Татарское лицо Украины

1
Сегодня официальная цель Меджлиса как представителя большинства татар - национальное и культурное возрождение. Но, по словам его лидеров, - исключительно в составе демократической Украины.
16.12.2009
Оцените статью: 
(121 оценка)
oksana
Аватар пользователя oksana

«Сегодня в Крыму единственные украинцы - это крымские татары», - утверждает Джемилев. Он, безусловно, преувеличивает, но не слишком. Сейчас крымские татары, хотя как удивительно это звучит, являются наиболее лояльной к Киеву общиной Крыма. Фактически, это заслуга самого Меджлиса. Его иногда называют «татарским национальным парламентом», иногда - «незаконной/незарегистрированной организацией». И то, и другое определение - некорректные.

Дело в том, что крымские татары Украины не имеют официальных органов власти. И не могут иметь, так как украинское законодательство предусматривает для этнических общин разве что национальные организации. То есть объединение скорее культурно-просветительского, чем политического характера. Тем не менее, вернувшись на Родину и оказавшись в откровенно враждебной для себя среде «новых крымчан» (по большей части россиян, которые приехали в Крыму уже после депортации), крымские татары были вынуждены самоорганизовываться. В 1991 году состоялся так называемый Курултай - всенародное собрание, во время которого было избрано наиболее уважаемых лиц, которые должны были представлять татарское сообщество во время переговоров с другими сообществами и официальной властью.

Неизменным лидером Меджлиса с момента его создания является Мустафа Джемилев. Но он не держится за власть. Еще с 2007 года Джемилев, учитывая свой преклонный возраст, старается уйти в отставку. Однако Меджлис уже во второй раз отказывает ему в этом: авторитет диссидента-шестидесятника очень высок и оказывается весьма полезным во время решения многих вопросов. Сам Джемилев по этому поводу шутит - мол, Меджлис является единственным советом в Украине, где лидеры вместо соревнования за власть постоянно от нее отказываются.

«Курултай решил - при условии нестабильной ситуации в Украине и Крыму лидера лучше не менять», - говорит Шевкет Кайбуллаев, единственный делегат Курултая, который поддержал отставку главы Меджлиса.

«Кандидатура Джемилева является результатом консенсуса между разными группами крымскотатарского общества, - объясняет Игорь Семиволос, директор Института ближневосточных исследований. - Возможно, это не идеальный выбор с точки зрения прогресса и развития. Но он как опытный и уважаемый политик способен удержать Меджлис от расшатывания. У других кандидатов есть свои оппоненты, что может вызвать лишний раздор. Как говорят, коней на переправе не меняют».

Со дня своего создания Меджлис является союзником национально-демократических партий Украины. Мустафа Джемилев и его заместитель Рефат Чубаров - члены Народного руха Украины. Популярную мысль о том, что татары постепенно разочаровываются в киевской власти, господин Кайбуллаев опровергает. «Сейчас весь украинский народ разочарован действиями власти, - утверждает он. - И мы также недовольны многим. Какие-то проблемы для татар являются более актуальными, чем для других, но это не значит, что мы имеем претензии к Украине как государству или вообще выделяем себя из состава украинского народа».

Главная цель татарского национального движения сейчас - восстановление своего статуса на исторической родине. Исторически крымскотатарское государство существовало 342 года. Из них только в течение первых 34 лет - как независимое государство. Далее - как вассал Турции. Еще 200 лет татары жилы как отдельный этнос в составе Русской империи и Советского Союза. Сегодня официальная цель Меджлиса как представителя большинства татар - национальное и культурное возрождение. Но, по словам его лидеров, - исключительно в составе демократической Украины. «Мы являемся вторым коренным народом украинской наций», - подытоживает Шевкет Кайбуллаев.

Земельный вопрос

Крымскотатарское национальное возрождение ныне имеет два ярких и конфликтных аспекта. Материальный и духовный - вопрос земли и вопрос религии. Именно они являются системными для любых объединений крымских татар.

Среди репатриантов остается значительное количество «безземельных», которые требуют от государства предоставить им землю. Официально государство должно это требование удовлетворять - согласно Земельному кодексу каждый гражданин Украины имеет право на получение определенной площади земли. Просто для татар, как для бывших депортированных, этот вопрос актуальнее, чем для других национальных групп. Проблему усложняет множество факторов. Во-первых, в Крыму вообще очень непрозрачный и коррумпированный рынок земли, и вдобавок - давно «все расписано и разделено». Во-вторых, нет четких правил получения участков, каждый поселок может и любит устанавливать собственные порядки. В-третьих, татары часто вынуждены прибегать к самозахватам земельных участков, что служит причиной сопротивления местных жителей и организаций. Четвертый фактор - земля в разных регионах Крыма очень отличается качеством и ценой. И в-пятых, нет законодательства, которое ограничило бы спекуляции с перепродажей полученной земли.

Именно поэтому существует ряд организаций, которые прежде всего отстаивают права крымских татар в земельных спорах. Например, «Азатлыкъ» (Свобода), «Аркъадаш» (Товарищ), «Адалет» (Справедливость), «Койдешлер» (Односельчане) и «Авдет» (Возвращение). Номинальная численность некоторых из этих организаций достигает нескольких сотен лиц. Реальных активистов в каждой - единицы или десятки. Об их деятельности всегда можно узнать из крымской и общеукраинской прессы.

Так, «Койдешлер» известный многочисленными протестними акциями на южном побережье Крыма. «Авдет» пикетировал и пикетирует Кабинет Министров Украины с требованием уделять больше внимания земельным вопросам. При этом его активисты присылали письма протеста в Совет Европы с просьбой прекратить «геноцид крымских татар», который совершает украинская власть. «Аркъадаш» известный борьбой за сохранение и восстановление исторических и религиозных памяток, таких как азис «Салгир-Баба» - могила почитаемого татарами святого старца в Симферополе. Иногда все эти организации объединяют усилия - так, после ошибочной атаки украинским отрядом спецназначения дома татарина Мустафы Хаирова большинство вышеупомянутых объединений организовали общую пресс-конференцию с требованием срочно наказать виновных.

Отдельно действует такая группа, как «Милли Фирка» (Народная партия), которую возглавляет Васви Абдураимов. Представители этой общественной организации взяли себе название татарской националистической партии времен Гражданской войны. Но при этом они известны откровенно пророссийскими взглядами: в сентябре 2008 года, сразу после завершения российско-осетинского конфликта, опубликовали «обращение к президентам России и Татарстана» с просьбой защитить братский крымскотатарский народ от притеснений украинцами. Вообще их действия можно охарактеризовать как откровенно провокационные. По словам Наримана Джеляла, «Милли Фирка» - пример «позасистемной» оппозиции Меджлиса. Ее лидеры когда-то вышли из его лав, изменив политические взгляды на диаметрально противоположные.

Протурецьких организаций среди крымских татар просто несуществует - это лишь любимая басня некоторых российских и пророссийских медиа. Единственной организацией, которая непосредственно связана с Турцией, является «Дюнья Кырымтатар Конгрессе» - Мировой конгресс крымских татар. Это союз дернеков, эмигрантских объединений. Его реальное влияние на общины Крыма - такое же, как у Мирового конгресса украинцев на наше общество. То есть незначительное.

Кривое зеркало крымских проблем

К обычному украинцу, не говоря уже о россиянине, вести о событиях в Крыму доходят в довольно искаженном виде. Чтобы не сказать - в обезображенном. Когда депутат ВРУ Андрей Сенченко заявляет, что, по его данным, в Крыму проживает 5-7 тысяч ваххабитов, центры которых финансируются из-за границы, в представлении аудитории возникает образ суровых бородатых дядек с «калашниковыми», которым люди в черных пиджаках передают чемоданы с деньгами. Хотя на самом деле речь может идти об обычных селах, в которые раз в году приезжает проповедник из Саудовской Аравии. А цифры могут быть просто преувеличенными - официальной переписи ваххабитов у нас, к сожалению, не проводили.

Из-за постоянного повторения рядом крымских и российских СМИ тезиса, что «крымские татары - агенты Турции», появился и другой миф. На самом деле, Турция действует в Крыму только через Министерство по делам религий. Они действительно организовали ряд образовательных исламских проектов, а турецкий бизнес инвестировал в некоторые объекты в Крыму. Но, по словам Игоря Семиволоса, все турецко-татарское сотрудничество реализуется исключительно через Киев, в общих рамках украинско-турецких отношений. «Турецкие проповедники даже получают специальную визу с разрешением на религиозно-просветительскую деятельность», - объясняет эксперт.

Этим стереотипам одинаково подвластны и простые украинцы, и представители пилитикума. Даже те украинцы, которые с симпатией относятся к крымским татарам, не хотят прилагать значительных усилий, чтобы их понять. Пример Виктора Ющенко, который просто забыл о таком важном для татар законопроекте, не является печальным исключением. Обычный украинец вспоминает о татарах намного реже. Именно это и является главной проблемой отношений между двумя народами. К счастью, ее можно решить. Независимо от того, кого татары поддержат во втором туре выборов.

Наиболее распространенные мифы о крымских татарах:

1. Крымские татары – родственники казанских, башкирских и других татар. Родственники, но настолько дальние и «разъединенные» так давно, что сейчас их роднит разве что название и определенная похожесть языков. В свое время «татарами» называли представителей всех наций тюркского происхождения. Свой вклад в образование наций крымских татар сделали и другие этносы Крыма - греки, готы, славяне. Даже внешне обычного крымского татарина довольно тяжело спутать с казанским.

2. Крымские татары хотят создать на территории Крыма национальное исламское государство. Даже в пропорциональном сравнении таких не больше, чем украинцев, которые всерьез желают возродить Киевскую Русь в пределах ХІ столетия.

3. Крымские татары – агенты влияния Турции и делают все, чтобы Крым вернулся в ее лоно. Исторически отношения Крыма и Турции в чем-то подобны отношениям Польши и Украины. Турция подчинила молодое татарское государство силой, на несколько столетий сделав ханство своим вассалом. Конечно, не всем татарам это нравилось. В наше время татары сотрудничают с турецким Министерством по делам религий, в Турции действуют организации крымскотатарской диаспоры. Но таких симпатий к Турции, которые можно было бы сравнить с симпатиями крымских россиян к России, среди татар нет.

4. Татары принимали массовое участие в коллаборационистском движении во время оккупации Крыма Германией.

5. Татары вообще не принимали участия в коллаборационистском движении во время оккупации Крыма Германией. Оба утверждения ложные. Количество татар-коллаборационистов было в самом деле заметным - по разным оценкам, от нескольких тысяч до десяти тысяч лиц. Но, во-первых, коллаборационисты были среди всех наций Крыма, включительно с украинцами и россиянами. А во-вторых, среди татар были и красноармейцы, и красные партизаны, которые, в конце концов, тоже не избежали депортации. При этом едва ли коллаборационизм во время войны может служить поводом для этнических чисток относительно целой наций. Заметим также, что в других случаях народы депортировали вообще без любого повода.

6. Татары – единые жертвы депортации в Крыму. Отнюдь. Депортацию пережил целый ряд крымских «малых наций»: немцы, болгары, румыны, венгры, итальянцы, армяне, греки. Просто численность этих субэтносов была значительно меньше татарской. Из когда-то большой общины крымских немцев сейчас остались единицы - немцев депортировали еще в 1941-м, заранее, так как советская власть опасалась, что они перейдут на сторону гитлеровцев. Количество крымских греков (напомним, первые греческие полисы появились в Крыму еще в VII столетии до нашей эры) нынче измеряется несколькими сотнями. Единственный документ, в котором хоть как-то аргументируется выселение потомков эллинов, - аналитическая записка Лаврентия Берии Иосифу Сталину. «Вина» греков вместилась в нескольких строчках: «Значительная часть греков, особенно в приморских городах, с приходом оккупантов занялась торговлей и мелкой промышленностью. Немецкие власты оказывали содействие грекам в торговле, транспортировке товаров и т.д.».

Виктор ТРЕГУБОВ

По материалам журнала «Главред»

Ссылки на тему:

Новости

Крымские татары оставили Мустафу Джемилева главой меджлиса

Деятельность зарубежных организаций не ведет к захвату ислама в Крыму

Статьи

Украина не только христианская, но и мусульманская страна

Мусульмане в Украине: возрождение в контексте евроинтеграции

Иной взгляд на события в Крыму

Ислам — реальный фактор общественной жизни в Крыму

Рефат Чубаров: задача людей, исповедующих Однобожие, - жить в согласии со своей совестью и со своими соседями

Крымских татар пора избавить от имиджа работорговцев

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.