«Ас-Салям» в истории Шахтерска

«Ас-Салям» в истории Шахтерска
19.02.2010
Оцените статью: 
(401 оценка)
oksana
Аватар пользователя oksana

Ислам в Шахтерске существовал с появления здесь первых мусульман, которые обживали горняцкие поселки, построенные вокруг каменноугольных шахт.

Шахтерск — индустриальный город областного значения (одновременно он является и районным центром) находится в 66 километрах от Донецка, на автомобильной трассе Донецк—Ростов.

Впервые добычей каменного угля здесь стали заниматься с 1865 года помещики Алексеев и Орлов. И только в 1900 году была построена первая шахта. В 1911 году московский купец А. Катык купил рудник и железнодорожную ветку у промышленника С. Постникова и в 1913 — открыл известную шахту «Анна», а в 1915 — «Виктория». Позже поселки вокруг шахт получили общее название — ПГТ Катык. Тогда же открылись шахты «Давыдовка 1» и «Давыдовка 8 и 9», а в 1939 году выросли шахты в Кантарном. Таким образом, в 1953 году, благодаря объединению вышеперечисленных поселков, образовался город Шахтерск.

Мусульмане этого города, несмотря на религиозные гонения при тоталитарном режиме бывшего СССР, не забывали о своей принадлежности к мусульманской умме. Тайно они собирались на татарском кладбище для проведения необходимых религиозных обрядов: погребальных, поминальных, никяха и других — которые очень старательно соблюдались мусульманами старшего поколения.

В мусульманской общине Шахтерска сложилась одна особенность, которая была связана с исторически сложившейся раздробленностью города на поселки: каждая поселковая группа мусульман имела своего муллу, исполнявшего те ритуалы, в которых нуждались местные единоверцы.

Хочется немного рассказать о тех людях, которые, несмотря ни на какие трудности, смогли донести до нынешних поколений свет религии Аллаха. Так в 70-х годах роль муллы выполнял Абдала-ага Юсипов, — он был неординарным человеком, знал наизусть Коран. В поселке его все очень уважали не только потому, что он был почетным шахтером, имел боевые и трудовые награды, он был и народным целителем. Вспоминая о нем, единоверцы из поселка Давыдовка находили много теплых слов благодарности в его адрес. У него было много духовной литературы на арабском, татарском, турецком языках. Много зная, Абдала-ага выполнял обязанности муллы: проводил пятничные молитвы, никяхи, джаназа, давал мусульманские имена.

В послевоенные годы нужда, голод, разруха заставили людей подумать о Боге. Мусульмане не забывали свою религию: старики и сейчас помнят муллу Атачи и муллу Каджя. Были и женщины, которые умели читать Коран, знали арабский язык, помогали в проведении некоторых религиозных обрядов, вели разъяснительную работу среди местных жителей. Это, например, Минегель-аби, которую знали даже в муфтияте Татарстана, Сария Завьялова, Саря Закирьяновна Акмаева и др. Ислам в Шахтерске существовал с появления здесь первых мусульман, которые обживали горняцкие поселки, построенные вокруг каменноугольных шахт. Однако исторически сложилось так, что менталитет местных мусульман почти не отличался от подавляющего большинства обывателей. Доходило до того, что местные мусульмане чурались своей конфессионально-этнической принадлежности. Но, альхамдулиллях, всегда Аллах (свят и велик Он!) выбирает нужных людей в нужное время для возрождения религии, для того, чтобы Его слова всегда слышали верующие, где бы они не находились.

Большое влияние на шахтерских мусульман оказало общее мусульманское движение, которое развернулось в середине 90-х годов в Торезе, Макеевке, Донецке, Снежном.

Идея организовать общину в Шахтерске появилась в разгар предвыборной кампании Партии мусульман Украины. Узнав о такой партии, инициативная группа мусульман Шахтерска во главе с Рауфом Батрудтиновым позвонила в штаб регионального отделения ПМУ (в Донецке на Киевском проспекте) и договорилась о встрече. Семью Батрудтинова радушно встретили председатель регионального отделения ПМУ Рашит Шарифович Иванков и его заместитель по духовным делам Ринат Сафарович Айсин. Разговор получился откровенным и долгим: о необходимости возрождать мусульманские традиции, проводить пятничные молитвы, а главное — организовать общину, которая сплотила бы мусульман города. Встреча в ПМУ проходила в дни Священного месяца Рамадан, что дало повод для проведения общегородского ифтара в Шахтерске, инициатором которого был Джамаль Мерзуг. Тогда общественная студенческая организация «Аль-Амаль» проводила ифтары по всей области. В назначенное время собрались более ста человек, в том числе гости из Партии мусульман Украины: Р.Ш.Иванков, Р.С.Айсин, а также представитель ассоциации «Арраид» в Донецкой области — бывший ректор Украинского исламского университета Джамаль Мерзуг. Мусульмане были рады возможности собраться и пообщаться за одним столом. Они пришли к единому мнению: мусульманская община в Шахтерске просто необходима. Доктор Джамаль Мерзуг стал организатором нескольких мусульманских воскресных школ в области. С этого момента началась активная работа по созданию городской мусульманской общины, которую решили назвать «Ас-Салям» («Мирный»). Проведя собрания в июне 1998 года, одобрили устав общины и выбрали ее председателем Р.М. Батрудтинова, заместителем Ш.М. Каримова и секретарем Эльвиру Батрудтинову. Вся тяжесть работы по организации общины легла на плечи Рауфа Батрудтинова — первого председателя и имама. Он делал все необходимое, чтобы возродить ислам в Шахтерске. Благодаря его инициативе проводились первые ифтары и курбаны; он вместе с главой совета старейшин Джалялем Гимотовым постарался, чтобы в городе проводились пятничные молитвы (Джума намаз). Особенно ощутима была помощь активистов — Мергалиева Тахира, Каримова Шавкета, Якубовых Марьям-апай, Марата и Венеры. Зарегистрировавшись 8 апреля 2000 года, делегаты от Шахтерска участвовали в работе I Съезда ДЦМУ.

Устав от возложенных на него нагрузок, зимой 2001 года на одном из ежегодных собраний Батрудтинов Рауф сложил с себя обязанности председателя, оставшись имамом. На том же собрании в присутствии представителя ДЦМУ был избран новый председатель — Гайнулов Хайдар и его заместитель — Гафуров Гельфан. Перед ними встала серьезнейшая задача: для привлечения новых мусульман в общину необходимо построить собственную мечеть. Уже весной 2001 года Гайнулов Хайдар заверил председателя «Аль-Амаль» Эль Халака Ахмада, что время для постройки мечети в Шахтерске пришло. Усилиями Эль Халака руководство ассоциации «Арраид» дало свое «добро» на финансирование строительства. Место для мечети было выбрано собранием общины. Летом 2001 года один из домов (пер. Д. Бедного) решили перестроить под мечеть. После некоторых организационных вопросов работа закипела. Ударным звеном в стройке был, конечно, актив общины. Люди шли в отпуск на производстве, работали от зари до зари. Большой вклад в строительство внесли учащиеся воскресной школы, которые приходили помогать в свободное время. Даже ребята из Донецкой организации «Аль -Амаль» ради Аллаха по воскресениям приезжали помогать старшим в строительстве шахтерской мечети. Уже в Священный месяц Рамадан молитву «таравих» совершали в новом помещении. Ифтар, проведенный с помощью ассоциации «Арраид», ознаменовал открытие мечети. Альхамдулиллях, смогли построить минарет по собственному проекту, и он стал настоящим украшением дома. Крыша, покрытая зеленой черепицей, придает зданию особую нарядность. Стены из водостойкого покрытия имеют приятный, нежный цвет. Центральный вход во двор украшают газоны с ярко-красными розами и дорога, выложенная из фигурной тротуарной плитки. Большой, уютный молельный зал отделен от фойе двумя большими арками. Он украшен хрустальной люстрой со свисающими каплями и покрыт толстым турецким ковром. Кроме фойе и молельного зала есть небольшие комнатки, где проходят занятия по исламу и восточной культуре. Все получилось на славу!

Мусульманская община Шахтерска развивается и растет. Постоянно проводятся Джума-молитвы, джаназа, субботники по уборке мусульманского кладбища, осуществляется помощь мусульманам в погребальных обрядах, подписываются никяхи, даются имена новорожденным, проводится разъяснительная работа среди населения.

Рустам ДЖАББАРОВ

По материалам газеты «Арраид»

Ссылки по теме:

Ислам в современном Луганском регионе

Ислам в социальной и политической жизни современного украинского общества

Украина наша мусульманская

Ислам в Украине: Основные этапы истории

Ислам в Крыму. Современные аспекты развития

Мечети Крыма

Сотворенная, разрушенная и воссозданная. К 100-летию со дня открытия Соборной мечети в городе Харькове

Львовские мусульмане

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.