Узбекистан — страна древних памятников, гостеприимных людей и строгой дисциплины

Узбекистан
В массовых туристических местах есть много ограничений
Узбекистан — страна древних памятников, гостеприимных людей и строгой дисциплины
Уровень жизни в Узбекистане достаточно низкий
Вокзал в Ташкенте. Узбекистан
Популярным и достаточно «ходовым» является и железнодорожный транспорт
Узбекистан — настоящая милицейская страна
Узбекистан — настоящая милицейская страна
Узбекистан — страна древних памятников, гостеприимных людей и строгой дисциплины
Улица, которая соединяет железнодорожный вокзал с центром города, названа именем нашего Великого Кобзаря
Узбекистан — страна древних памятников, гостеприимных людей и строгой дисциплины
Такси в Узбекистане — целая индустрия — занимаются практически все, у кого есть автомобиль
Узбекистан — страна древних памятников, гостеприимных людей и строгой дисциплины
Приобрести и национальный автомобиль узбекам тоже не так уж и просто: сначала оплачивают 80% его стоимости, а затем еще год ждут изготовления
Узбекистан. Горы
Нет прямого железнодорожного сообщения с тремя областями Ферганской долины, которая находится в горной местности
Узбекистан — страна древних памятников, гостеприимных людей и строгой дисциплины
Большинство населения во всех уголках страны знает русский язык, хотя младшие поколения уже не так хорошо, как их родители
Узбекистан
Узбекистан — страна древних памятников, гостеприимных людей и строгой дисциплины
Вокзал в Ташкенте. Узбекистан
Узбекистан — настоящая милицейская страна
Узбекистан — страна древних памятников, гостеприимных людей и строгой дисциплины
Узбекистан — страна древних памятников, гостеприимных людей и строгой дисциплины
Узбекистан — страна древних памятников, гостеприимных людей и строгой дисциплины
Узбекистан. Горы
Узбекистан — страна древних памятников, гостеприимных людей и строгой дисциплины
28.08.2015
Оцените статью: 
(545 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Первое, что бросается в глаза, когда ступаешь на узбекскую землю  милиция. А точнее  ее невероятно большое количество. Сначала думала, что так только на вокзале, потом поняла: Узбекистан  настоящая милицейская страна, «зеленые» стражи порядка на каждом шагу. На входах и выходах из переходов, на остановках, в транспорте, просто на улицах, не говоря уже о стратегических объектах, памятниках архитектуры и других людных местах. Выглядело так, будто их просто засевали с вертолета. Первое впечатление складывалось положительное: я чувствовала себя в безопасности, и при необходимости всегда было к кому обратиться за подсказкой или помощью. Но уже через несколько дней странствий по стране эта «безопасность» крайне утомляла, а иногда даже раздражала.

Во-первых, пересекая другую область каждый раз нужно проходить практически тот же таможенный контроль. Во-вторых, проверка документов  частое явление, особенно, если у тебя в руках фотоаппарат. Вообще по правилам страны иностранец, находясь на ее территории, должен иметь регистрацию на каждые третьи сутки. Однако мне приходилось документально подтверждать место проведения каждую ночь. В-третьих, очень много на самом деле интересных объектов фотографировать запрещено. В-четвертых, даже в массовых туристических местах есть много ограничений. И самое отвратительное то, что очень часто в этих местах милиционеры сами за соответствующую плату предлагают нарушить эти ограничения.

Внешне выглядит так, что их все же уважают и даже такие позорные действия оправдывают  мол, «у них также есть дети». Правда при откровенном разговоре в закрытом помещении рядовые узбеки все же признавались, что должны быть очень осторожны, потому что за одно «неправильное» слово (особенно политической или религиозной окраски) можно иметь проблемы с законом.

Кстати, хоть Узбекистан и считается недорогой страной, иностранным туристам здесь туго. Прежде всего, нет устойчивого курса доллара. То есть официально есть, но в банках он минимальный, поэтому все обменивают у уличных «канторов», а те, пользуясь ситуацией, также проводят свою политику. Стоит также отметить, что узбекская национальная валюта (сум) очень дешевая, обменяв триста долларов  становишься миллионером. Это, конечно, весело, но чтобы носить эти деньги с собой, нужен мешок (!)  и это печально. Правда носить их приходится недолго, деньги тают очень быстро. Входные билеты абсолютно во все музеи и другие туристические места для иностранцев минимум в десять раз дороже. На рынках и в торговых комплексах также называют цены в разы выше, поэтому там нужен большой талант торговаться.

Иногда вообще кажется, что все население страны сознательно работает на пополнение государственного бюджета. К примеру, каждый раз на вопрос «как пройти или проехать?» ответ один: «такси». Даже если ехать одну-две остановки, а идти  несколько шагов. Это при том, что во всех городах слаженно функционирует общественный транспорт и, кстати, довольно надлежащего уровня. Узбеки даже не предполагают, что иностранцы, приехавшие в их страну, хотят увидеть ее жизнь с разных ракурсов.

Такси в Узбекистане  целая индустрия  занимаются практически все, у кого есть автомобиль. Чтобы «вызвать» его, нужно просто стать на обочине дороги и поднять руку. «Такса» для своих одна, для иностранцев немного больше, но в любом случае, достаточно дешево. Поскольку автобусных рейсов между городами нет, такси предоставляют услуги и междугородных перевозок. В этом случае им, правда, приходится конкурировать с железнодорожным транспортом и авиаперевозками, что в денежном эквиваленте практически одинаково, но, как правило, гораздо удобнее. В каждом городе есть специальные места, откуда и начинаются маршруты следования. Ситуация, когда на тебя просто налетает «рой» из сотни водителей и в прямом смысле глушит своими предложениями, означает одно  назад дороги нет.

А обусловлено такое «таксонашествие» тем, что большинство водителей «отбивают» деньги за приобретенные автомобили. Они в Узбекистане достаточно дорогие, хотя абсолютно все местного производства (UzDaewoo и Chevrolet). Чтобы ввезти иностранное транспортное средство, нужно на 130% переплатить его стоимость. Впрочем, приобрести и национальный автомобиль узбекам тоже не так уж и просто: сначала оплачивают 80% его стоимости, а затем еще год ждут изготовления. Официально узбекские мужчины якобы гордятся тем, что вкладывают деньги в национальную экономику, хотя иногда все же украдкой признаются в своих амбициях относительно иномарок.

Что касается общественного транспорта, особенно стоит отметить метро. Оно есть только в столице Узбекистана  Ташкенте. Рекламируют его как очень красивое, хотя особой красоты мне так и не удалось там разглядеть. Также я не поняла его практической функции. По вполне объективным причинам пассажиры им не пользуются. Чтобы туда попасть, нужно, конечно, пройти контроль. Кроме этого, если у пассажира с собой фотокамера, ноутбук или планшет, нужно ждать пока проверят эти технические средства. Именно здесь впервые в жизни меня задержала милиция. За то, что я украинка. И пока подходил какой-то начальник, а затем начальник того начальника, для выяснения цели моего визита в Узбекистан в такое непростое время для Украины, я потратила три часа времени. Что, конечно, не стоило двух остановок.

В целом, Ташкент  удивительный город. Кроме средневековых памятников, здесь есть и изысканная европейская архитектура, которая осталась со времен Туркестанского генерал-губернаторства, а также сельские пейзажи практически посреди центра, и грандиозные архитектурные объекты, и бетонные «коробки» советской эпохи (правда, с местным колоритом), и новая эпоха независимости Узбекистана. Интересно  улица, которая соединяет железнодорожный вокзал с центром города, названа именем нашего Великого Кобзаря.

Популярным и достаточно «ходовым» является и железнодорожный транспорт. Кроме обычных поездов, в которых слово «ташкент» чаще употребляется в переносном смысле (из-за жары и духоты), также есть комфортабельные скоростные экспрессы «Афросиаб» «Шарк», «Насаф».

Сейчас столица Узбекистана связана железной дорогой практически со всеми городами юга и запада страны, однако нет прямого железнодорожного сообщения с тремя областями Ферганской долины, которая находится в горной местности. Только сейчас ведется грандиозное строительство железнодорожной линии в этот регион в обход Таджикистана (как это было до сих пор), максимальная высота железной дороги будет пролегать почти на двух с половиной тысячах метров над уровнем моря. Эта железнодорожная ветка также имеет целью разгрузить единственную в этом направлении автомобильную дорогу.

Несмотря на то, что уровень жизни в Узбекистане достаточно низкий (минимальная заработная плата составляет лишь 50 долларов), а многие деревни напоминают жизнь первобытного строя или раскопки древних городов, в целом страна прогрессирует. Повсюду ведется грандиозное строительство дорог, мостов, целых котеджных городков и т. Странным кажется то, что, несмотря на низкий уровень жизни населения, везде достаточно чисто  хотя часто становилась свидетелем, как люди выбрасывали из поезда, автомобиля или просто возле себя разнообразные отходы. А на замечания типа «Как можно так засорять свою же страну?» всегда слышала почти однотипный ответ: «Лучше везде по чуть-чуть, чем много в одном месте»

По языковому барьеру  в общем его не ощущается: большинство населения во всех уголках страны знает русский язык, хотя младшие поколения уже не так хорошо, как их родители.

И напоследок. Узбеки позиционируют себя очень гостеприимной нацией, поэтому при каждом удобном случае стараются это доказать на практике. Особенно, если гость  иностранец. Часто это гостеприимство бывает очень навязчивым: ты спрашиваешь «как пройти», а незнакомец считает нужным не просто объяснить, а отвести тебя к тому месту; ты останавливаешь такси, чтобы добраться до какого-то запланированного места, а таксист потом еще на полдня становится личным водителем; ты принимаешь приглашение в гости, а потом можно не пытаться оттуда вырваться Иногда это даже немного раздражает. Я просто физически не могла принять все эти «акты доброй воли». Но, думаю, это и к лучшему. Ведь на самом деле в Узбекистане стоит быть очень осторожным. Во второй раз одна я бы в эту страну не поехала

Оксана Лоик  для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.