6 марта в 6:30 утра СБУ, полиция и представители прокуратуры провели обыски в помещениях Исламского культурного центра Киев. Здесь расположены несколько организаций: Духовное управление мусульман Украины «Умма», Украинский центр исламоведческих исследований, Общественный союз «Всеукраинская ассоциация «Альраид» и ее отделы, здесь же «квартирует» гимназия; на территории ИКЦ также два предприятия частной собственности: ресторан и книжная лавка…
Во время обыска — это зафиксировали камеры наружного и внутреннего наблюдения, — который состоялся без представителей ИКЦ и владельцев объектов частной собственности и на который представители СБУ появились уже со своими понятыми, были сломаны двери магазина. Лица, осуществлявшие обыск, не давали охраннику ИКЦ возможности видеть, что происходит, — в это время силовики заносили какие-то пакеты. В результате обыска в ИКЦ и магазине, а также в квартире руководителя одного из отделов Ассоциации «Альраид» было изъято более 50 экземпляров книги «Разрешенное и запрещенное в Исламе», а также 5 экземпляров брошюры. Эти книги в пресс-релизе правоохранителей впоследствии названы «сто книг экстремистского толка, разжигающие межэтническую и религиозную вражду».
По этому поводу на следующий день, 7 марта 2018 года, в Информационном агентстве «Главком» состоялась пресс-конференция. Перед представителями средств массовой информации выступили муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов (участник Майдана и Евромайдана в Донецке, вынужденный переселенец, переехавший в столицу из-за прямой угрозы жизни от пророссийских предателей Украины. — Ред.), представители Ассоциации «Альраид», в том числе председатель организации Сейран Арифов, советник заместителя министра обороны по вопросам эвакуации, юрист Ольга Башей (мусульманка, отмеченная двумя государственными наградами — Орденом княгини Ольги и медалью «Защитнику Отечества», а также орденом «Народный Герой Украины», доброволец-парамедик АТО, известная по позывным «Кроха». — Ред.) и активист, руководитель отдела ознакомления с Исламом и культурой Востока, Посол мира (почетное звание, присвоенное в 2016 году южнокорейской международной организацией HWPL, сотрудничающей с ООН. — Ред.) Тарик Сархан. В мероприятии приняли участие народные депутаты Украины Рефат Чубаров, Мустафа Найем, Оксана Корчинская и известные общественные деятели, которые на себе испытали действие репрессивной машины Российской Федерации: бывший политзаключенный Кремля Рафис Кашапов и известный религиовед, член Всеукраинской ассоциации религиоведов, член экспертного совета при Департаменте по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины Игорь Козловский, который два года провел «на подвале» так называемой «ДНР» и только благодаря широкому общественному резонансу и усилиям международного сообщества вместе с ООН был передан украинской стороне во время обмена пленными.
— Мне грустно и стыдно, честно, — сказал Игорь Козловский. — Когда меня арестовали там, в «ДНР», и я два года отсидел в этих подвалах, я мечтал о правовой, независимой, соборной Украине. И когда возвращался, в самолете Президент Украины мне сказал: «Игорь Анатольевич, вы возвращаетесь в новое государство — новое правовое государство!». Вы знаете, я действительно чувствую, что происходит что-то… не так. Когда у меня там (в оккупированном Донецке. — Ред.) был обыск, я также был в подвале, всё было точно так же: привели с собой свидетелей, которых я не знаю и не видел, совсем из другого региона. Потом сказали, что вся эта литература, символика и гранаты — это моё. Схема почти один в один. О чем это говорит? Это говорит о том, что что-то не изменилось у нас, что Служба безопасности Украины и дальше доверяет доносам вместо того, чтобы поинтересоваться у специалистов… Я занимаюсь религиоведением почти сорок лет, я знаю «Альраид» организацию с момента ее возникновения, с 90-х годов, когда еще только начинался исламский подъем в Украине. Я знаю этих людей лично и никогда не поверю, что это их литература. Да и вообще не знаю, что может быть экстремистского в книге «Разрешенное и запрещенное в Исламе»! Более того, я ее тоже читал и давал читать своим студентам! Я распространял ее — можно так сказать, правильно? Когда изымали литературу и говорили, что она экстремистская — кто выносил это суждение? На каком основании? У нас есть список запрещенной литературы? Нет! К специалистам, которые могут разобраться в этом вопросе, религиоведам, эта литература не попадала, не было такого запроса! — отметил религиовед.
Игорь Козловский также обратил внимание присутствующих на то, что среди обвинений, предъявленных ему террористами «ДНР» и из-за которых он подвергся пыткам, была его связь с Саидом Исмагиловым, потому что он известен врагам как патриот Украины.
— Меня пытали, потому что я с ним связан. Я говорю: «Да, это мой ученик, это мой друг, и я буду с ним поддерживать эту связь…». Я говорю вам, что всё, что сейчас происходит, касается не только исламской общины. Это тревожный симптом, в котором я вижу наступление на права гражданского общества в целом. Это граница, это предел, и если мы позволим эту границу перейти, то будет дальнейшее наступление на гражданское общество. Украина никогда не встанет как действительно правовое государство, если не созреет сильное гражданское общество, которое будет объединять представителей разных конфессий, разных мировоззренческих взглядов для того, — подытожил Игорь Козловский.
Как отметили на пресс-конференции, такие «обыски» проходят уже в четвертый раз. Предыдущие были в Житомире, Сумах, Виннице. И каждый раз силовики находили экземпляры той же брошюрки.
Мусульмане Украины очень обеспокоены, что практика обысков с подбрасыванием литературы — есть все основания считать, что так называемая найденная «запрещенная литература» была именно подброшена — стала системной и очень напоминает действия спецслужб в России и в оккупированном Крыму. Однако в России существует список запрещенной литературы, а в Украине такого списка нет.
— Следовательно, вынуждены говорить о преследовании мусульман-суннитов по религиозному признаку, — заявил муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов.