле арестовали 37-летнего Менделя Бейлиса.

Бейлис с женой и пятью детьми проживал на Татарке. Там же находился и кирпичный завод Зайцева, где он служил приказчиком. Основные действующие лица этой истории также являлись жителями Татарки.

Следствие длилось два года. Местные власти в угоду Петербургу упрямо настаивали именно на ритуальной версии — поговаривали, такого вердикта ожидал сам Николай II. Улик не хватало, нередко нужные показания попросту фабриковалась.

В мае 1913 года громкое дело наконец передали в суд. Часть членов судебной палаты полагали, что его нужно прекратить ввиду недостатка доказательств. Председатель Киевского окружного суда Николай Габор отказался вести дело, а среди работников городской прокуратуры не нашлось ни одного, кто согласился бы выступить в роли государственного обвинителя.

Габора заменили Федором Болдыревым, срочно переведенным из Умани. А государственного обвинителя прислали из Петербурга — прокурора Оскара Виппера.

В итоге судебный процесс начался только 23 сентября. Его ход — подробно, день за днем — освещали все ведущие газеты Российской империи, а также ряд зарубежных изданий.

28 октября Бейлиса оправдали — это была сенсация.

Но место действия этой истории прогремело на всю империю. И даже за рубежом узнали, что в губернском городе Kiev есть таинственная местность Tatarka. Иногда, правда, писали Tartarka, но эта ошибка изумительно отражала суть дела: «ритуальное» обвинение Бейлиса в ХХ столетии — это действительно бездна, настоящий ад.

Последний свидетель

Старую Татарку в 1970-е годы начали сносить. На ее месте построили жилмассив — количество обитателей заметно увеличилось.

В 1991 году на Подоле вновь открылся мусульманский молитвенный дом, а спустя шесть лет мэр Киева Леонид Косаковский подписал согласие на землеотвод под строительство мечети Ар-Рахма на Татарке.

Здание мечети появилось в 2000-м и было рассчитано на 200 молящихся. В следующем году начались праздничные молитвы.

Вскоре киевские мусульмане добились разрешения расширить мечеть — теперь она способна принять до 1000 верующих, возле нее вырос минарет, впервые в Киеве. Кроме того, религиозный комплекс включает исламскую библиотеку, школу и другие объекты.

Благодаря мечети, на Татарке вновь проживает много последователей Ислама.

А неподалеку расположена одна из самых популярных смотровых площадок Киева — гора Щекавица.

Впрочем, следы старой Татарки не стерлись окончательно — здесь еще можно обнаружить покосившиеся деревянные заборы, старые частные домишки и даже голубятни во дворах.

Местная историческая достопримечательность — Татарский дуб на улице Нагорной (у дома № 12). Ему около 350 лет. Это единственное дерево, оставшееся от прежних дубовых рощ на Татарке. Оно — молчаливый свидетель всех описанных в этой статье событий.

Источник: Большой Киев 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.