Ислам в Поднебесной

1
Самой многочисленной группой мусульман в Китае являются не уйгуры, а сами китайцы.
16.10.2009
Оцените статью: 
(139 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Мусульмане Китая представляют собой интересную и малоизученную часть великой исламской цивилизации. И связано это в первую очередь с тем, что так до сих пор и неясно, какова же их численность, поскольку китайские власти не проводят переписей и опросов на тему религиозной идентификации. И все же приблизительное количество известно — ученые говорят о 50 млн человек.

Мусульманские этносы

Мусульман в Китае можно условно разделить на две группы: непосредственно китайцы, которых называют хуэй, и представители нескольких национальностей с разными этническими корнями (от тюрков до монголов), наиболее крупной из которых являются уйгуры.

Что касается уйгуров, то они, обладая общей численностью до 8 млн человек, составляют в Китае национальное меньшинство, но их многочисленность заставила в свое время образовать Сяньцзян-Уйгурский автономный район, где они и составляют большинство населения. Этноним уйгуры является очень древним, о чем свидетельствуют орхонские рунические надписи VIII века, и в свое время это племенное образование сумело даже создать свое государство. Однако оно было разгромлено другими тюркскими племенами, в результате чего уйгуры переселились с района рек Селенга и Орхон в Восточный Туркестан и его окрестности, где также создали несколько своих государств, которые, правда, были уже менее мощными. В этот временной отрезок уйгуры исповедовали разные религиозные воззрения, начиная от шаманизма и заканчивая буддизмом. Среди них также имело некоторое распространение христианство несторианского толка. К XIV веку одна часть уйгурских государств перестает существовать, не выдержав натиска других племен, другая же переходит в разряд вассальных. К XVII веку среди уйгур окончательно закрепляется Ислам, и тогда же происходит формирование современного уйгурского этноса. Несмотря на то что длительное господство других племен привело к тому, что этноним уйгуры практически полностью перестает употребляться, этот народ все же сумел сохранить свое самосознание и язык. Начиная с середины XVIII века уйгуры оказываются в составе маньчжурского государства, а в 1955 году был образован автономный район.

На положение уйгур в Китае, как и на положение мусульман и представителей других конфессий в целом, в свое время оказывал влияние фактор воинствующего атеизма, который являлся идеологией китайского руководства. Однако в последние годы такая политика претерпела заметные изменения. И все же проблемы мусульман в Китае остаются, чем активно пользуются западные страны, возбуждая среди уйгур огонь сепаратизма. Таким образом, как это часто бывает по причине отсутствия дальновидной тактики и стратегии, как со стороны мусульман, так и со стороны тех, кто их подавляет, уйгуры выступают в роли разменной карты в большой геополитической игре между Китаем и Западом.

Но самой многочисленной группой мусульман в Китае являются не уйгуры, а сами китайцы. Как уже отмечалось, самоназвание этого народа — хуэй (по-тюркски их называют дунганами). И в этнорелигиозной мировой практике они представляют собой достаточно уникальное явление. И связано это с тем, что по своему происхождению они коренное население Китая, отличающееся от других китайцев (название которых хань) лишь своими религиозными воззрениями. Таким образом, ханьцы-мусульмане фактически сформировали новую народность, примеров чего в истории крайне мало (можно вспомнить лишь о боснийцах).

Первые проповедники Ислама появились в Китае еще в VII веке и сразу нашли среди местных жителей тех, кто воспринял принципы Единобожия и миссию Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Естественно, что в основном они селились вдоль различных торговых путей — морских и сухопутных — что подтверждается и археологическими находками в виде надгробных камней с надписями по-арабски, из которых следует, что в Китае обосновывались мусульмане и из Персии, и из разных регионов Аравийского полуострова. Существует одно весьма интересное предание, которое, правда, не отражено в анналах истории. Оно гласит, что несколько сподвижников Пророка (мир ему) достигли этих мест и проповедовали Ислам среди живших там купцов и торговцев.

Одной из официальных дат, считающихся встречей Китая и мусульман, является 651 год, когда в китайскую столицу Чаньань прибыли послы четвертого праведного халифа. Исламские законы и принципы, безусловно, интересовали китайских правителей, так как в самых основных моментах не только не противоречили, но даже соответствовали управленческим принципам Китая. С другой стороны, китайские правители были заинтересованы и в торговых отношениях, поскольку понимали, что торговые пути напрямую зависели от политики халифата.

В истории взаимоотношений двух государств были не только торговые связи, но и военные. Несмотря на некоторые незначительные столкновения между небольшими отрядами, это не помешало войскам халифата помочь китайским правителям в их борьбе против мятежей, самый крупный из которых был поднят в 755 году. Тогда после просьбы о помощи со стороны Китая туда были посланы военные отряды, сыгравшие немалую роль в установлении порядка.

Однако в истории мусульман Китая имели место и негативные явления в виде погромов с разграблением их имущества. И хотя некоторые историки заявляют о том, что причиной этому послужили религиозные различия, очевидно, что это могло быть лишь поводом, тогда как главной подоплекой гонений на мусульман следует признать борьбу местных коммерческих элит за влияние над торговыми центрами. Это, в частности, доказывается и такими историческими фактами, как погромы наряду с мусульманами представителей иных конфессий (христиан и иудеев), происходивших в разное время в некоторых городах Южного Китая. Особенно негативным в этом отношении стал IX век, в течение которого периодически вспыхивали подобные конфликты. Простой народ натравливали местные чиновники, которым было выгодно прибрать к рукам торговые точки вне зависимости от того, кому они раньше принадлежали. К концу IX века это приводит к полному опустошению южных районов Китая, в результате чего многочисленные мусульманские поселения практически полностью исчезают, а сами мусульмане, опасаясь преследований, стараются не привлекать к себе излишнего внимания, меняя мусульманские имена на китайские.

Исламское наследие Китая

Несмотря на подобные негативные сюжеты, Ислам в Китае сохранился, а его духовным и материальным наследием человечество пользуется и поныне. Так, например, именно китайцами-мусульманами был создан один из стилей у-шу, о чем у нас, к сожалению, мало кто знает. Известно также и то, что благодаря мусульманам Китай познакомился с такими видами спорта, как игра в поло или разновидность шашек — шуанлю, которая была настолько распространена, что в нее играли даже сами императоры. Весьма интересным является и тот факт, что известная всему миру медицинская слава Китая также не обошлась без мусульманского влияния. Так, оказывается, в бесчисленных медицинских трактатах китайских врачей настолько много сведений, взятых ими, по их собственным признаниям, от мусульман, что поневоле задашься вопросом — чья же все-таки это медицина? Некоторые китайские медики, известные своими рукописями, проходили непосредственное обучение у мусульман, в частности, у знаменитого и в Европе «Разеса». Как известно, ар-Рази по сей день считается одним из самых уникальных медиков в истории человечества и является автором целой энциклопедии, которая выдержала несколько изданий как в мусульманском мире, так и в Европе. Таким образом, несмотря на бытующее мнение о превосходстве древней китайской цивилизации над многими другими, можно признать и то, что некоторые ее достижения имеют мусульманские корни. При этом, конечно же, нельзя не отметить и те заимствования, которые пришли в Ислам из Китая, одним из которых стала технология изготовления бумаги, что избавило от необходимости изготовления дорогого папируса и благоприятствовало росту литературы, поскольку появилась возможность производить гораздо больше книг, нежели прежде.

Современность

Современные мусульмане Китая активно возрождают свое духовное наследие, разрушенное в ходе политики воинствующего атеизма. Увеличивается количество мечетей и медресе, однако эти процессы находятся под пристальной опекой государства. С одной стороны, это вызвано атеистическим наследием, с другой — власти боятся сепаратистских выступлений, к которым подталкивают мусульман страны Запада, которым крайне выгодно столкновение Ислама и Китая.

По материалам Ислам в РФ

Ссылки на тему:

Ребия Кадир: «Китайцы также являются жертвами жестокого правления компартии Китая»

«Guardian»: Ислам в Синьцзяне издавна является конкурентом для Китая

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.