«Реставрация» Ханского дворца уничтожает его историческую и культурную аутентичность

«Реставрация» Ханского дворца уничтожает его историческую и культурную аутентичность
©️Антон Наумлюк: «Реконструкція» Ханського палацу. Бахчисарай, 20 липня 2018 р.
«Реставрация» Ханского дворца уничтожает его историческую и культурную аутентичность
©️Антон Наумлюк: «Реконструкція» Ханського палацу. Бахчисарай, 20 липня 2018 р.
«Реставрация» Ханского дворца уничтожает его историческую и культурную аутентичность
«Реставрация» Ханского дворца уничтожает его историческую и культурную аутентичность
31.07.2018
Оцените статью: 
(459 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

В Национальной комиссии Украины по делам ЮНЕСКО считают, что работы в Ханском дворце в Бахчисарае грозят уничтожением исторической и культурной аутентичности объекта. Исполнительный директор Украинского нацкомитета по вопросам памятников и достопримечательных мест ЮНЕСКО Елена Сердюк предложила внести его в перечень памятников, находящихся под угрозой.

 

Российские власти Крыма обещают закончить так называемые ремонтно-реставрационные работы в Ханском дворце до 15 августа. На конец июля работы на крыше мечети фактически завершены, но внутри еще идет ремонт. В основном корпусе и над ним работники строят железную конструкцию, которая заметно изменила облик дворца. Ремонт и «реставрацию» проводят московская фирма «Корпорация АТТА Групп» и симферопольская «Кирамет», не имеющие лицензий на такую ​​деятельность.

 

Корреспондент русской службы Радио Свобода Антон Наумлюк делится впечатлениями от обновленного вида дворца:

 

— Непрофессиональным взглядом сложно отличить новоробку от того, что осталось аутентичным, но все равно это бросается в глаза — какие-то маленькие пластиковые окна под крышей. Сверху уложена новая черепица, которую критиковали все эксперты за уничтожение подлинности объекта. Она, конечно, очень отличается от старой черепицы, которая осталась над основным корпусом. Но самое страшное, что бросается в глаза, — это металлическая конструкция, которую возводят над этим корпусом. Это сетка из труб, возвышающаяся над зданием. Скорее всего, здание накроют куполом. Трубы прикреплены к полу, ты фактически ходишь среди строительных лесов, работы ведутся и сейчас. Очень сложно воспринимать исторический объект, когда вокруг тебя строительные леса такого масштаба.

 

Крымский активист, бывший председатель комитета АРК по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Эдем Дудаков скептически оценивает работы российских фирм в Ханском дворце:

 

— Все, начиная от проектировщиков и заканчивая подрядчиками, — люди неопытные, они никогда не работали в этой сфере и не разбираются в архитектуре XVI века. Например, главный архитектор проекта Юлия Иванишкина имеет лицензию только с 2013 года. Генподрядчик тоже абсолютно неквалифицированный. Поэтому сейчас происходит страшное: мировое культурное наследие потеряло уже один из объектов дворца — Ханскую мечеть. Что они делают дальше, сейчас под большим секретом, проект никому не показывают. Но нас беспокоит, что есть подписанный акт между генподрядчиком и субподрядчиком-проектировщиком, весь второй этаж признан аварийным — точно так же, как и крыша Ханской мечети, хотя она была в очень приличном состоянии. Это все наводит страх, что они сделают со вторым этажом.

 

Эдем Дудаков указывает на то, что аутентичные росписи внутри Ханской мечети никто не защищал от погоды, в результате чего краска просто потекла на пол. Активист ставит вопрос, что стоит ждать от «реставрации» главного корпуса дворца:

 

— Если это будет аналогично тому, что случилось с Ханской мечетью, то мы полностью потеряем объект культурного наследия, мы потеряем все. Реставрация предусматривает только замену конструкций, пришедших в негодность. Это и есть философия реставрации, а не полная замена всей крыши, полная замена всей аутентичной черепицы. Ранее каждый из директоров организовывал экспедиции в села и скупал у населения эту черепицу XVIII — начала XIX века. Ее можно достать. Но после того, как реставраторы подверглись критике за мечеть, они держат проект главного корпуса в большой тайне.

 

Дудаков в решении проблемы с «реставрацией» Ханского дворца надеется на международную поддержку:

 

— Если будет звонок из главного офиса ЮНЕСКО в Москву и там кто-то вмешается или присоединятся более профессиональные кадры, то реставрация еще может пойти в нужном русле. Если Министерство культуры Украины будет активным, Министерство культуры Турции присоединится, президент Реджеп Эрдоган — еще это направление есть, при котором могли бы пригласить турецких специалистов хотя бы для консультаций, чтобы бездарные проектировщики и исполнители разобрались в нашей архитектуре.

 

Бывший руководитель Бахчисарайского историко-культурного заповедника Эльмира Аблялимова отмечает, что Ханский дворец могут спасти только консолидированные усилия различных сторон:

 

— Усилий Национальной комиссии Украины по делам ЮНЕСКО недостаточно — это только один из рычагов влияния. Но таких рычагов должно быть много: это и позиция самого государства, и позиция Министерства культуры, и позиция национальных комитетов международных организаций, которые есть в Украине. Это и дипломатическое влияние с помощью Министерства иностранных дел, и мнение общественности по этому вопросу, и научной среды. Только такими массивными усилиями мы сможем что-то изменить и двигаться вперед. Приобщать можно и нужно не только Анкару. Мы отработали большое мероприятие в Посольстве Украины в Париже, были в Португалии. Далее планируем поехать в Литву, в Польшу.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.