Преследования по антитеррористическим статьям в оккупированном Крыму стало полигоном для отработки технологий, с помощью которых можно сажать сотни невинных людей по обвинению в совершении тяжких «преступлений».
«Можно выделить некоторые направления преследований в Крыму. Первый — преследование лиц за принадлежность к тем или иным религиозным группам, в частности «Хизб ут-Тахрир», «Таблиги Джамаат», «Свидетели Иеговы». Второй — преследование за публикации в соцсетях. Третий — преследование независимых и профессиональных журналистов. Четвертый — так называемые «семейные преследования». И пятый, наверное, основной — это преследование адвокатов и правозащитников», — заявила известная крымская правозащитница и юрист Лиля Гемеджи во время мероприятия в штаб-квартире ОБСЕ в Вене, посвященном пятой годовщине оккупации Крыма и вопросам обеспечения прав человека на полуострове.
Об этом сообщает собственный корреспондент Укринформа.
По словам правозащитницы, формулировки, изложенные в антиэкстремистском и антитеррористическом законодательстве РФ, которое сейчас воплощается в нарушение международных норм в Крыму, «прекрасно подходят для преследования политических оппонентов или иных групп, выделяемых из мейнстрима, и сегодня под каток репрессивной машины в Крыму подпадают все инакомыслящие, активисты».
Она сообщила, что с 2014 года за принадлежность к исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», движения «Таблиги Джамаат» преследуют 35 крымских татар-мусульман. Некоторые уже осуждены и лишены свободы на сроки от 5 до 17 лет. «Этим лицам также инкриминируют статью уголовного кодекса РФ о насильственном захвате власти. Так, например, в этом обвиняют правозащитника, кочегара, повара, сторожа, строителя и стоматолога из Ялты и Бахчисарая. По мнению российских властей, именно членство всех этих людей в партии (организация распространяет свои идеи исключительно путем мирного донесения мысли, взглядов, изложенных в книгах) является потенциальной угрозой, ведь может стать инструментом захвата власти в РФ», — отметила Гемеджи.
По словам адвоката, основная доказательная база по этим делам «основывается на существовании секретных свидетелей, лица которых неизвестны».
«Эти тайные свидетели с измененным голосом, лиц которых не видят ни адвокаты, ни подсудимые, свидетельствуют по делам обвиняемых в попытке захватить власть», — заявляет госпожа Гемеджи.
Одним из направлений, как уже отмечалось выше, является преследование инакомыслящих в соцсетях. Так, по словам юриста, за публикации в соцсетях открыто уголовное производство в отношении журналиста общественного движения «Крымская солидарность» Наримана Мемедеминова, а также осужден Марлен Мустафаев.
По мнению госпожи Лили, публикации в соцсетях и преследования журналистов лишают возможности получения объективной информации о нарушении прав человека со стороны власти в Крыму.
В Крыму также набирают обороты так называемые «семейные преследования». Как рассказывает правозащитница, они приобрели большой размах, ведь в терроризме обвиняют двух братьев Абдуллаевых, преследуют семью Алиевых — отца и дочь, а также семью Куламетовых — отца, мать и двух детей.
Однако, уверена Гемеджи, наиболее тревожным является преследование правозащитников. «Если сегодня преследуют правозащитников, то кто завтра будет защищать интересы других», — замечает госпожа Лиля.
Она напомнила делегациям стран-участниц ОБСЕ об одном из самых громких последних случаев — задержание правозащитника Сервера Мустафаева, который был координатором общественного движения «Крымская солидарность».
«Месяц назад Сервер потерпел от принудительной судебной психиатрической экспертизы. Несколько недель он провел в стенах психиатрической больницы… Известно, что сейчас он находится в спецблоке вместе с Эдемом Бекировым… под круглосуточным видеонаблюдением «, — сказала правозащитница.
Юрист отметила, что международному сообществу следует прежде всего осудить неправомерное применение антиэкстремистского и антитеррористического законодательства РФ в Крыму, а также осуществлять контроль с целью выявления случаев проведения судов над крымскими татарами вне полуострова; посещать суды и осужденных крымских татар с мониторинговым миссиями; организовывать передачу лекарственных средств.
Как известно, в Украине 26 февраля отмечают День сопротивления Крыма российской оккупации. В этот день в 2014 году возле здания Верховной Рады Автономной Республики Крым состоялся многотысячный митинг крымскотатарских активистов в поддержку территориальной целостности Украины. Российские власти оккупированного полуострова до сих пор не прекращают репрессии против проукраинских и крымскотатарских активистов: сейчас известно о 17 пропавших без вести, 12 погибших, 39 политзаключенных, 10 из которых уже осуждены. Также в Крыму запрещена деятельность Меджлиса крымскотатарского народа как «экстремистской» организации.