В 1839 году, в Одессе, по инициативе группы известных ученых во главе с Н.Н.Мурзакевичем было создано общество истории и древностей. В его задачу входило «собирать, описывать и хранить все остатки древности», коих было немало на берегах Черного и Азовского морей. Имея поддержку, в том числе финансовую, со стороны графа М.Воронцова, Одесское общество истории и древностей (ООИД) очень быстро сумело наладить исследовательскую работу, а также начать сбор собственной коллекции памятников истории и археологии, экспонатов которой было достаточно для открытия музея. Уже в 1840 году был открыт музей, который постоянно пополнялся благодаря регулярным археологическим раскопкам, проводимым ООИД, а также актам дарения и покупкам у коллекционеров предметов, представляющих историческую и художественную ценность.
К началу ХХ века в музее ООИД накопилось немалое число экспонатов, относящихся к истории мусульманских государств Северного Причерноморья. Одним из первых, в коллекцию музея поступил закладной камень крепости Анапа. Его сняли с городских ворот по распоряжению герцога де Ришелье и поднесли в подарок архиепископу Екатеринославскому и Херсонскому Платону в 1807 году. Любопытно, что вместе с закладным камнем священнослужитель получил и перевод текста. Очевидно, переводчик был мало знаком с османским языком, поэтому позволил себе многочисленные отступления от оригинала. Лишь спустя сто лет, благодаря кропотливой работе действительного члена Одесского общества истории и древностей востоковеда И.Спафариса, удалось сделать точный перевод не только текста из Анапы, но и других памятников исламской палеографии.
Закладной камень представлял собой мраморную плиту, украшенную тугрой султана Селима III (1761 — 1808). Его высота составляла 1 м 12 см, ширина — 1 м 70 см. Тугра размещалась по центру верхней строки плиты. Слева от нее была высечена шахада: «Свидетельствую, что нет Божества, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха». Ниже, в прямоугольниках, состоящих из параллельных и взаимно перпендикулярных линий, заключены 16 полустиший, автором которых являлся известный турецкий поэт эпохи Селима III Сейид Осман Сурури.
Полностью текст надписи гласил: «Султан, сын султана, султан-победоносец, Селим-хан III, сын султана Мустафы-хана III, всегдашний победитель. Все то, что соизволил Аллах — свершилось. Свидетельствую, что нет Божества, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха.
Владыка моря, могущественный султан Селим-хан, — крепость власти коего да утвердит Аллах до дня воскрешения и суда, жизнь продолжительную проводя в занятиях по реставрации крепостей в областях по всем пограничным линиям, без шума и разговоров, продолжает доставлять народу безопасность и благополучие.
Благодаря ему, все границы и пределы приведены в состояние полного расцвета, а группы людей, принадлежащие к врагам веры, подвергаются постоянно уничтожению.
Повелев ныне сооружение крепости Анапы, населению ее даровал Он радостный праздник. Поистине прекрасно планомерное сооружение ее.
Как пузыри, взрываются купола девяти путей небесных, когда комендант крепости приближает к ее пушкам фитиль, зажигающий огонь.
А враг коварный, созерцая, как крепость рассыпает вокруг себя пламя, уподобляет ее грому и молнии, сверкающей в ночную пору.
О Сурури! Уже сказали иные поэты одно полное полустишье для хронограммы, а я изобрел еще одно и в результате получились две великолепные хронограммы.
Положил основу крепости Анапа султан Селим. Крепость воздвиг хан Селим 1212 г.х. Стала Анапа бесподобной 1212 г.х.».
Из исторических документов известно, что крепость Анапа была сооружена задолго до султана Селима III, во времена античности. Что касается османского правителя, то он лишь провел реставрационно-восстановительные работы, которые позволили империи создать надежный оплот на Таманском полуострове. Историк Н. И. Веселовский так писал о значении Анапской крепости: «Далеко не первоклассная, но крайне зловредная в политическом отношении турецкая крепость Анапа потребовала от Российского государства такого числа военных походов как армии, так и флота, какого не вызывала никакая другая неприятельская крепость более сильного сооружения. Раза четыре её взрывали до полного разрушения. Анапа сыграла видную историческую роль во время продолжительной борьбы России с Турцией, а равно и в деле усмирения горского населения на Северном Кавказе, почему её военное прошлое заслуживает полного внимания».
Среди эпиграфических памятников, которые находились в музее ООИД, были четыре мраморных закладных камня, находившиеся ранее в Измаильской крепости. История этих камней довольно запутанна. Они были изготовлены в период правления все того же султана Селима III, который был известен тем, что взялся энергично восстанавливать военную инфраструктуру Османской империи. После взятия Измаила российской армией А.Суворова, в ходе русско-турецкой войны 1787—1791 гг., город, согласно Ясскому миру, был вновь возвращен туркам.
Разрушенную русскими войсками Измаильскую крепость османскому правительству довелось восстанавливать из руин. Руководил работами инженер Мехмед Решид. Работы были завершены в 1209 г.х. или в 1794 году по христианскому летоисчислению. Именно этому событию и было посвящено создание закладных камней. На всех четырех плитах были сделаны одинаковые надписи. Помимо султанской тугры на них было высечено: «Работа кисти Мехмеда Решида, заведующего постройкой крепости Измаила 1209 г.».
До 1944 года закладные камни Измаильской крепости находились в Одесском археологическом музее, преемнике музея ООИД. В период Второй мировой войны оккупационные власти вывезли значительную часть музейных ценностей в Румынию. После этого многие из них бесследно пропали. Такая же судьба постигла и камней Измаила. Однако в 2014 году одесский историк Андрей Красножон обнаружил три из четырех пропавших закладных камней в фондах Музея истории Молдовы, в румынском городе Яссы. Следует отметить, что сотрудники румынского музея не знали, каким образом артефакты оказались в их музее.
Согласно международно-правовым актам, принятым в период и после окончания Второй мировой войны, предусмотрено возвращение материальных ценностей, незаконно вывезенных с временно оккупированных территорий. К сожалению, на данный момент вопрос о реституции экспонатов археологического музея украинские власти не поднимали.
Александр Степанченко