Недавно в Исламском общественном культурном центре г. Киева состоялся первый в Украине семинар для имамов, на который съехалось около 250 духовных наставников и активистов со всей страны. В качестве лекторов были приглашены ведущие специалисты в области шариатских наук, среди которых глава Европейской ассамблеи имамов и наставников шейх Хайсам Рахма, который любезно согласился дать интервью для Информационного центра «Альраид».
- Расскажите, что собой представляет Европейская ассамблея имамов и наставников, кто является ее основателем, каковы основные направления и виды ее деятельности?
- Во имя Аллаха, Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха.
Европейская ассамблея имамов и наставников была основана два с половиной года назад Федерацией Исламских организаций Европы (ФИОЕ), которая широко известна среди мусульман. ФИОЕ стояла у истоков зарождения исламских общественных организаций во многих странах мира. Помимо нашей ассамблеи имамов, ФИОЕ открыла в Европе институт гуманитарных наук, а также форум европейских женщин-мусульманок.
Европейская ассамблея имамов и наставников была создана с целью объединить и ориентировать европейских имамов, усовершенствовать их шариатские знания, помочь в выборе методов и путей ознакомления людей с исламом.
Учитывая факт, что все имамы нашей ассамблеи проживают и работают в Европе, мы прикладываем максимум усилий для того, чтобы европейские мусульмане не отходили от истоков Ислама – Корана и Сунны Пророка (мир ему и благословение). Мы принимаем активное участие в обсуждении и решении проблем, связанных с оскорблением Ислама и мусульман, что может усложнять их жизнь в Европе.
В этих условиях мы должны развивать потенциал имамов, чтобы они достойно олицетворяли Ислам и своими знаниями помогали мусульманам, живущим в европейском обществе.
- Кто является членами ассамблеи, и каковы условия вступления?
- Сейчас в ассамблее насчитывается около 300 имамов. После основания ассамблеи мы приняли положение о членстве в нашей организации. Каждый имам или проповедник может присоединиться к ассамблее без каких-либо условий.
Членами ассамблеи являются как частные лица, так и организации. Любой имам может присоединиться к ассамблее, если в его стране нет местных религиозных ассоциаций или объединений, однако, если таковые есть, то он должен стать членом одной из них, и она, в свою очередь, может стать членом Европейской ассамблеи имамов.
Мы стремимся к тому, чтобы местные исламские организации в европейских странах работали эффективно на благо общества, так же мы пытаемся расширить и поднять уровень координации и взаимодействия между членами и организациями нашей ассамблеи.
- Что вы делаете для реализации поставленных целей?
- Сейчас мы сосредоточены на программах развития потенциала имамов, ведь на них лежит ответственность за европейских мусульман, за то, как они себя зарекомендуют в европейском обществе, достойно ли представят Ислам и его культуру. В этом нам помогают разработки, методики, результаты исследований и книги, которые мы рассылаем в наши филиалы.
Кроме того, мы постоянно организовываем в странах Европы конференции, семинары для местных имамов и проповедников.
- Выделите самые значительные достижения и проекты Европейской ассамблеи имамов?
- За последние два с половиной года мы приняли участие во многих семинарах и конференциях, проводившихся в европейских странах, также мы принимали участие в нескольких встречах под эгидой Европейского парламента. При поддержке Европейских государств и европейского парламента мы провели, культурно-шариатские конференции, совещания и заседания для имамов и проповедников в Чехии, Венгрии, Испании, Италии, Украине, Швеции и других европейских странах.
У нас нет проектов как таковых, но мы стремимся к утверждению ассамблеи в некоторых странах через местные общины, и планируем ряд мероприятий в сотрудничестве со Всемирным союзом мусульманских ученых.
- Сколько насчитывается мусульманского населения в Европе сейчас, и сколько из них коренные жители этих стран?
- Нет точных статистических данных о количестве мусульман в Европе, но, можно сказать, что эта цифра превышает двадцать миллионов, однако если принимать во внимание количество резидентов, не являющихся гражданами европейских стран, цифра будет намного большей.
Если эти 20 или 25 миллионов разделить на количество европейских государств, то процентное соотношение не будет превышать 5-6% мусульман в каждом государстве. Это незначительный процент.
- Как ассамблея помогает мусульманам в Европе, и какие трудности возникают в работе?
- Деятельность нашей организации направлена на распространение достоверных исламских знаний, и помощи в возникающих проблемах у мусульман в Европе, что помогает самим мусульманам приблизиться к исламу и понять его глубже.
Трудностей при нашей работе, по моему мнению, не так уж много. Наша задача научить мусульман понимать их права и обязанности, чтобы они приносили пользу обществу.
- Как европейские правительства сотрудничают с ассамблеей, и есть ли какое либо давление или притеснения на нее как на исламскую организацию?
- Европейский парламент принял ее, как религиозную организацию сразу после ее основания, и члены Европейского парламента неоднократно посещали наши мероприятия.
Мы не попадали под какое-либо давление или притеснение, и, думаю, не попадем, потому что мы европейская религиозная организация, которая имеет дело со многими европейскими организациями в свете прозрачной европейской политики в отношении к религиозным учреждениям.
В западном сознании есть устойчивое представление понятия религиозной свободы. Я не думаю, что политическое управление проявляет повышенный интерес к исламской религиозной деятельности, однако она может вызвать обеспокоенность у других религиозных общин, например, церкви. Но это не распространенное явление, а скорее редкие реплики. Просто мусульмане должны своим поведение показывать благие нравы религии, и тогда все европейцы увидят настоящее лицо Ислама.
- Как ассамблея смотрит на кампании некоторых правительств по обучению имамов языку и законам страны, в которой они проживают?
- Я думаю, что справедливо и объективно признать, что эти кампании являются оправданными, так как многие имамы, прожившие много лет в той или иной стране, не говорят на языке этой страны и не знают ее законов.
По этой причине многие из них попадают в затруднительные, а иногда противозаконные ситуации. Например, во время своих уроков или проповедей кто-то нелестно высказывается в сторону обычаев и традиций немусульман.
Имам должен знать язык страны, где он живет, чтобы общаться с людьми этой местности, также он должен знать хотя бы минимум из истории, обычаев и традиций этого народа.
Главная цель этих кампаний - борьба с экстремизмом и терроризмом. Наша религия также помогает бороться с экстремизмом и терроризмом, так что мы только приветствуем подобные кампании. Что касается их направленности на имамов, то я считаю это происходит не по причине предвзятого отношения к Исламу, а потому что большинство европейских имамов выходцы из арабских и мусульманских стран, а не из Европы.
- Не обеспокоены ли правительства Европы существованием радикальных исламских течений?
- Обеспокоенность правительств религиозным экстремизмом направлена не только на ислам как таковой, но на проблемы религиозного экстремизма в целом, будь-то исламский, христианский или какой-либо другой.
- Проявление расизма в Европе направлено против религии или против определенной расы людей?
- Да. В Европе наблюдается проявления расизма, как в отношении религии, так и в отношении людей, но я думаю, что религиозный расизм не так распространен, как расовый и этнический, последний наиболее опасен. В любом случае всякое проявление расизма создает напряжение между людьми и это негативно отражается на настроениях в обществе.
- Как относятся в европейских странах к мусульманам, как к полноправным гражданам страны?
- Не могу сказать, что в европейских странах относятся к мусульманам так, как нам бы этого хотелось. В целом в государствах Европы наблюдается разная ситуация в отношении к мусульманам, но возникающие вопросы, касающиеся мусульман, обсуждаются с заинтересованными сторонами на уровне правительств.
Например, некоторые страны имеют упрощенную систему создания частных исламских школ, упрощенные процедуры получения гражданства, в то время как в других странах вводят ограничения в этих областях, но предоставляя упрощения в других направлениях.
Нас волнуют попытки определенных государств повлиять на свободный выбор мусульман, их вероубеждения.
Правительства этих страны должны пересмотреть некоторые пункты своей внутренней политики. Например, выбор мусульманской женщины, одевать ей или не одевать то, что она хочет одевать. Или возьмем запрет на строительство минаретов. Идея проводить голосование по подобным вопросам ошибочна изначально и в дальнейшем может привести к тому, что на референдум выставится вопрос о запрете молитвы или поста. Это касается только мусульман и их религии, и никому не следует в них вмешиваться или ставить на голосование повеления Всевышнего, данного людям 1433 года назад.
- Как ассамблея реагирует на новости и заявления в СМИ, в которых оскорбляют Ислам и мусульман?
- В таких случаях, мы связываемся даже с правительствами стран, и это единственный эффективный способ решения подобных вопросов.
Мы заинтересованы, чтобы решить проблему, локально в рамках государства, но иногда, в особых случаях проявления исламофобии, мы прибегаем и к помощи Европейского парламента.
- Каким Вы видите будущее ислама и мусульман в Европе?
- Я с оптимизмом смотрю в будущее. В демократической Европе учитываются интересы всех членов общества, поэтому мусульмане и немусульмане могут жить в мире и согласии, безопасности и спокойствии.
Я не могу говорить, что произойдет завтра, но если будут соблюдаться свободы и права человека, то мусульмане в Европе будут развиваться, и с Исламом все будет в порядке.
Интервью провел Мухаммад Сафван Джулак, журналист Aljazeera.net
По материалам ИЦ «Альраид»
Ссылки на тему:
Председатель ассамблеи имамов Европы встретился с муфтием ДУМУ «Умма»
Впервые в Украине состоялся семинар для имамов с участием ведущих исламских специалистов