Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба сообщил, что Стратегию деоккупации и реинтеграции Крыма утверждена:
«Мы утвердили Стратегию деоккупации и реинтеграции Крыма — исторический документ, необходимый с 2014 года. Сигнал кристально четкий: мы не просто призываем мир помочь нам вернуть Крым — Украина прилагает собственные целенаправленные и системные усилия».
Министр перечислил основные аспекты украинской политики деоккупации Крыма:
«Три столпа для возвращения Крыма:
1. Стратегия — утверждена сегодня (11 марта. — Ред.).
2. Консолидация — мы работаем над объединением усилий всех партнеров на Крымской платформе.
3. Синергия — восстановление международного права и, как результат, восстановление полного суверенитета Украины над Крымом и городом Севастополь», — добавил министр в следующем твиттер-сообщении.
О принятии проекта «Стратегии деоккупации и реинтеграции временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и г. Севастополь» сообщил и СНБО Украины.
Секретарь СНБО Украины Алексей Данилов на брифинге после заседания Совета в четверг, 11 марта, рассказал, что работа над документом продолжалась более года, к ней были привлечены представители многих институтов, в том числе Меджлиса крымскотатарского народа.
«Это первый фундаментальный документ со времен оккупации Крымского полуострова Российской Федерацией, который дает четкое руководство, каким образом мы будем двигаться в вопросах деоккупации Крыма», — заявил секретарь СНБО Украины.
Алексей Данилов отметил, что 16 мая 2008 года СНБО Украины принял решение, введенное в действие Указом Президента Украины от 20 мая 2008 года № 463, которым Кабинету Министров Украины было поручено в двухмесячный срок подготовить и обеспечить внесение законопроекта о прекращении с 2017 года действия международных договоров о временном пребывании на территории Украины Черноморского флота Российской Федерации:
«Этот законопроект по неизвестным нам причинам не был разработан. Мы считаем, что это был первый кирпичик, с которого началось разрушение всей системы нашей безопасности. Это привело к тому, что в 2010 году появились так называемые Харьковские соглашения, которые в беспрецедентно короткий промежуток времени, за 4 дня после подписания, были ратифицированы депутатами Верховной Рады».
«Цепочка измены началась не в 2014-м году, а в 2010-м, — заявил Данилов. — Без поддержки народных депутатов, которые своим голосованием ратифицировали „Харьковские соглашения“, фактически открыв дверь военному вторжению, не могли бы произойти попытка аннексии Крыма и временная оккупация отдельных районов Донецкой и Луганской областей».
За подобные действия, подчеркнул он, должна наступить не только политическая, но и уголовная ответственность:
«Есть отдельное поручение Службе безопасности Украины выяснить, каким образом эти 236 депутатов голосовали по этому вопросу. И если СБУ сочтет необходимым, она должна возбудить производство по 111-й статье Уголовного кодекса „Государственная измена“ относительно соответствующих лиц».