Информационное пространство является мощным средством влияния на умонастроения и формирование мировоззрения общества. Как же уберечь самых уязвимых членов этого общества - детей - от пагубного влияния той вседозволенности, которую несут в каждый дом экраны телевизоров, потоки интернет-траффика и печатные издания?
Для обсуждения этих вопросов 5 декабря 2011 в конференц-зале ЛИГАБизнесинформ был проведен круглый стол на тему “Как защитить моральность в Украине в интересах детей и общества в целом. Мнение общественности”. К участию были приглашены представители СМИ, общественных и религиозных организаций, а также государственных органов.
Присутствующим была предложена резолюция, в которой организаторы отстаивали позицию нецелесообразности существования Национальной экспертной комиссии по вопросам защиты общественной морали (НЭК). Эта тема и стала одной из наиболее обсуждаемых участниками.
Вопрос целесообразности существования НЭК
Так, организаторы предложили упразднить НЭК, и вместо финансирования деятельности этой структуры улучшить законодательное регулирование деятельности СМИ и рекламы.
Предлагалось повысить роль граждан в вопросах защиты морали, включая представителей общественных организаций в состав рабочих групп по разработке нормативных актов, касающихся вопросов этики и морали, а также внести изменения в некоторые законодательные акты: в Закон Украины “О телевидении и радиовещании” относительно кодирования определенных каналов или трансляции ряда передач в определенное время; в Закон Украины “О рекламе” относительно ограничения использования эротических образов в рекламных роликах; а также в Закон “О средствах массовой информации” для урегулирования распространения печатных СМИ, которые могут нанести вред несовершеннолетним.
Мнения по этому поводу разделились: одни участники считали, что НЭК нужно ликвидировать. Некоторые участники (руководитель Индустриального телевизионного комитета Екатерина Котенко, завкафедры рекламы и связей с общественностью Института журналистики Валерий Иванов) выступали за упразднение этого органа, поскольку на него тратятся большие суммы из Государственного бюджета и эффективность его работы, на их взгляд, низка. Кроме того, они опасаются сведения оценки работы Комиссии к количеству привлеченных к ответственности СМИ.
В свою очередь, глава НЭК Костицкий Василий Васильевич возразил, что в случае ликвидации Комиссии (затраты на финансирование которой объясняются дороговизной проводимых экспертиз) ее функции перейдут к частному бизнесу, и граждане уже не смогут бесплатно обратиться за проведением экспертизы, что отнюдь не поспособствует соблюдению их прав. Он согласился с тем, что Закон “Об общественной морали” в действующей редакции принимать нельзя и он требует существенной доработки.
Саморегуляция СМИ и самоограничение граждан
С тем, что общество одной саморегуляцией обойтись не сможет и все-таки необходим некий государственный орган для контроля за соблюдением норм этики и морали в СМИ, согласилось большинство.
Любовь Найденова, заместитель директора по научной работе Института социальной и политической психологии, предложила сделать упор на медиа-образование, которое обеспечило бы формирование в развитии ребенка психологических механизмов для его самозащиты от информации, которая может на него отрицательно повлиять.
Этот тезис частично поддержали и другие участники, добавляя при этом, что воспитание и моральные рамки закладываются в семье; и, будучи подкреплены медиа-образованием, которое сейчас в виде эксперимента внедряется в программу общеобразовательных учреждений, должны обезопасить нравственность ребенка от развращения средствами информации. При этом родители, кроме прочего. должны уделять время на совместный просмотр телепрограмм со своими детьми и своими комментариями формировать у ребенка правильное отношение к происходящему на экране.
Представители церквей делали упор на то, что церковь должна более ответственно подходить к созданию крепкого морального стержня у своих прихожан, а поэтому у религиозных организаций должны быть рычаги влияния и мониторинга текущей ситуации для дальнейшего поднятия вопроса о нарушении моральных норм в соответствующем государственном органе.
Глава ассоциации руководителей школ города Киева Юрий Шукевич парировал , что религиозные организации имеют регулятивное влияние на ограниченный круг лиц, и нельзя говорить о роли церкви в жизни школьников города Киева как о неком несомненном факторе влияния. Он также напомнил, что к сожалению, множество детей сегодня воспитываются в неполных семьях, в которых есть только один из родителей; во многих семьях оба родителя работают с утра до вечера с целью обеспечить детей и просто не в состоянии находиться рядом. отслеживать материалы, которые смотрит их чадо, и комментировать их. Также не стоит забывать о проблеме “социального сиротства”, когда ребенок при живых родителях, уехавших на заработки, остается под присмотром бабушек и дедушек, которые в силу своего возраста просто не в состоянии обеспечить должный контроль за родом информации, которую ребенок получает.
Поэтому полностью исключить роль государства в урегулировании вопроса соблюдения норм морали на данном этапе, к сожалению, невозможно.
Глава Комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма Александр Брыгынэць отметил, что взрослые люди, зная о вреде табакокурения и алкоголя, зачастую не могут себя в этом ограничить. Поэтому требовать четкого осознания “это для меня вредно, я это смотреть, слушать и употреблять не буду” от ребенка, как предлагали в обсуждении ранее, по меньшей мере утопично. Соглашаясь, что такие сознательные дети все же могут существовать, он подчеркнул, что это исключение, а вовсе не правило. Доступ к различного рода материалам, которые могут навредить несовершеннолетним, должен быть ограничен не только личной волей и сознательностью ребенка, но и техническими средствами. Необходимо максимально усложнить доступ к ресурсам, содержащих нарушающие этические нормы материалы, для лиц, которые не хотят этим доступом воспользоваться.
Все участники сошлись во мнении, что каналы, транслирующие материалы. которые могут навредить несовершеннолетним (такие как эротика, насилие, криминальные сводки новостей), должны либо быть закодированы, либо же транслировать подобные материалы в отведенное для этого время суток.
Эротизация информационного пространства - наша единственная беда?
Однако, сводя вопрос общественной морали исключительно к рамкам цензуры, эротических материалов и сцен насилия, которые могут навредить несовершеннолетним, никто из участников не упомянул ряд других вопросов, которые наносят не меньший вред - не только несовершеннолетним, но и всему украинскому обществу.
Например, то, что такие важные для нации качества как любовь к Родине, ее культуре; а также спорту усилиями пивных магнатов и их телерекламы пытаются ассоциативно привязать к потреблению определенной марки пива, и даже сформировать в восприятии украинцев неразрывную причинно-следственную связь между этими понятиями.
Учитывая ужасающие масштабы распространения пивного алкоголизма среди молодежи - разве это не “материалы, которые могут навредить несовершеннолетним и обществу в целом”? Да и пиво в качестве базиса любви к Отечеству - довольно сомнительный объединяющий фактор, чтобы такие слоганы не представляли опасности для общественной морали.
Или лазейка в законодательном запрете наружной и телевизионной рекламы табачных и алкогольных изделий, дающая широкое пространство для нарушений в этой сфере. В телеэфире по-прежнему транслируются рекламные ролики крупнейших производителей алкоголя, умалчивается лишь, что вся продукция данной торговой марки является алкогольной; или же мини-стенды с рекламой табачных изделий не только в специализированных точках продажи табачной продукции, но и на каждой кассе супермаркетов национальных торговых сетей. Почему в стремлении защитить подрастающее поколение на эти губительные факторы закрывают глаза?
Систематическое и повсеместное нарушение п.3 ч.1 ст.20 Закона Украины "О рекламе", запрещающего призывать детей к приобретению продукции или обращению к третьим лицам с просьбой сделать покупку также по какой-то причине игнорируется; хотя, кроме прямого нарушения законодательства, такая реклама стимулирует заведомо неплатежеспособную категорию населения к безудрежному потреблению, нанося тем самым вред несовершеннолетним зрителям. А систематическое несоблюдение множеством рекламодателей ч.6 ст. 8 этого же Закона (запрещающей повышать громкость звука рекламы относительно громкости текущей программы) вредит не только моральному облику, но и физическому здоровью детей, отрицательно влияя на их органы слуха.
Проблему представляют и так называемые “баннеры” в сети Интернет, которые даже на сайтах, предназначенных для широкой аудитории, рекламируют порнографическую продукцию и другие не самые моральные ресурсы. Кроме этого, детей и подростков всплывающая реклама настойчиво приглашает в мир массовых онлайн-игр, которые требуют не только огромных времязатрат, но зачастую и немалых финансовых сложений.
Социальные сети предлагают присылать платные смс-сообщения для поднятия в рейтинге или же приобретения так называемых “виртуальных подарков”. А на ряде сайтов посетителю предлагают вступить в бой с изображенным персонажем прямо в окошке баннера, представляя различные средства ведения боя - от боксерских перчаток до меча или топора. Зачастую в качестве противника выступает нарисованная девушка, которую и предлагают попытаться избить или изрубить, вовремя кликая “мышкой”.
Поэтому, помимо соблюдения правил пристойности, этики и морали (п.3. ст. 7 вышеупомянутого Закона), в рекламной сфере есть другие, не менее важные, нерешенные проблемы.